Анна махорт
"Смелое" искусство - жертвоприношения художников


О поиске новых форм, экспериментах и современном искусстве...
Вне зависимости от времени и пространства искусство всегда было и будет многоликим. Поиском его места в жизни общества и отдельного человека человечество занимается на протяжении уже нескольких столетий. С каждым годом появляется все больше форм и языков, поэтому процесс поиска бесконечен.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Одной из новейших форм искусства считается эксперимент. В искусстве он связан с изменением художественных традиций и разрушением стереотипов. Экспериментальное творчество включает в себя переосмысление забытых ресурсов искусства, пересмотр старых и раскрытие новых границ реальности. Благодаря искусственно созданным условиям в творческом процессе зарождается новая реальность, а старые рамки просто перестают существовать.
Задача эксперимента в искусстве заключается в проигрывании как можно большего числа возможностей, которые составляли, или составляют потенциальное богатство времени и человеческого поведения. Искусство действия определяется разными терминами. Среди них есть актуальные — например, перформанс и акция; менее актуальные — например, боди-арт; и совсем забытые — хеппенинг или энвайронмент.

ПЕРФОМАНС

Перформанс (от английского performance — «представление») — это форма изобразительного искусства и направление акционизма, в которой произведением являются совокупность действий автора или группы приглашенных лиц по заранее спланированному сценарию.
ХЕППЕНИНГ

Хе́ппенинг (или хэ́ппенинг, англ. happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, чёткого сценария.
АКЦИОНИЗМ

Акциони́зм — форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы в Западной Европе. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения.
ЭНВАЙРОНМЕНТ

Энвайронмент (англ. Environment – окружение, среда) – синтетический вид искусства, направленный на создание среды, по возможности всесторонне воздействующей на реципиента (зрителя, участника).
БОДИ-АРТ

Боди-арт (англ. body art «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, сложившееся в 1960-е годы. Главным объектом боди-арта становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.
«Прыжок в пустоту»
Ива Кляйна, 1960 год
Олег Кулик во время одного из своих перформансов, 1990-е годы
Герман Нитч (стоит в центре) во время одной из частей перформанса «Театра оргий и мистерий».
БИНГЕМТОНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, НЬЮ-ЙОРК, 1970 ГОД
Классический перформанс — это искусство, в котором вместо кисти и хол­ста только тело художника. Тогда произведением оказываются само действие, его документация и взаимодействие творца с аудиторией. Автор заранее выбирает место и время перформанса, прописывает сце­нарий и предугадывает вероятные реакции. Однако он не застрахован от возможных ошибок.



Понятие авангарда в искусстве лишено всякого смысла. Я могу понять, что это означает применительно к спорту, например. Но признавать авангард в искусстве — значит признавать в искусстве прогресс. Прогресс в технике — я понимаю, что это значит: это более совершенные машины, способные лучше и точнее выполнять возложенную на них функцию. Как можно быть более передовым в искусстве: возможно ли поэтому, что Томас Манн лучше Шекспира?
- Андрей Тарковский об эксперименте в искусстве
Марина Абрамович
Югославская художница, организатор перформансов Марина Абрамович — неоспоримый авторитет в мире современного искусства. О ее перформансах и инсталляциях продолжают говорить десятилетия спустя. Одна из самых известных ее акций называлась «Rhythm 0» и была организована в 1974 году в Неаполе.

Некоторые люди заставляли ее сесть, чтобы можно было унижать ее.
Задумка «Rhythm 0» была очень проста: Абрамович стояла посреди комнаты с табличкой на груди, которая гласила: «Инструкции: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне как хочется. Перформанс. Я — объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера — 2 часа ночи)».
На столе лежали «предметы для удовольствия» и «предметы для разрушения». Среди безвредных предметов были цветы и перья. Среди опасных — нож, бритвенные лезвия и заряженный пистолет.

Некоторые прикрепляли к ней различные предметы.
Все началось с малого. Кто-то развернул ее вокруг оси. Кто-то поднял ее руки вверх. Кто-то к ней интимным образом прикоснулся...
- Художественный критик Томас Макэвилли, наблюдавший за перформансом
На третий час с нее срезали лезвиями всю одежду. На четвертый час теми же лезвиями начали исследовать ее кожу. Ее подвергли сексуальным домогательствам. Она была так сосредоточена на произведении, что не стала бы сопротивляться ни изнасилованию, ни убийству. В последние два часа все стало еще хуже...
- Художественный критик Томас Макэвилли, наблюдавший за перформансом
Один мужчина использовал лезвие, чтобы сделать у нее на шее надрез. Кто-то заставил ее направить на себя пистолет.
Я чувствовала себя изнасилованной, они срезали одежду, они втыкали мне в живот шипы роз, приставляли пистолет к моей голове, другой бы сломался...
- Марина Абрамович
После перформанса Абрамович начала ходить среди зрителей. Они не могли смотреть ей в глаза. Люди не хотели никакого конфликта с ней. Они не хотели, чтобы их считали ответственными или осуждали за то, что они делали. Казалось, они хотят забыть, с каким удовольствием причиняли ей боль.
«Эта работа раскрывает нечто ужасное о человечестве. Она показывает, как быстро человек может причинить тебе боль при подходящих обстоятельствах. Она показывает, как легко обезличить человека, который не сопротивляется, который не защищает себя. Она показывает, что, если создать соответствующие обстоятельства, большинство «нормальных» людей, очевидно, могут стать очень жестокими» - Марина Абрамович.
LIVING ART
Со временем перформанс перестал быть единствен­ным. Например, появились так называемые делегированные перформансы, когда автор выступает как куратор, организуя не собственное тело, а чужие тела. Формой делегированного перформанса является перформанс массовый, народный — популярные сейчас флешмобы или монстрации, когда люди вы­ходят на первомайское шествие с абсурдными лозунгами.
Рождается новая сторона перформанса — living art, то есть искусство жизни, когда искусство и жизнь автора слиты воедино. Чаще всего такое слияние жизни и искус­ства героиче­ское.
Об эксперименте и поиске, как правило, больше всего говорят в связи с авангардом. Но что значит эксперимент в искусстве? Попробовать и посмотреть, что получится? Но если не получилось, то и смотреть не на что: это частная проблема неудачника. Ибо произведение искусства несет в себе эстетическую и мировоззренческую цельность и завершенность — это организм, способный жить и развиваться по своим законам. Можно ли говорить об эксперименте при рождении ребенка? Это и безнравственно, и бессмысленно...
-Андрей Тарковский об эксперименте в искусстве
Тейчин Сье
В течение следующего года он каждый час отмечал факт собственного присутствия в квартире с помощью табельных часов и фотоаппарата — соот­ветственно, не имея возможности засыпать или покидать квартиру дольше чем на 59 минут.

Один из самых невероятных и действительно героических примеров — это пять перформансов художника Тичина Cmt из Тайваня. Каждый из них длился по году. Первый год Тейчин Сье сидел в клетке. У него были еда и вода, но он запретил себе говорить, читать, писать, смотреть телевизор — мог только думать и, так сказать, познавать себя. Зрители допускались к нему раз или два в месяц.
На третий год он запретил себе заходить в помещения и даже пря­таться от дождя под навесами — жил под открытым небом; этот перформанс был прерван на 15 часов: его забрала полиция, и Тейчин Сье был в отчаянии, потому что участок — это крыша.
Четвертый год — самый страшный для психики художника: это был перформанс на двоих. К художнику длинной веревкой была привязана другая участница, Линда Монтано, и год они провели неразлучно. Их отношения были лишены эротики: им было запрещено касаться друг друга, но каждый из них зависел от другого. Известно, что они много ссорились и вообще этот год дался им мучительно.


Наконец, на пятый Тейчин Сье обязался не говорить об искус­стве, не читать о нем, не заниматься им и не смотреть на него. А после этого на тринадцать лет поклялся заниматься искусством без зрителя, никому не по­казывая результатов своего труда.

Living art часто принимает болезненные формы. Одним из ярчайших при­меров самоистязания является опыт русского художника Олега Мавроматти. Акция называлась «Свой/Чужой» и предпола­гала возможную смерть в прямом эфире. На неделю было объявлено онлайн-голосование, жить Мавроматти или умереть. Когда число голосов за "смерть" достигало опреде­ленных цифр, художника больно било током. Если бы по ито­гам голосования голосов за смерть оказалось вдвое больше, то электрический импульс его бы убил. К счастью, этого не случилось.



А может быть, об авангарде и эксперименте заговорили те, кто не способны были отделить зерна от плевел? И попросту терялись перед новыми эстетическими структурами и, заблудившись в действительных находках и свершениях, не способные найти свой критерий, подверстывали под эти определения все, что выходило за рамки привычного и понятного для них на всякий случай, чтобы не ошибиться? Смешно, что когда Пикассо спросили о его «поиске», то он ответил остроумно и точно, явно раздраженный вопросом: «Я не ищу, я нахожу»
-Андрей Тарковский об эксперименте в искусстве
Так почему такой смелый жанр настолько сейчас популярен? Ответ прост.

Эксперимент как форма уже давно вышел за рамки понимания культурной среды. Благодаря своей самобытности такое направление искусства не только расширило мировосприятие и мироощущение человека, но и дало огромный толчок для дальнейшего развития всего сущего.