Гостья в доме отца
Голосами девушек из средней Азии о том, какой статус имеют дочери на Востоке сегодня


‒ Я не Улбосын! Сколько раз повторять? Я ‒ Катя.

‒ Улбосын, Улбосын. А если Наинка снова родит девочку, будет Кыздыгой.

‒ А Кызгыдой что значит?

‒ Кыдыздой переводится как «перестань рожать девочек».

‒ А кого нужно рожать, чтобы дали нормальное имя? ‒ Катя села расплетать косички.

‒ Мальчиков, конечно. Сыновей!

Екатерина Манойло, «Отец смотрит на запад»


Выбор имени ребенка ‒ большой вопрос для родителей. В разных культурах есть отличные традиции выбора имени: где-то сверяются со святками, где-то передают имена предков, где-то через имя пытаются программировать судьбу ребенка, а где-то используют «имена-заклинания». Последние распространены на Востоке, и адресованы совсем не новорожденному, а следующему ребенку.

В Казахстане живут девушки с именами Улбосын («пусть будет сын»), Улжан («душа мальчика»), Улжалгас («пусть род продолжит сын»); в Туркменистане ‒ Огулгерек («нужен мальчик»), Огулшат («мальчику будем рады»), Огулбайрам («праздник, когда родится мальчик»), Бесдир («стоп»), Гызсоны («девочки кончились»); в Дагестане ‒ Кистаман («хватит девочек»), Бесханум («хватит девочек»), Улан-герек («нужен мальчик»); в Айзербайджане ‒ Кифаят («довольно»), Гызгайыт («девочка, вернись назад»); в Китае ‒ Чжао Ди («звать сына»), Пан Ди («надеяться на сына»).
Как в мире Центральной и Восточной Азии сочетаются такие цифры и имя Улбосын? Я спросила девушек из этих стран, дочерей Востока, как обстоят дела в их семьях и странах.
«Заклинания», зашифрованные в таких именах, отражают патриархальное прошлое стран. Времена изменились, новые экономические, юридические и культурные факторы влияют на отношения к девочкам и женщинам.

Иллюстрация тому ‒ Доклад о глобальном гендерном разрыве, представленном на Мировом экономическом форуме в июне 2023 года. Казахстан во всемирном рейтинге занял 62 место из 146, Азербайджан ‒ 97, Китай ‒ 107, а Таджикистан ‒ 111.

Фэнцзыцзяо, Китай
Я единственная дочь в семье. Ребенком я жила в маленьком городке, но после землетрясения мы переехали в город. У меня нет братьев, и большинство членов моей семьи – женщины. У бабушки и дедушки есть две дочери, и две их дочери родили еще двух дочерей. Мы очень равноправная и счастливая семья. Дома обычно готовит отец, а мать занимается домашним хозяйством. Они работают и выполняют домашнюю работу на равных.

Я думаю, в моей семье девочки более желанные дети, потому что они миловиднее. А вот семья моей подруги предпочитает мальчиков. Брат родился через год после нее. Он всегда был любимцем семьи (даже если он был не таким умным и послушным, как она). Дома с ней обошлись несправедливо, поэтому она решила оставить свою семью и уехала работать в другой город.

Большинство городских семей относятся к сыновьям и дочерям одинаково. А сельские семьи, как правило, очень хотят иметь сына. В результате появилось много семей, в которых, чтобы получить сына, родители рожали много дочерей подряд, даже если у них не было денег на воспитание такого количества детей. В таких семьях родители обычно не ценят дочерей, и когда они находят работу, родители просят старшую сестру взять на себя часть забот о брате: оплатить его обучение, помочь купить дом и жениться.

У меня есть сложности в общении с отцом. Когда я росла, он играл роль учителя, говорил мне неприятную правду и контролировал мои слова и поступки. Еще запугивал меня и поднимал руку. Поэтому, несмотря на то, что мой отец теперь стал мягким, я все еще не могу простить его от всего сердца. Моя мама сейчас иногда выступает посредником между нами. Она по секрету может сказать мне, что отец очень любит и гордится мной, но он бы никогда не сказал мне об этом лично.

С развитием китайского общества все больше и больше девочек получают высшее образование. Мои родители оба учителя средней школы, поэтому они очень ценят образование. Я почти никогда не занималась домашним хозяйством, кажется, что моя задача состоит только в том, чтобы учиться и чувствовать жизнь. Родители, как рыцари, охраняют мой путь. Даже живя в небогатой семье, я никогда не беспокоилась о деньгах. Я могу получить образование и вести такую жизнь, какую захочу, и родители меня поддержат.

Когда моя семья услышала, что я хочу учиться за границей, они были удивлены и встревожены. Они не хотели, чтобы я уезжала из дома слишком далеко. Но когда узнали, что я могу получить лучшее образование, они поддержали меня. Я думаю, что большинство китайских, если могут дать финансовую поддержку ребенку, поддерживают обучение за границей.
Светлана, Казахстан
Мы живем в небольшом городе. В моей семье два ребенка: я и брат, который младше на шесть лет. Разница в воспитании детей есть: девочек растят хозяйственными и домашними, а мальчиков более активными и предприимчивыми.

По личным наблюдениям, балуют мальчиков и девочек одинаково. Большую роль родители уделяют воспитанию девочек. Взгляды зачастую бывают консервативными. Например, девочкам не разрешают оставаться с ночевкой у подруг, гулять допоздна. Отношения с парнями тоже не сильно одобряют до совершеннолетия. У парней больше свободы выбора.

Предпочтений относительно пола ребенка не замечала ни в своей семье, ни у знакомых. Но если говорить о казахской традиционной семье, то существуют определенные «выигрышные» моменты у обоих полов. Например, при свадьбе родители девушки получают калым (выкуп, который платится семье невесты). Кроме того, большая часть населения Казахстана ‒ мусульмане, а значит есть такое понятие, как «махр» (выкуп, который платится невесте и становится ее собственностью), после которого мечеть признает брак действительным. В казахской семье девочек растят хозяйками, и родители с детства говорят им о том, что «придет время и ты уйдешь в другую семью».

Сейчас девушки получают высшее образование наравне с юношами. Раньше в мусульманских семьях роль добытчика была полностью на мужчинах. Женщина, как правило, имела много детей и занималась только их воспитанием. В современном мире все больше прослеживается тенденция, где в семье работают и женщина, и мужчина, а значит высшее образование для девушек важно.

Семья поддержала мое желание получить образование, она обеспечивает меня в финансовом плане и ограждает от бытовых обязанностей. Родители очень сложно отпустили меня учится в Россию, они хотели, чтобы я училась рядом с домом, в пределах Казахстана. Сейчас я учусь на 2 курсе, но родители до сих пор себя успокаивают мыслями о том, что в конце учебы я вернусь обратно. Мне кажется, что родители опасались меня отпускать так далеко из-за возраста. В студенческие годы многие люди обретают пары и далее заводят семью. «Мы не хотим видется в будущем с внуками по видеозвонку, мы хотим, чтобы вы были рядом», ‒ как-то сказала мама.


Фарангиз, Узбекистан
Моя семья живет в столице. Я ‒ самый старший ребенок из пяти, одна из трех дочерей. У нас в воспитании дочерей всегда все было поровну, мои родители никогда ни в чем нас не разделяли. В моей семье пол ребёнка никого не интересует, говорят, пусть будет здоров, для нас это очень важно и все. Но я слышала и видела, когда ходила к гостям, что когда рождается сын ‒ то на весь мир пир, а когда дочь ‒ то просто никому не говорят, ждут, когда жена родит сына.

Иногда девочки в узбекских семьях более не развиты и не адаптированы к работе, их не отдают в университеты или не отпускают поработать где-нибудь для опыта; дают все мальчикам, говоря, что они будут зарабатывать и обеспечивать всю семью, а от девушек толка никакого. Но я рада тому, что в Ташкенте это уже потихоньку меняется, и родственники, и родители смотрят нормально на то, что в семье три дочки или нету мальчика, но в регионах пока проблемы с этим.

На данный момент многим семьям стали важны образование дочери и её профессиональный опыт, да и государство хочет, чтобы каждая девушка получила высшее образование. Мои родители поддерживают меня насчет учебы во всем, говорят, чтобы выбирала тот университет, который понравится мне, чтобы моя учёба принесла мне удовольствие и хорошие воспоминания. Но во многих семьях девушке запрещают улетать в другую страну без родных, но есть и более современные семьи, где семья отправляет ребенка в другую страну за более качественным образованием.
София, Казахстан
Моя семья живет в крупном городе, детей двое ‒ я и старший брат. Нас воспитывали одинаково, за исключением того, что его воспитывают и отчим (мой папа), и биологический отец. Если говорить о исконно городских жителях, то разницы в отношении к детям особой нет: все получают высшее образование, учатся в обычных школах, работают и тд. Говоря о селах или очень религиозных семьях, то разница есть и очень значительная. Мальчик считается подарком Вселенной, главным наследником, а также главой семьи в будущем. А девочка ‒ только будущая жена и мать. У родителей чаще встречаются предпочтения о поле только второго ребенка: если есть девочка, то хотят мальчика и наоборот. Полный комплект, так сказать! Но это в городе, в аулах мальчики всегда более желанны, потому что именно они выполняют тяжелую работу, пасут скот, а также являются наследниками, главами семьи и тд.
Узбекистан, Гульнара
В моей семье есть я и младший братишка, мы живем в небольшом городе на юге Узбекистана. Моего братишку мама воспитывает так, как воспитывала меня, но не всегда в нашей стране к детям относятся одинаково. В некоторых семьях мальчиков любят больше, чем дочь, или на оборот. Но не всегда пол играет роль, например, наши знакомые очень хорошо относятся к своей младшей дочке, но старших детей они не так любят, как младшую.

Образование девушки тоже зависит от настроений в семье, у меня есть знакомые, которых родители сразу же после школы отдали замуж. Но если родители хотят чтобы ребёнок получил хорошее образование, то они сделают всё! Но это ещё и зависит от самого ребёнка, ведь есть такие девочки, которые не хотят ничего, кроме замужества.
Алмаш, «из солнечного Кыргызстана»
У нас очень большая семья ‒ я шестая из семи детей, а живем мы в деревне. Младше меня только брат, он у нас самый долгожданный ребёнок в семье, потому что мы все шестеро девочки. В воспитании девочек и мальчиков конечно есть разница. Девочку воспитывают как нежный цветок, но при этом она должна все уметь делать по дому и убирать, и готовить. Мальчика учат быть ответственным и трудолюбивым с ранних лет. Все, что внутри дома находится ‒ это надо женщине сделать; все, что снаружи ‒ это дело мужчины. Да и наш брат избалованным вырос, долгожданный ребёнок же.

Но в нашей семье не говорят о более желанном поле ребенка, зато на юге, например, в Оше или Баткене, семьи больше хотят мальчика.

Что об образовании, сейчас очевидно, что девочки тоже могут учится и достигать наивысших высот. Они даже больше целеустремленные, чем мальчики. Но семьям очень сложно отпускать своих дочерей учиться за границей. К примеру, мои родители очень сентиментальны. Каждый раз, когда я уезжаю от них, они всегда какие-то напреженные, угрюмые. Всегда думают о нашей безопасности, здоровье и главное ‒ сыты ли мы. За это нужно поблагодарить родителей, что они всякий божий раз или за час думают о нас!
Из слов девушек мы можем выделить три основные идеи о семьях Востока сегодня:
1
Сейчас нет единой нормы о том, как в семье относятся к детям разного пола. Основные факторы, которые влияют на мнение людей:

а. Размер и расположение города, в котором живет семья. Девушки неоднократно отмечают разницу между положением дел в крупных, столичных городах и регионах, деревнях;

б. Национальная принадлежность семьи. Ни для кого не секрет, что страны Центральной Азии, особенно бывшие ССР, сегодня имеют смешанное этническое население. В интервью девушки упоминали «узбекские семьи», указывая на национальные корни людей, сохранение традиций конкретной культуры.
2
Большую роль играют настроения в конкретной семье: кто-то предпочитает девочек, кто-то собирает «полный комплект» из разнополых детей, кому-то важно только здоровье ребенка; кто-то воспитывает детей в строгости и разделении по полу, а кто-то в равноправии и поддержке.
3
Сегодня и родители, и государство отмечают необходимость высшего образования для детей обоих полов. Разумеется, мы проводили интервью с девушками-студентками, и не можем судить непредвзято, но нельзя не отметить свободу выбора, которую предоставляют родители девушки в отношении собственного будущего: можно уехать учиться за границу, а можно выйти замуж!