Виктор Кириллов
Взрыв как символ человеческого зла*
*по мнению Дэвида Линча
Можно проштудировать сотни трудов о Большом взрыве или рассуждать о полезности «взрыва идей» в культуре, но всё же взрыв – в первую очередь символ разрушения, а не созидания. В телесериале «Твин Пикс», продолженном Дэвидом Линчем в 2017 году, он и вовсе обрёл мистическое звучание.
Когда три десятилетия назад телезрители с упоением смотрели «Твин Пикс» с его тёплой атмосферой провинциального американского городка, чертовски хорошим кофе и вишнёвыми пирогами, мистическая составляющая популярного сериала была минимальной. В какие-то моменты она даже казалась инородной. Тихий городок с добрыми людьми словно
нехотя подвергался атакам потусторонних злых сил, и герои сериала, на первый взгляд, не были в том повинны. Главным злодеем и настоящим убийцей Лоры Палмер был Боб – дух из Чёрного Вигвама, уже давно проникший в наш мир, а его «хозяин», осуществивший преступление своими руками, искренне раскаивался в содеянном.

Много лет спустя Дэвида Линча спросили: «Кто такой Боб в реальной жизни?» Он ответил: «Это плохие люди». Одним словом, нечего списывать человеческое зло на потусторонний мир. В третьем сезоне «Твин Пикс» эта мысль получила развитие в символе взрыва.

На важность взрыва намекнула небольшая сцена в 7-м эпизоде, где помощник
директора ФБР Гордон Коул в исполнении самого Линча сидел в своём кабинете, насвистывая то ли мелодию Нино Рота из «Амаркорда» Феллини, то ли песню «Engel» от Rammstein. Последнее предположение кажется более уместным, учитывая мрачный посыл композиции Rammstein. За фигурой Коула – большой плакат с изображением ядерного гриба, скорее всего, снятого во время одного из испытаний на Невадском полигоне.

Полигон в Неваде за 40-летнюю историю ядерных испытаний, с 1951 по 1992 годы, выдержал около тысячи взрывов, из которых примерно сотня на раннем этапе испытаний, в 1950-е – начале 1960-х годов, происходила на открытой поверхности. Большинство известных в США фотоснимков ядерных грибов с самых разных ракурсов сделаны именно тогда и именно там.

Последствия взрывов фиксировались не только военными, но и простыми обывателями – недалеко от полигона располагался Лас-Вегас, и туристический бизнес воспользовался этим преимуществом. Отели рекламировали свои номера, из окон которых можно было наблюдать взрывы, казино устраивали особые «рассветные вечеринки», публиковались календари с графиком ядерных испытаний, энтузиасты даже организовывали пикники на холмах, откуда открывался хороший вид в сторону полигона.

В то время явление ядерных осадков и последствия радиации ещё не были толком изучены. Высокий процент раковых заболеваний и смертности среди военных, обслуживающих полигон, и среди местных жителей был выявлен гораздо позже.
В 8-м эпизоде история героев сериала неожиданно прерывается на историческое отступление. Зрители видят титры с точным временем и местом действия: «16 июля 1945 года. Белые Пески, Нью-Мексико. 5:29». Никогда до этого вселенная «Твин Пикс» не была столь точной. Далее после обратного отсчёта от десяти до одного нам показывают взрыв – самый первый взрыв атомной бомбы в истории, за которым следует хаотичное движение материи, с трудом поддающееся интерпретации.
Бомба носила непринуждённое название «Штучка» («Gadget»), а её испытание под кодовым названием «Тринити» нужно было для подготовки реальной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Поэтому фоновой музыкой к взрыву в «Твин Пикс» звучит «Плач по жертвам Хиросимы» польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Авангардистская композиция 1960 года режет слух и заставляет чувствовать себя неуютно, и это усиливает неестественность, негармоничность происходящего на экране.

Реальные кадры операции «Тринити» завораживают ничуть не менее, чем фантазия Дэвида Линча:
Что же происходит после взрыва? Режиссёр показывает, как из темноты появляется неизвестная сущность, названная в титрах «Эксперимент», которая порождает Боба.
Впоследствии зритель догадывается, что «Эксперимент» – это таинственная Джуди, воплощение абсолютного зла, а Боб в какой-то степени её сын. Выходит, что всё то зло, которое творил Боб, пришло в нашу реальность после ядерного взрыва 1945 года. Взрыв не просто разрушил часть материи – он размыл границы человеческого мира, допустив в него потустороннее. Одним словом, за ярким и простым символом взрыва скрывается не только и не столько трагедия жертв войн, в том числе жителей Хиросимы и Нагасаки, но и все те страдания, которые приносит зло, исходящее от самих людей.

Третий сезон «Твин Пикс» начинается с предупреждения Пожарного: «Оно уже в нашем доме». Скорее всего, речь шла о Джуди, проникшей в реальный мир. Но разве злые духи виноваты в том, что мы сами допустили их визит?..