Мария Качура
Субкультура и свобода
Как возникали субкультуры и где они сейчас

Что такое субкультура? Какими были первые "неформалы"? Действительно ли принадлежность к субкультуре подразумевает свободу? И, наконец, что происходит с субкультурами сейчас?

Что такое субкультура
Субкультура - термин, обозначающий часть общественной культуры, отличающуюся от преобладающей
Для начала разберёмся с "рабочим понятием": субкультура - термин, обозначающий часть общественной культуры, отличающуюся от преобладающей. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. В более узком смысле термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры. Особенно часто слово "субкультура" употребляется по отношению к объединениям молодежи. Тем не менее, стоит разграничивать субкультуры и молодежные сообщества.



В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».

Согласно сложившейся традиции, под молодежными субкультурами понимают сообщества, связанные с досуговой деятельностью (так называемые «неформальные объединения молодежи»). Учебно-профессиональные сообщества как субкультуры не рассматриваются, хотя они и соответствуют определению субкультуры. Например, студенты, обучающиеся в одном вузе, и тем более на одном факультете, объединены множеством идентифицирующих признаков, однако термин «субкультура» по отношению к ним обычно не употребляется.

Дэвид Рисмен

Почему возникают субкультуры
Молодежные субкультуры в их современном виде возникли в середине ХХ века, вскоре после окончания Второй Мировой войны. Их появление было обусловлено развитием западной цивилизации, в частности увеличением длительности социализации перед вступлением во взрослую жизнь (что привело к появлению у молодых свободного времени) и ростом благосостояния (что привело к появлению у них же денег, которые можно тратить на себя).

Молодежные субкультуры наиболее распространены в городах, особенно крупных. В цивилизационном отношении для развития субкультур наиболее благоприятно общество «западного» типа, поощряющее проявление индивидуальности, личной активности. Поэтому субкультуры наиболее представлены в Европе, США, Канаде, развитых странах Восточной Азии, а из стран бывшего Советского Союза — в крупных городах России, Украины, Белоруссии, в Прибалтике.
Формы молодежных субкультур обычно заимствуются из других стран (чаще всего, из Европы и США), но при переносе на местную почву они могут заметно изменяться. Так, рэп-культура, возникшая в негритянских кварталах США, в России испытала влияние традиций уличной среды.

Молодежные субкультуры не статичны, и в ходе своего исторического развития они могут значительно трансформироваться. Так, панк-движение в России на протяжении 1980-2000-х годов претерпело серьезные изменения.

Последнее время распространено мнение о размывании субкультур, обусловленном повышенным выбором стилевых возможностей (особенно в мегаполисах), интенсивными информационными потоками. Развитие субкультур всё более тесно связано с развитием виртуального пространства, особенно интернета. «Всемирная паутина» позволяет значительно расширить возможности поиска единомышленников, упростить процесс общения. При этом всё более типично «коллекционирование» молодыми людьми субкультурных идентификаций в ущерб серьезному погружению в идеологию и практики одной-двух субкультур.

Объединяющие факторы
Для успешного существования того или иного сообщества необходимо наличие как можно большего количества объединяющих факторов (для одной субкультуры их может быть несколько, причем этот список далеко не полон):
Общая деятельность
Наиболее важная составляющая бытования субкультуры: возможность производить совместную деятельность делает объединение людей осмысленным. Для спортсменов такой субкультурной деятельностью являются занятия спортом; для туристов — походы; для участников литературных объединений — творчество, обсуждение произведений друг друга и других авторов жанра; для агрессивных сообществ — совместное участие в силовых конфликтах.
Музыкальный стиль
Наличие собственного музыкального стиля является для субкультуры мощным сплачивающим фактором, поскольку, во-первых, обеспечивает совместную деятельность — посещение концертов, прослушивание и исполнение музыки, обмен записями. Во-вторых, привлекает в субкультуру новых участников — поклонников музыкального стиля, что позволяет обновлять состав участников. В-третьих, дает повод для эмоционального переживания и самовыражения. Для хиппи таким субкультурным стилем является традиционный гитарный рок, для панков — панк-рок, для скинхедов — oi, для растаманов — регги, для эмо и готов — соответственно эмо- и готический рок.
Политическая позиция
Данный сплачивающий фактор актуален для политизированных групп, в современной России они объединяются в пять направлений: проправительственные, левые (коммунисты и анархисты), ультраправые, либерально-демократические и державные.
Произведение искусства
Так, книги Дж.Р. Толкиена стимулировали создание субкультуры толкинистов; вторая волна этого интереса возникла после выхода на экраны в начале 2000-х годов экранизации этой книги. Круг поклонников и подражателей возник также вокруг романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере.
Выдающийся человек
Выдающийся человек может осознанно или невольно стать основателем круга поклонников. Например, в начале 1980-х годов такой круг поклонниц существовал вокруг Аллы Пугачевой, а в начале 1990-х — вокруг группы «Ласковый май».
Субкультура и контркультура
Старейшей контркультурой является контркультура преступного мира. Её появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдалённые места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жёсткая субкультура с чёткой иерархической лестницей и своими законами. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

В России после 1990-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

Ещё один яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Не следует путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и другими политическими убеждениями.



Скинхеды
История субкультур
Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три «волны».
Стиляги
Первая волна

Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «стильно», за что и получили презрительное определение «стиляги». Общественность отреагировала на их появление достаточно жестко: появились лозунги по типу «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст», высмеивался и осуждался внешний вид стиляг; советский народ с презрением относился и к узким брюкам, и к желанию молодежи одеваться на западный манер. Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.


Вторая волна

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобрело важную составляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х –начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и хиппи, и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.
Хиппи
Отличительной чертой хиппи были длинные волосы у девушек и у парней, что вызывало резкое осуждение консервативной части советского общества. Помимо волос, хиппи отличало миролюбивое отношение к жизни, желание заниматься искусством и саморазвитием.
Панки
Панки тоже всегда выделялись из толпы своим внешним видом: прежде всего - ирокезом, а затем и пирсингом, и одеждой. Панки считали себя анархистами и не признавали любую власть, вели себя вызывающе, тем самым показывая свое презрительное отношение к современному обществу и его строю.
Металлисты
Металлисты всегда были преимущественно мужской субкультурой. Их часто путают с панками, однако существует множество различий, большинство из которых кроется в самой металл-музыке. Большинство групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, многие группы затрагивают проблему добра и зла.
Готы
Третья волна

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Необходимо упомянуть о таких субкультурах, как готы и эмо. Они появились в начале 80-х годов прошлого века.

Готы традиционно отдают предпочтение черному цвету в одежде. Многие из них прибегали к белому гриму лица, придавая ему неестественно бледный цвет, им была свойственна различная оккультная символика. Причиной их возникновения считается готический рок.

Направление эмо тоже связывают с музыкой. Музыка, как можно понять из названия субкультуры, была эмоциональной, эти эмоции обеспечивались голосом вокалиста. Характерной отличительной чертой являлась одежда с яркими розовыми тонами.


Агата Кристи - российская готик-рок группа
Animal ДжаZ - была одной из популярных эмо-групп в 2005-2010

Субкультура в наши дни
Несмотря ни на что, сейчас субкультуры по-прежнему существуют. Некоторые из них - пережитки предшествующих субкультур, некоторые - новые молодежные течения, навязанные маркетологами (к ним можно отнести, например, YouTube-видеоблогеров, сетевых геймеров, тематических блогеров, граффитистов и поклонников различных сериалов). В отдельную группу можно выделить молодых людей, которые осознали свой гражданский долг и стали участвовать в митингах, чтобы защитить свои права. Сейчас появились другие типы молодежных объединений, которые уже не так сильно привязаны к ярлыкам и точным определениям «кто ты». Их можно назвать солидарностями, которые не требуют такого жесткого входа, точного знания культурных цитат, постоянных отсылок к музыке и всего с этим связанным. Более значимыми становятся взгляды на общественный строй: например, некоторым молодым людям ближе демократия и гендерное равенство, другим - авторитаризм и патриархат. Можно сказать, что сейчас как никогда раньше для молодёжи становится важна свобода в политическом понимании.

«Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы»
Шарль Луи Монтескьё