елена кудрявцева

Анимированный фашизм

Смешались в кучу свиньи, люди, а также призраки, самолеты и светлячки…
Этот материал мы решили отнести в рубрику "иZOOMление".
А вы знаете аниме, в котором поднимается тема фашизма?
Для обывателя – не для фаната – аниме – это что-то про счастье, огромные сейлормуновские глаза, яркие краски, сдобренные японскими песнями. На деле же аниме занимает невероятно значительное место во всей истории анимации, говоря со зрителем на самые разнообразные и серьезные темы, такие, как фашизм. В нашей небольшой подборке – три анимационных фильма, рассказывающих о войне, любви, человечности и не только.
Могила светлячков (1988)
По мнению некоторых пользователей интернета – «самое грустное аниме в мире». Фильм Исао Такахаты был выпущен вместе с более известным аниме «Мой сосед Тоторо» Хаяо Миядзаки, чтобы «протолкнуть» его в прокате. В итоге оба фильма настолько понравились зрителям, что многие школьные советы закупили их для показа ученикам. «Могила светлячков» была удостоена двух главных призов на Чикагском детском международном кинофестивале (1994) и Специального приза японских критиков «Голубая лента». По мнению американского критика Роджера Эберта это аниме принадлежит к списку лучших фильмов о войне. Действие фильма происходит в конце Второй мировой войны, когда американская авиация бомбит японские города. В нем описана судьба двух японских детей — подростка Сэйты и его сестры Сэцуко. Их мать погибает, отец служит в Императорском флоте Японии и, судя по всему, также погибает. В одном из душещипательных эпизодов дети выпускают в своем убогом жилище (заброшенное убежище) светлячков, но утром обнаруживают их мертвыми. На вопрос сестры, почему они должны были умереть, Сэйта не находит ответа. Прозрачная метафора, от которой на глаза наворачиваются слезы…
Порко Россо (1992)
Прославленный режиссер Хаяо Миядзаки знаменит нетривиальными сюжетными поворотами и способностью настолько очаровывать зрителя, что тот будто переносится в созданный мастером волшебный мир. В «Порко Россо» (что значит «Алый свин» - прозвище, которым награждает персонажа итальянская пресса из-за цвета его гидроплана) воссоздан наш мир, мир людей. Но именно это обстоятельство частично превращает разочарованного в людях летчика-аса в свинью. Крылатой стала реплика главного героя о том, что лучше быть свиньей, чем фашистом.

Атмосфера Адриатики 1920-х гг., воздушные бои, прекрасные женщины, а главное – ощущаемый во всем почерк Миядзаки. Кстати сказать, автор обожает свиней, а авиация – одна из излюбленных тем режиссера (вспомним его последний шедевр «Ветер крепчает»). Так, мы понимаем: даже убежденный пацифист может восхищаться военной техникой и теми, кто ей управляет. Герой – также пацифист: он стреляет врагам в двигатели, чтобы обезвредить их, но не убить. И пусть на лице у него пятачок, а на макушке свиные уши – поступать по-свински он отказывается.

Первый отряд (2009)
Совместный российско-японско-канадский проект представляет собой фэнтези на тему Великой Отечественной войны, действие разворачивается в 1942 году. И это, прежде всего, война двух специальных ведомств, а именно оккультных служб – немецкой «Аненербе» и советского Шестого Отдела Управления Военной Разведки.

Кажется, в пересказе сюжета нужды нет, но для понимания масштабов фантазии авторов стоит упомянуть хотя бы некоторых персонажей: призраки рыцарей Ливонского ордена, призраки погибших от рук фашистов пионеров, дух великого магистра ордена Меча, генерал, гвардии капитан и пионерка с самурайским мечом… Такую войну вы вряд ли когда-либо видели…