Екатерина Авакова
На злобу дня
Карикатура – история антитолерантности
или свободы слова?
2015 год, Париж. В редакцию газеты «Charlie Hebdo» врываются террористы и расстреливают сотрудников издания. В один день от рук религиозных фанатиков погибают 12 человек: 10 журналистов и двое полицейских. Такую цену пришлось заплатить «свободному и правдивому» французскому еженедельнику за карикатуру с пророком Мухаммедом.

Рисунки. Просто рисунки с преувеличением или акцентом на неприятных чертах всем известных явлений. Несмотря на иллюзию простоты, карикатура уже много веков волнует общественность и достает на свет все самое неприятное и скрытное. Но остается открытым вопрос: должен ли художник придерживаться этических рамок в своем творчестве или ему дозволено все?
История в картинках
Историки сходятся во мнении, что само слово «карикатура» было придумано примерно в XVI веке, а вот направление возникло гораздо раньше. Примерно несколько тысяч лет назад.

Еще в древности люди не боялись и высмеивали сильных мира сего. Так, в Древнем Египте приближенные к фараону вполне могли предстать на настенных рисунках в образе нелепых животных. А при росписи амфор и другой глиняной посуды в Древней Греции доставалось жестоким политикам и даже богам Олимпа. В Риме сатирические изображения тоже создавались, но под жестким контролем: высмеивать разрешалось только врагов императорской власти. Наверное поэтому их изображали косматыми и грязными: нужно было создать образ неразумных животных.

Отметим, что подобные рисунки нельзя считать привычной нам карикатурой. Вряд ли греки осмелились бы изобразить Зевса, жующего от скуки свои молнии – святое трогать нельзя! Наличие в древних рисунках иронии и смешного показывает зарождение нового изобразительного жанра, причем пока еще с четким пониманием, что такое «хорошо», а что такое «плохо».
Пять гротескных голов. Леонардо да Винчи, 1494.
К истокам карикатуры специалисты относят и некоторые работы знаменитого Леонардо да Винчи. Да-да, «Моной Лизой» он не ограничился!

Еще в XIII веке художник начал изображать людей с искаженными чертами лица. По мнению искусствоведов, так он старался запечатлеть необычное и странное в жизни. Самым известным произведением стал эскиз «Пять гротескных голов». В лицах пяти героев одна из главных частей сильно увеличена. При этом у каждого своя особенность: у одного чересчур большой нос, а другому не повезло с подбородком.

Конечно, считать это карикатурой в чистом виде нельзя, но известно, что пример да Винчи вдохновил многих художников в эпоху Ренессанса на поиск уродливого. Да и сейчас зачастую используется именно прием да Винчи: смешное в карикатуре достигается благодаря уродству главного героя рисунка.
После Средневековья религия перестала играть ключевую роль в жизни людей, гораздо важнее стал человек и его природа. Но художники не перестали вдохновляться коллизиями жизни церковников и их паствы - сюжетом многих гравюр и рисунков стала притворная набожность священников и прихожан, которая подавалась в гротескном образе.

В этот момент, когда ценности и приоритеты людей стали поворачиваться в другое русло, карикатуру оценили по достоинству. Конечно, как не посмеяться сегодня над тем, что еще вчера значило всё? Именно в это время уже становится неважно, чьи чувства могут задеть оскорбительные рисунки. Главное – привлечь внимание!

При этом особенности жанра начали формироваться только в XVI веке, что привело к распространению сатирических рисунков в Германии, Голландии, Англии и других странах Европы.

В то время набирают популярность и бытовые сценки. Автором картин с подобным сюжетом был Аннитале Каррадиччи. Именно ему историки приписывают авторство слов «карикатура» и не просто так. Искусствоведы сходятся во мнении, что он нарисовал «Лист карикатур», хотя доподлинно это не известно. На рисунке в простой технике изображены лица людей разных полов и социального положения. Как и у да Винчи, у героев Каррадиччи искажены черты лица, но за счет эмоциональной мимики и более детального образа можно угадать характеры персонажей.
Лист карикатур. Аннитале Каррадиччи, 1595.
Изначально карикатура, как и любой другой жанр изобразительного искусства, создавалась без надписей. Но уже в XVII веке авторы решили дополнить рисунки текстом: он стал расширять смысл изображенного и усиливать остроту. Подобные карикатуры размещались на так называемых «потешных листах». Границы между «хорошо» и «плохо» истончились больше, чем в эпоху Просвещения, при этом карикатура позволяла художникам влиять на свою аудиторию вне зависимости от социального положения или уровня грамотности: темой всегда были социально-значимые вопросы и проблемы.

Модный брак. Уильям Хогарт, 1743 – 1745.
В XVIII веке стали популярны гравюры Уильяма Хогарта. Его сценки вы­смеи­вали нра­вы и взгляды английского об­ще­ст­ва, причем на самых разных его уровнях. Наиболее ценными искусствоведы считают циклы «Выборы» и «Модный брак». В первых картинах художник без прикрас показывал выборную систему в стране: алчность, коррупция и подтасовка. А вот второй цикл автор посвятил высмеиванию семейных традиций в высшем обществе, которые уже давно напрочь развалились.
Расцвет карикатуры пришелся на XIX век. Этому способствовало сразу несколько факторов: новые техники живописи, развитие образования, революционные события в странах Европы и рост печатного производства.

Сатирические картинки стали неотъемлемой частью современной публицистики и обрели массовую популярность. Стоит отметить, что особой востребованностью пользовалась «политическая карикатура». Кто же не любит поругать власть? Подобные рисунки полностью отвечали запросам общества, которое устало от стихийных смен политических режимов и идеологий в разных странах. В общем, карикатура нашла свое время и свое место.
Груши. Оноре Домье, 1831.
Наиболее востребованным художником в то время считался Оноре Домье. Француз во многом сделал изобразительную сатиру полноценным жанром искусства. Его карандашные рисунки со злобной насмешкой и сатирическими образами были легко узнаваемыми и всегда попадали в цель.

Особенно в своих карикатурах он «любил» императора Луи-Филипппа. Причем насмешкам подвергались не столько политика или поведение монарха, сколько августейшая внешность. Самым ярким примером можно считать рисунок «Груши», где четко показана трансформация правителя во фрукт. За эту работу Домье даже угодил на полгода в тюрьму: император болезненно воспринимал издевательства над своей монаршей особой.

Но даже несмотря на внимание властей, расправится с Домье никто не мог. Уже в то время карикатуристов знала и любила толпа, которая могла бы не ждать справедливости и сделать художников героями восстания или мятежа. По этой причине карикатуристов запугивали, им угрожали, но остановить не могли. Такое попустительство многим впоследствии развязало руки.
После популярности жанра в XIX столетии карикатуристы начали расширять границы дозволенного, а власти – менять свой взгляд. Уже к началу XX века сатирические рисунки стали не просто развлечением и реакцией на злобу дня, но и оружием пропаганды и агитации. Осознав силу влияния незамысловатых рисунков, главы и правительства многих стран начали использовать карикатуру для продвижения собственных интересов, взглядов в массы и дестабилизацию как идейного врага, так и военного противника.
Самым ярким примером можно считать карикатурную пропаганду периода Первой мировой войны. Все страны-участники устроили настоящую перестрелку едкими гротескными рисунками. В Российской Империи немцев изображали высокомерными педантами. Карикатуры зачастую сопровождались прозвищами «немец-шмерец» или «колбасник». А в Германии, напротив, Российскую Империю представляли бескультурной, отсталой и агрессивной, а русских – жестокими и бессовестными. И здесь было не до этических рамок: дискредитируй врага как можешь, иначе никак.
После Первой мировой войны огромное влияние карикатуры стало очевидно даже тем, кто еще в этом сомневался. Журналы и газеты вдруг начали уходить от высмеивания идейного врага к нападкам на власти своих собственных стран.

Прекратить такую критику можно было только закрытием издания. К такому крайнему решению и прибегнул тот же Советский Союз, который единовременно закрыл все неугодные газеты и журналы, в том числе и с карикатурами. Правда, в других странах старались обойтись малой кровью – все-таки свобода слова и т.д. – но получалось плохо. Так над карикатурой и потерялся любой контроль.
В каждой избушке свои погремушки
Карикатура не обошла стороной и Россию. Сатирические рисунки обрушивали на головы авторов и цензуру, и гнев сильных мира сего, а также штрафы и тюремный срок. Но, если рассматривать путь именно русской карикатуры и развития ее особенностей, то можно выделить три основных этапа.
XVIII век
Художники высмеивают бытовые особенности и иностранные нравы. Обычно изображения дополнялись рифмованными строчками или остроумными фразами, которые отвечали актуальным тенденциям времени.
середина XIX века – начало XX века
В карикатуре акцент делается на человеческие пороки. Чаще всего сатирические рисунки появляется на страницах периодики, причем начинается выпуск специализированных сатирических журналов. «Сатирикон» и «Новый сатирикон» привлекают самых востребованных художников для политической сатиры.
XX век
На развитие карикатуры повлияли внутриполитические и внешние события. Первая мировая и Гражданская войны сформировали такую форму как плакат. С помощью него продвигали внутренние идеи и боролись с идеологическим врагом.
Конечно, после Великой отечественной войны карикатура не исчезла и не вымерла в советской реалии. Художники продолжили привлекать внимание к проблемам с помощью сатирических рисунков, но со временем жанр стал утрачивать свое значение. В основном этому поспособствовала жесткая цензура, а потом и «свобода слова». В массе карикатура больше не была уникальной, а значит не привлекала внимание и не была провокационной. Поэтому карикатура тихо и мирно уступила место новым, современным тенденциям в разоблачении и высмеивании.

Но это только в России.
В чем истина?
Карикатура на протяжении многих сотен лет показывала все самое противоречивое в обществе и в наиболее издевательской форме. Она разрушала симпатии, репутации, семьи и даже государства. Безграничная критика всегда доводилась до абсурда, который провоцировал высмеивание и принижение социальных явлений. При этом ничто не избежало карающего меча-сатиры: традиции, одежда, идеология, тренды, политические строи, литература, вероисповедание, внешность и многое другое. И людям это нравилось. Да и сейчас нравится.
Да, чаще всего художники не придумывали, а лишь доводили до абсурда то, что было перед глазами общества. Даже в случае агитации и пропаганды. Ведь не зря говорят, что карикатура – это изображение, имеющее большее сходство с оригиналом, чем портрет. Художники показывали изъяны, которые могли бесить, раздражать, провоцировать.

Философы считают, что свобода, интеллектуальная свобода человека состоит в том, чтобы он мог выразить себя, высказывать свои взгляды, которые могут казаться другим неортодоксальными, еретическими и неприемлемыми. Мы все имеем право выражать свое мнение и в той форме, в которой считаем нужным. Каждый из нас может привнести в мир что-то свое.
Газета «Чечня Сегодня».
Но, тем не менее, для каждого из нас есть вещи, которые не терпят критики или смеха. Вера, семья, Родина и много другое. Это то, что делает нас нами и, если будут смеяться над нашим выбором, мы всегда будем его отстаивать и защищать. И иногда – в жестокой форме.

Нельзя оправдать терроризм и насилие. Случай в редакции «Charlie Hebdo» – нарушение всех социальных и моральных норм, правил и границ. Но и художники должны помнить и уважать эти этические рамки, не принимать, а уважать выбор людей. Всегда и во всем нужно знать меру. И нечего примешивать сюда свободу слова или творческий взгляд художника!