Регина Биктимирова
Свобода в религии, полной ограничений
Как трактуется свобода в исламе – религии, известной своими строгими правилами и запретами?
Ислам и свобода – эти два слова кажутся нам несовместимыми. Во многом это связано с клише, которые были навязаны фильмами, сериалами и СМИ. Закреплению этого стереотипа способствовало и само мусульманское сообщество с его ограничивающими свободу порядками и обычаями. В этой статье мы покажем, как «свобода» определяется в самом исламе, на примерах священных текстов. Важно помнить, что государственные трактовки понятия свободы могут сильно отличаться от первоисточника, поскольку они каждый раз приспосабливаются под нужды того или иного исламского режима.
В исламе есть два незыблемых источника права: Коран, который воспринимается верующими как прямая речь Всевышнего Аллаха, и Шариат, который был создан на жизнеописании Пророка Мухаммеда (сире). Помимо этого, в настоящее время в исламе существует пять правовых школ (в раннем Средневековье их было в два раза больше). Этими правовыми школами (мазхабами), регламентируются практически все стороны жизни мусульманина: от того, в каком положении рук должна быть прочитана молитва, и до того, кто должен стоять у верховной власти в стране. Разница между странами в пределах исламского мира, а порой и регионами внутри одного государства может быть колоссальной. Например, в РФ мусульманские общины, помимо этнического разделения, имеют ещё и религиозное: в Татарстане и Башкортостане главенствующим является ислам ханафитского толка, а вот в Ингушетии, Чечне и Дагестане – шафиитского. При этом обе формы не признают друг друга, что приводит к разобщению данных групп вне границ их традиционного проживания – татарская и ингушская общины, скорее всего, не будут ходить в одну мечеть в Петербурге, а создадут свои собственные.
СВОБОДА В ИСЛАМЕ
Поскольку высший закон – это слово Аллаха, в самом общем смысле, свободу в исламе можно определить, как «разрешено всё то, что не запрещено». Рамки и ограничения существуют для того, чтобы человек не мог причинить вреда себе и другим. Ислам всем своим последователям обещает свободу от принуждения и адских мук (если не в этом мире, то в жизни последующей). Само принятие ислама осуществляется без принуждения – этот выбор человек должен сделать осознанно и по собственной воле.
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения». (Коран, 2:256)
В исламе любой верующий изначально свободен. Мусульманин не может быть обращён в рабство на территории Дар-аль Ислама («Земли Ислама»), т.е. любого государства, в котором ислам – господствующая религия (однако это не распространяется на мятежников, преступников и еретиков). Для любого мусульманина запретна кровь/жизнь, имущество и честь другого мусульманина. Его нельзя обратить в раба ни за долги, ни за другие проступки. Великим благодеянием при этом считается спасение из рабства одного мусульманина другим. В исламе очень ценится освобождение любого живого существа из плена – даже выпускание птиц из клеток считается богоугодным делом. Единственная мусульманская страна, где на сегодняшний день на практике продолжает существовать рабство, – это Мавритания. Сохранению данного уклада во многом способствует распространённая там ложная интерпретация ислама, согласно которой рабство – это воля Аллаха, а попадание раба в рай зависит от мнения хозяина. Значительную роль играют также неграмотность и бедность – рабы не способны самостоятельно обеспечить себе проживание и продовольствие в экстремальных климатических условиях пустыни.
Свобода мужчин в исламе
Согласно Корану, первым человеком на Земле был мужчина, и звали его Адам. Адама же Аллах назначил наместником Бога на Земле, то есть халифом. Это объясняет высокий статус мужчины в мусульманском мире. Практически с начала совершения намаза, т.е. в период с 7-10 лет, мальчик в исламе начинает наделяться всё большими правами, свободами и обязанностями, при условии, что он является дееспособным. Мужчина является главой семьи, владеет имуществом, имеет право объявить развод. Мужчина несет повинности и платит налоги. Только мужчина имеет право стать правителем государства, наделяться религиозными титулами и становиться имамом мечетей. Судьями тоже могут быть только мужчины. Уровень свободы мужчин и женщин в исламском обществе совершенно несравним. Дееспособные мужчины обладают всеми правами, женщины же обладают лишь теми, которые им дозволено иметь в том или ином регионе. Особенно сильно эта разница в степени свободы прослеживается в патриархальных и традиционалистских обществах исламского мира (Саудовская Аравия, где женщинам разрешили водить автомобиль только в 2017 году, Афганистан, Пакистан).
Отдельно стоит сказать про права мужчин-немусульман. Чаще всего, если мы говорим о традиционной стране, мужчины-немусульмане также ограничены в правах, но не настолько сильно, как женщины. Если, к примеру, в Азербайджане или Малайзии, мужчина имеет паспорт гражданина страны, то никакой сегрегации по религиозному принципу он не подвергается. Но в абсолютном большинстве других государств, где ислам является государственной религией, к немусульманам относятся с недоверием, для них затруднён вход на государственную и воинскую службу, в частных компаниях их карьерный рост также может быть ограничен.
Свобода женщин в исламе
Положение женщины в исламе определяется достаточно чётко в самом Коране, как первичном источнике Шариата. Безусловно, женщины в исламе защищены во многих отношениях от напастей внешнего мира, но порой они оказываются абсолютно беззащитны перед проблемами внутри семьи. «Защищённость» женщины определяется в следующем: мужчина-опекун (муж, брат, отец) обязан обеспечивать её минимальным продовольствием и крышей над головой. В случае наследства имущества, женщина имеет свою долю. Однако, говоря о свободе женщин в исламе, проще определить, в чём её нет.

Уровень свободы женщин в государствах мусульманского мира является большой проблемой. Существует только считанное количество стран, в которых права женщин уравновешены с правами мужчин. Судить об уровне свободы женщин в странах с преимущественно мусульманским населением во многом принято по внешнему виду – тому, во что женщина облачена. Чем более современна и вестернизирована страна, тем больше женщин с открытыми лицами в европейской одежде можно встретить на улицах. Но даже здесь есть свои исключения – например, остров Суматра в составе Индонезии. Абсолютное большинство женщин там носят достаточно строгие и аскетичные одеяния, часто бывают одеты в хиджаб и паранжу (в отличие от того, что носят женщины в соседней Малайзии), и визуально этот уголок исламского мира ничем не отличим от множества других. При этом женщины наделены почти всеми правами мужчин: по женской линии передаётся имущество, осуществляются залоговые сделки и оформляется наследство. Откуда и почему берётся такая разница?
Коран не даёт точных указаний насчёт хиджаба, что даёт вариативную трактовку этих норм. «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали себя. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих близких» (Коран, 24:31). Интерпретация того, как должна одеваться женщина-мусульманка имеет множество вариантов в разных странах, регионах и даже порой в отдельных семьях. Очень велика разница между положением женщин в Турции и Катаре, но не менее велика она между разными эмиратами ОАЭ, где один [Дубай] считается мировой столицей эскорта и проституции, а второй [Шарджа] – чуть ли не последним островком традиционной мусульманской культуры в мире. Несмотря на то, что государства Персидского залива стараются создать для мира облик максимально прогрессивных стран (тут стоит вспомнить и широко-рекламируемый Экспо-2020 и ЧМ-2022), уровень свобод для женщин, в том числе и иностранок, остаётся по-прежнему крайне низким.
Как и в любой стране мира, где имеется значительная доля мусульманского населения, в России можно встретить женщин в самых разных вариантах одежды, с разными карьерными перспективами. Во многом их будущее определяется их семьями, однако есть и те тенденции, которые уже сложно не замечать: если Татарстан все больше открывается для внешнего мира, то Чечня и Ингушетия, скорее, наоборот, закрываются. Это можно проследить даже по образовательной миграции внутри России – молодёжь с Кавказа практически не выезжает получать образование за его пределы, а вероятность встретить чеченскую или ингушскую девушку на первом курсе бакалавриата в Петербурге очень мала.
Свобода котиков в исламе
Кошки имеют в исламе исключительные права в сравнении с остальными живыми существами. Они официально признаются чистыми животными с религиозной точки зрения, что даёт им право сопровождать своего хозяина в любые места, в том числе и на молитву в мечеть. Кошка может даже спать в одной постели с человеком. Согласно Шариату, слюна и шерсть этих животных считаются также чистыми, и сама кошка признаётся членом семьи, за которого человеку необходимо нести ответственность; причинение ей вреда карается, в том числе и адскими муками. На собак такая свобода, разумеется, не распространяется.
У пророка Мухаммеда, по свидетельствам, была кошка абиссинской породы белого цвета, с разноцветными глазами. В жизнеописании пророка сохранилось несколько историй, описывающих его трогательное отношение к своему питомцу. Кошка постоянно находилась в непосредственной близости к пророку, он позволял ей спать на своей одежде, и она даже могла спокойно пить воду, предназначенную для омовения. Сегодня во многих богатых мусульманских семьях Индонезии и Малайзии живут огромные мейн-куны, у которых есть собственные комнаты в домах.
Свобода в исламской стране
Ислам предоставляет человеку политическую свободу. Мусульманская община (умма) в праве самостоятельно выбирать собственных лидеров и, при необходимости, их смещать. Помимо этого, ислам гарантирует духовную, интеллектуальную и физическую свободу. В 1990 году была принята Каирская декларация о правах человека в исламе. Она представляет собой видоизменённую под исламские нормы Всеобщую декларацию прав человека 1948 года. Её заверило 45 государств-членов Организации исламского сотрудничества. Декларация запрещает любого рода дискриминацию – в том числе по расовому, языковому, половому и религиозному признакам. Она провозглашает святость жизни и важность её сохранения. Также декларация гарантирует мирному населению право на продовольствие, жильё, безопасность и лечение в военное время.

Не во всех странах мира возможно исповедовать ислам свободно. По этой причине, ряд государств приняли разного рода программы по защите мусульманского населения. По этим программам, в состоятельных мусульманских странах созданы и работают отдельные фонды и организации, которые помогают нуждающимся в релокации, а также в поисках нового жилья, работы, средств к существованию. Например, Малайзия приняла большое количество мусульман-чамов во время мусульманского геноцида в Камбодже, а также мусульман-рахинья из Бирмы.
Ислам сегодня
Как мы можем видеть, свобода в исламе есть, и это два совместимых между собой понятия. Только определяется она специфически, из-за чего её границы в каждом мусульманском государстве, регионе и семье трактуются совершенно по-разному. Ислам сегодня является самой быстрорастущей религией в мире. При этом сам он, как образец традиционализма, стремительно уходит из жизни рядовых мусульман – они отходят от ортодоксальных догм и многих культурных традиций своей религии, потому что они не отражают реалий сегодняшнего дня. Даже самые консервативные мусульманские монархии Персидского залива вынуждены соответствовать духу времени и двигаться в сторону расширения индивидуальной свободы. Они меняют представление о статусе женщины в обществе, делают ставку на технологическое развитие и открывают свои страны для чужеродного культурного влияния с его ценностями. Свобода в реализации себя, своих талантов и возможностей становится главенствующей – понимая это, правители мусульманских государств делают всё, чтобы удержать человеческий капитал и интегрировать ислам в современные реалии.
Технологии приходят и в жизнь самих мусульман. Эпидемия COVID-19 сделала невозможными для мусульман хадж, умру (паломничество) и посещение ближайшей мечети. Многие традиционные действия, которые раньше мусульмане выполняли лично (пожертвования, выплата закята (налога), посещение больных и заключённых), теперь делегируются, либо совершаются виртуально – что освобождает время и даёт больше свободы. Также технологии позволяют мусульманам, не знающим арабский, читать Священный Коран, получать доступ к виртуальному обучению и т.д. Технический прогресс освобождает время и самих людей, у которых появляется больше возможностей быть самими собой и практиковать свою веру. Всё это даёт надежду на то, что ислам станет более свободной религией, где социальный разрыв между мужчиной и женщиной сократится, и все получат равные права.