Приходько Анастасия
Жизнь в хиджабе:
борьба и свобода в полиэтнических обществах
О сложностях, с которыми сталкиваются женщины, носящие хиджаб в культурных контекстах полиэтнических стран, в частности в России.
В хиджабе, значит, террористка?
Как часто, видя девушку с покрытой головой, у вас появляется настороженность и повышенная бдительность? Почему хиджаб для нас, жителей многонационального государства, до сих пор является чем-то чужим, агрессивным и опасным?

Дело в том, что в понимании многих людей хиджаб так и остался неким оружием, символизирующим стереотипный образ шахидки - женщины-смертницы, осуществляющей террористические акты. Нам с детства внушали этот страх, советовали обходить стороной женщин в темных одеяниях и не садиться с ними в один вагон метро. В некоторой степени это предубеждение оправдано волной многочисленных терактов, прошедших по России в начале 2000-х.

Но почему современное общество до сих пор не готово принять исламские традиции?


История хиджаба
С чего же всё началось? Ответ довольно таки очевидный - с распространения ислама. Именно тогда мусульманские религиозно-правовые нормы, известные всем как шариат, стали предписывать последователям ислама закрывать аврат – живот и ноги от пупка до колен у мужчин, а у женщин – всё тело за исключением овала лица и кистей рук. Тогда же и появилось само слово «хиджаб», которое с арабского переводится как «покрытие».


Как говорит Аллах в Коране: «О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милостивый»

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ
Покрывало на голову в древнеперсидской, ассирийской и месопотамской культурах было показателем высокого статуса женщины. В свою очередь, ношение платка рабынями и проститутками было уголовно наказуемо. Другими словами, хиджаб - это символ чистоты и непорочности, охраняющий честь женщины, защищающий ее от дурных предрассудков и греховных мыслей.

Однако не любой платок можно считать «хиджабом», для этого ему необходимо соответствовать определенным нормам ислама.
Условия ношения хиджаба:
  • 1
    Одеяние должно покрывать всё тело полностью (кроме кистей рук и лица);
  • 2
    Одеяние не должно быть привлекательным, то есть, не должно представлять собой украшение, вызывающее взгляды мужчин;
  • 3
    Одеяние должно быть широким, не подчеркивающим силуэт женского тела;
  • 4
    Одеяние должно быть из плотного материала (непрозрачного), чтобы через материал ткани не был виден цвет кожи женщины;
  • 5
    От одеяния не должно исходить приятного запаха благовония и т.д. (то есть запаха, который ощущают окружающие мужчины);
  • 6
    Одеяние не должно быть похожим на мужскую одежду.
История хиджаба в России богата и многогранна
«О, жены чистые Пророка,
От всех вы жен отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой сенью тишины
Живите скромно: вам пристало
Безбрачной девы покрывало.
Храните верные сердца
Для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых
Не узрит вашего лица!»

Отрывок из стихотворного цикла
А.С. Пушкина:
«Подражание Корану»



Россия позиционирует себя как многонациональное государство, в котором гармонично сочетаются разнообразные культуры и их традиции. Но так ли это на самом деле? Насколько высок уровень толерантности общества к этнической идентичности? И где граница этой толерантности?
Хиджаб, как символ религиозной идентичности, начал появляться в России с приходом ислама на её территорию.
К ключевым моментам истории хиджаба в России можно отнести следующее:

  • Ислам в Российской империи:
    Во времена Российской империи, многие мусульманские общины сохраняли свою религиозную идентичность и традиции, включая ношение хиджаба. В 1716 г. по повелению Петра I Коран был переведен на русский язык. В 1722 г. появилось первое в России научное исследование по Исламу Дмитрия Кантемира. А провозглашенный Екатериной II принцип веротерпимости стал реакцией на назревшую потребность в проведении гибкой религиозной политики в отношении неправославного населения империи, и мусульман в первую очередь. Императорская власть обеспечивала свободу вероисповедания, и это способствовало сохранению мусульманской культуры.
  • Советский период:
    Во времена Советского Союза, религиозная практика была подавлена и подвергалась преследованиям, хиджаб был запрещен, так как главной и единственной идеологией в СССР был коммунизм. Никаким другим учениям, в особенности религиозным, в стране победившей пролетарской революции места не было.
  • Постсоветский период:
    После распада Советского Союза в начале 1990-х годов, исламские традиции, включая ношение хиджаба, начали восстанавливаться.
  • Современность:
    В современной России, как полиэтническом государстве, многие мусульманские женщины носят хиджаб, он не является запрещенным видом одежды.

Гюльчатай, открой личико!
Реакции людей на то, что отличается от их привычной жизни, в данном случае на хиджаб, интересуют многих. Нередко проводятся различные социальные эксперименты, позволяющие оценить степень терпимости к этническим и религиозным расхождениям. Один из таких экспериментов был проведен в небольшом городе Ханты-Мансийске, где студентка Югорского государственного университета решила на себе испытать трудности, с которыми каждый день сталкиваются девушки и женщины, покрывающие головы. Почувствовав себя в роли настоящей мусульманской красавицы, она надела длинное платье из плотной ткани, которое по всем правилам и условиям исламской религии никоим образом не подчеркивало её фигуру, голову спрятала под соответствующим платком и вышла на прогулку. То, какие пронзительные, косые взгляды студентка ловила от прохожих людей, произвело на нее максимально неприятное впечатление. Окружающие старались обходить ее стороной, охранник в торговом центре, напротив, ходил по пятам, следил за каждым ее действием, одни шептались за спиной, другие демонстративно уходили в противоположную сторону. Всё это вызвало у девушки ужасную обиду за тех, кто сталкивается с подобным каждый день, за то, что современное общество не готово бороться с надуманными стереотипами, несмотря на то, что официальная политика России признает свободу вероисповедания и одежды, включая хиджаб, и запрещает дискриминацию на религиозной или этнической основе.

Хиджаб является действительно сложным символом религиозной веры и культурной идентичности для мусульманских женщин. Он может быть источником силы и уверенности, но также сталкивается с множеством миссионерских вызовов и предвзятости в разных обществах.

Несмотря на сложности, многие женщины остаются преданными своей религиозной вере и выбору носить хиджаб. Это свидетельствует об их борьбе за свободу выражения собственной идентичности и права на веру. Для общества важно поддерживать диалог и взаимопонимание, чтобы создать равноправное и инклюзивное окружение для всех, независимо от их религиозной и этнической принадлежности.