Крест и молот
Церковная политика СССР – явление больших масштабов, которое воспринимается отвлечённо: в виде дат, причин и предпосылок. Мы же хотим посмотреть, что абстрактный исторический процесс сделал с конкретными, близкими нам храмами. Предлагаем проследить судьбу нескольких петербургских церквей, которые превращали в общежития, кинотеатры, клубы.
Десять тысяч лет назад человек нанизал камень на палку и открыл для себя охоту. Десять тысяч лет назад человек посеял зёрна пшеницы и открыл для себя земледелие. Десять тысяч лет назад человек посмотрел на звёзды — и открыл для себя религию.
Сто два года назад человек решил, что звёзды ему больше не нужны.
Путиловский храм
Церковь святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры

Путиловский храм находится на проспекте Стачек, совсем рядом с ЗСД. Сразу найти церковь сложно – с улицы её загораживает бизнес-центр. «Правильно, что храм стоит – невидный. Кому надо, тот ведь всегда найдёт», – рассказывает Мария, женщина, работающая в церковной лавке. Она говорит, что людей к ним ходит немного, но те, кто становятся частью прихода, остаются с храмом навсегда.
Путиловский завод был крупнейшим в Петербурге, в середине XIX века при нём была лишь небольшая часовня. В 1883 году рабочие обратились в епархию – просили построить храм. Проект утвердили, но деревянную церковь тогда так и не построили. Рядом заложили небольшую церковь на 700 человек, в 1899 году её освятили.

Тогда же началось строительство каменного храма на земле, подаренной купцом Богомоловым. Рабочие отдавали 1 % от своей зарплаты – взносы не были обязательными, их платили на добровольной основе. Проект церкви был разработан в русском стиле архитектором Василием Косяковым.
Василий Косяков был ректором Института гражданских инженеров, там же он преподавал архитектуру. Кроме Путиловского храма он спроектировал Морской Никольский собор в Кронштадте и собор Петра и Павла в Петергофе. Его ассистентом в дореволюционные годы был Александр Никольский – архитектор, который в 1926 году разработал конструктивисткий проект Путиловского храма. Никольский значительно изменил архитектуру здания и превратил его из религиозного учреждения в манифест социалистического строительства. Это была не просто перепланировка: ученик до неузнаваемости изменил здание, построенное его учителем.

В 1922 году советская власть начала отбирать у церкви имущество. В Петербурге рабочие оказывали сопротивление, особенно – в Нарвской заставе. В 1925 году Путиловский храм хотели превратить в ленинский клуб, тогда люди целыми семьями встали на защиту церкви. На протяжении трёх месяцев верующие стояли перед храмом живым щитом, в давке погибали люди. Начались аресты – прихожан расстреливали, сажали в тюрьму, защищать храм в итоге стало некому. В 1925 году «по требованию рабочих» Путиловская церковь закрылась. Со здания сбросили кресты, купола заменили красной звездой.
Женщина в церковной лавке рассказывает об истории храма в советский период с особым трепетом: «Знаете, тогда время такое было, – говорит Мария, – Хорошо, что не взорвали, не сожгли. Оставили хоть что-то…»
По проекту Александра Никольского церковь перестроили в конструктивистком стиле. Советская власть поставила задачу «…при наименьших денежных затратах уничтожить по возможности типичность старого церковного облика и в оформлении помещений клуба ответить на чисто современные предпосылки нового общественного сооружения».

В здание «врезали» стеклянную призму, оно стало своеобразным воплощением социалистического строительства. В бывшем храме открыли заводской клуб «Красный Путиловец» – там на конференции выступал Сергей Киров, а Владимир Маяковский в 1927 году прочитал знаменитую поэму «Хорошо!»
В 1930-х клуб переехал в заводской Дом культуры, после чего здание храма несколько лет не использовалось. Какое-то время церковь была оборудована под кинотеатр, а в 1940-х там организовали областную автотранспортную школу. После войны Путиловский храм снова перестроили, на этот раз – в духе «сталинского классицизма». От первоначального вида церкви почти ничего не осталось. Здание отдали под цеха.
В 1990-е по всей стране начали возраждаться храмы.
В 1991 году Митрополит Иоанн дал благословение на восстановление Путиловского храма. Спустя 14 лет здание наконец-то перешло Русской Православной Церкви.
От храма, построенного когда-то на пожертвования рабочих, мало что осталось. Сохранилась лестница из гранита, чугунные решётки на окнах, в верхнем храме – три аспиды алтаря и алтарный свод.
Сегодня храм находится в печальном состоянии и нуждается в ремонте. Старый пол, грязный фасад, отваливающаяся штукатурка. Работники церкви украшают его, как могут: в здании много цветов, зелени, в церковной лавке стоят букеты декоративных роз.
дворец культуры
работников связи
Немецкая реформатская церковь
Строительство Немецкой реформатской церкви велось с 1822 по 1825 годы по проекту архитектора Ю. Э. Боссе. Церковь в неороманском, или псевдороманском стиле была построена на деньги прихода (на тот момент около 3000 человек) в связи с отделением немецкой реформатской общины от французской.

В 1872 году случился пожар, но церковь быстро восстановили, внеся минимум изменений: были подняты полотки и колокольня, некоторые деревянные элементы заменили железными. Уже в 1874 году кирха была вновь освещена, службы возобновились.
К 1917 году приход церкви насчитывал 4000 верующих, однако впоследствие их количество резко убавилось. Уже в 1929 году на Заседании Президиума Совета Центрально-городского Района (ЦГР) будет сказано, что численность прихожан составляет не более 25 человек. Такое сильное сокращение было обусловлено прежде всего эмиграцией, а также антиклерикальной политикой советского правительства: арестовывали и расстреливали не только духовенство, но и мирян, поэтому им безопаснее было скрывать причастность к религии. В письме ЦК ВКП(б) «О тактичном подходе» в деле закрытия церквей прямо говорится, что «многие партийные организации недооценивают численность верующего населения».
Так, одним из аргументов в пользу закрытия церкви стала «малочисленность группы верующих». Были и другие доводы. Во-первых, частота собраний. Согласно докладу инспектора обществ и союзов ЦГР, прихожане собирались для молений всего лишь раз в месяц, по данным инспектора культа райсовета – дважды в месяц. Во-вторых, верующие использовали только малый зал церкви. Однако, по-видимому, этих оснований было недостаточно, так как кирху закрыли лишь после отказа «двадцадки» выполнять ремонтные работы.

«Двадцадкой» называлась группа верующих, которая зарегистрировала религиозное объединение. На плечи этих людей ложилось управление помещениями церкви. Теперь здание закреплялось за ними, а не за духовенством, а пастыря они искали и нанимали самостоятельно, выплачивали ему зарплату.
Итак, общине Немецко-Реформатской Церкви было предписано выполнить капитальный ремонт помещения. Выполнить это требование было невозможно, так как «двадцака» не имела для этого достаточно средств: меньше половины членов объединения имели работу и, соответственно, достаток.
По закону «О религиозных объединениях» в случае, если верующие отказывались делать весь перечень ремонтных работ, который указан в акте обследования, договор с ними расторгался, а здание передавалось администрации. Стоит сказать, что отъём храма – это ещё хороший расклад, так как здания, построенные после 1825 года, культурной ценностью не признавались и могли быть снесены.
Но кирху у реформатов отобрали не сразу. Всё началось с пустующих квартир для служащих, имевшихся при церкви: архитектор Боссе предусмотрел жильё для пастора, кистера и органиста. В октябре 1928 года одна 7-комнатная квартира была передана в райкоммунотдел, в ноябре этот же отдел запросил ещё и 10-комнатную квартиру. К январю 1929 года все жилые помещения
церкви были отданы и заселены. Полностью здание было утеряно прихожанами в 1929 году, а в 1930 уже началось переустройство кирхи под клуб работников связи. Архитекторы П. М. Гринберг и Г. С. Райц перестроили церковь под конструктивистский стиль, за что были подвергнуты критике в среде архитекторов.
Башня здания была сохранена, срезали только её верхнюю часть. Фасад дополнили балконами
На фасад бывшей колокольни установили три скульптуры: женщину с книгой, рабочего с молотом и солдата с винтовкой
Барельеф на вершине башни представляет собой композицию на революционную тему
Дом культуры работников связи был открыт в 1939 году, а позже был переименован в «Дворец культуры». Здесь проводились досуговые и культурные мероприятия, а в 80-е годы бывшая кирха стала одной из точек притяжения членов ленинградского рок-клуба. На сцене ДК выступали группы «Аквариум», ««Кино», «Звуки Му» и другие. Так, здание стало культовым во второй раз.
Сейчас Дворец культуры принадлежит «Почте России», в нём находится региональный учебный центр. По словам сотрудника, внутри проведён небольшой ремонт, но, так как здание является объектом культурного наследия, далее обновлять его нельзя, а на полноценную реставрацию нужны большие деньги.

Вход для посетителей закрыт с 2007 года, за исключением одной экскурсии, проведённой в 2017 году. Представитель реформатской общины Максим Фокин сообщил, что верующие вернуть здание церкви не пытались.
АННЕНКИРХЕ
Лютеранская церковь Святой Анны

В 1735 году на месте нынешней Анненкирхе стояла деревянная лютеранская церковь, построенная на деньги, которые пожертвовала императрица Анна Иоанновна. Отсюда и название кирхи: святая Анна – это небесный покровитель императрицы. С 1736 при церкви также работала Анненшуле – немецкая приходская школа.

Каменное здание, которое мы можем видеть сегодня, было заложено на 40 лет позднее: в 1775 году. Кирха построена в стиле классицизм, архитектором был Ю. М. Фельтен.
Конец церковной жизни в здании произошёл не сразу с приходом Советской власти: увядание лютеранской общины продлилось около 20 лет. В 1918 году был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Вскоре вышло постановление Народного комиссариата юстиции о том, что декрет будет применён вне зависимости от конфессии. Вследствие этого церковь лишили права юридического лица, имущество национализировали.

Само здание было передано в управление "двадцадке" церкви в октябре 1919 года, а "двадцадка", таким образом, стала связующим звеном между религиозной общиной и Советской властью.
Мы работаем спокойно, однако мы осознаём, что в каждый момент может наступить внезапный конец нашей деятельности. Атака, столько жёстко ведущаяся против Православной церкви, естественно в скором времени направится и на нас – некоторые признаки уже указывают на это…
Епископ К. Фрейфельд, 1923 год
Действительно, за исключением отдельных случаев репрессий в отношении духовенства, церковь существовала относительно спокойно, здание не пытались отобрать, а в 1925 году даже разрешили открыть «Евангелистическо-Лютеранские Библейские курсы» (по сути – семинарию, но такое название было отклонено властями).

«Спокойствие» кирхи было нарушено в 30-е годы массовыми репрессиями в отношении лютеран. Это было связано в том числе с приходом национал-социалистов к власти в Германии. Так как по происхождению многие пасторы и миряне были немцами, их нередко обвиняли в шпионаже и создании фашистских группировок.

В 1934 году церковь святой Анны закрыли, «двадцадка» оказалась «почти совсем разгромленной» по словам бывшего пастора Самуэля Воля, а всё лютеранское духовенство эмигрировало, было сослано или подверглось репрессиям. Так, к 1940-м годам в России не останется ни одного работающего лютеранского пастора.

Анненкирхе перестраивали под кинотеатр с 1938 по 1939 год. Архитектор А. И. Гегелло отнёсся к зданию с уважением (так как восхищался работой первого архитектора Фельтона) и сохранил его классический стиль.
Нам ещё повезло, что тут был кинотеатр. Потому что Петрикирхе, например, переделали под бассейн. Они до сих пор не могут реабилитироваться.
Анастасия, сотрудница церкви
Кинотеатр «Спартак» работал с 1939 года до начала блокады. Он ненадолго закрывался, но вскоре примкнул к числу кинотеатров, работавших в блокадном Ленинграде. В подвале было бомбоубежище. Само здание в Великую Отечественную войну практически не пострадало, разве что окна были выбиты.

«Спартак» был не совсем обычным кинотеатром: здесь демонстрировали «фильмы последнего показа» – это те кинокартины, которые уже прошли по всей стране. Зрители в последний раз могли увидеть эти фильмы. Кроме того, это был один из немногих кинотеатров, где показывали зарубежное кино. Если фильм был без субтитров и на языке оригинала, то в зале сидел человек, который переводил его вживую.
В 90-е кинотеатр постепенно начал трансформироваться в рок-клуб. Всё началось с показов артхаусных фильмов, привлекавших рокеров с Рубинштейна. В «Спартаке» стали проводить концерты. На этой сцене выступали группы «Аквариум», «Аукцион», «Гражданская оборона», начинали свою карьеру «Ночные снайперы».
Нынешний пастор Анненкирхе, Евгений Раскатов, в молодости застал её в качестве рок-клуба. Он приходил в «Спартак» на концерт группы «НОМ».
В начале 2000-х в бывшей церкви открыли первый в городе алкогольный лабиринт, он находился в большом зале. В 2002 году в здании прошёл концерт группы «Ленинград», и они были последними, кто здесь выступал.

Спустя полгода в здании произошёл пожар, оправиться от которого церковь не может до сих пор. В 2013 году городская администрация закончила ремонт фасада и крыши, а внутреннюю часть здания оставила как есть. После этого кирха была передана лютеранской общине.
В января 2018 года в часовне церкви были уставлены новые витражи, а 27 октября, в день рождения Анненкирхе, на колокольню был водружён крест.
ДАЦАН Гунзэчойнэй
Петербургский Буддийский храм дацан «Гунзэчойнэй»
Дацан Гунзэчойнэй находится на окраине, в районе Старой деревни. Тем не менее, здесь всегда очень людно: любой желающий может прогуляться по храму. «У нас тут проходной двор» - смеётся Лобсан Цультим Лама, в миру Антон Михайлович Щеглов или Антон Лама.
Он говорит о строительстве дацана Гунзэчойнэй как о политическом шаге. По его словам, совместный проект мог бы стать связующим звеном между Российской империей, Монголией и Тибетом, который тогда искал независимости от Китая. Император Николай II, давая разрешение на строительство храма, убивал одним выстрелом двух зайцев: налаживал взаимоотношения с перспективными территориями и шёл навстречу русским буддистам (которые состояли в основном из Калмыцких и Бурятских казаков). В 1913 году в недостроенном храме была проведена первая молитвенная служба по случаю трёхсотлетия дома Романовых: русских самодержцев, начиная с Екатерины Великой, считали воплощением Белой Тары, буддийского божества-матери, которая одинаково заботится о всех своих детях. Через два года храм открыли, но поработать он не успел: в связи с тяготами Первой мировой его оставили.


Антон-лама
«Тогда началась катавасия» – говорит Антон. Сначала в дацане расположился лазарет (лама Агван Доржиев, главный сподвижник строительства и первый настоятель храма, занимался тибетской медициной). В 1919 году общежитие монахов конфисковали и расквартировали там красноармейскую воинскую часть, Доржиева выселили, а дацан разграбили.

В самые тёмные года гражданской войны за храмом следил буквально один человек – Карл Август Теннисон, латвийский буддист. Носил он исключительно монашескую робу, зимой и летом ходил босиком.
Советская власть, вслед за властью царской, была заинтересована в Тибете и Монголии. Поэтому Агван Доржиев пошёл на компромисс, и в конце 1920-х в дацане организовали Тибето-Монгольскую миссию.
Агван Доржиев (справа) и Карл Август Теннисон (слева)
Агван Доржиев, рассказывает Антон, пытался сохранить буддийскую общину в условиях новой идеологии. Для этого пришлось вернуться к истокам, когда монахи ничего не имели и жили комуннами. С другой стороны, советская власть использовала буддизм в борьбе с православием: если при царской России строительство дацанов и количество лам было строго ограничено (в Бурятии на 40 дацанов приходилось 150 лам), то при советской власти в 20-х разрешили строить новые храмы и нанимать в них священнослужителей. К середине 1930-х, говорит Антон, штат лам в трёх республиках (Бурятии, Калмыкии и Туве) насчитывал около двадцати тысяч образованных лам. Впрочем, продлилось это недолго. К середине тридцатых сравнительно богатые сибирские ламы взбунтовались против коллективизации. Начались репрессии. К 1942 году в трёх буддийских советских республиках остался один дацан.
Тогда же, в 1935 году в одну ночь арестовали около двадцати лам Петербургского храма. Кого-то расстреляли сразу, кто-то провёл остаток жизни в лагерях. За Агваном Доржиевым пришли спустя два года. Старый и немощный лама умер после первого же допроса от многочисленных побоев.

Во время блокады храм использовали как радиостанцию. После войны с его помощью глушили «Голос Америки». В 1960-х дацан передали Зоологическому институту.
«Мы тут читаем лекции, проводим обряды, медитируем, а тут стояли аквариумы и клетки с подопытными животными. В кабинете рядом сейчас занимаются тибетской медициной – там был патологоанатомический кабинет. Я долго понять не мог, чего мне тут так тяжело, пока мы не нашли чертежи расположения лабораторий» – говорит Антон.

После развала советского союза дацан наконец-то вернули буддийской общине России. Радость, впрочем, длилась недолго: в конце девяностых храм захватили… неоязычники и скинхеды. Первые оставили после себя козьи шкуры и истыканные иголками куклы, вторые – свастики и инвентарь для тренировок рукопашного боя. Только в начале двухтысячных храм всё-таки удалось вернуть.
Казанский собор
Собор Казанской иконы Божией Матери
Казанский собор сегодня – сердце Петербурга. Сейчас это один из главных православных храмов России, но так было не всегда. Гонения на церковь не обошли собор стороной – в 1932 году с его купола сняли крест, а на его место поставили шар со шпилем.
Собор был построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах. После Отечественной войны 1812 года он стал памятником русской воинской славы, здесь похоронен Михаил Кутузов и хранятся ключи от взятых городов. Рассказывать историю Казанского мы не будем – надеемся, её и так все знают. Расскажем лучше о Музее истории религий и атеизма – в 1932 году он открылся в здании собора.
После революции Казанский собор работал ещё 15 лет. Вопреки декрету 1918 года, запрещающему церкви все виды деятельности, кроме богослужебной, – община храма была очень многочисленной и при советской власти. Богадельня для престарелых женщин, например, просуществовала до 1925 года. Чудом в соборе велась и благотворительная деятельность. Однако в 1932 году собор всё же был закрыт. Конечно, памятник культурного наследия не отдали под склад или цех – там разместился Музей истории религии и атеизма.
Протоиерей Философ Орнатский – мученик революции, с его именем связана история собора первых лет советской власти. Отец Философ был настоятелем Казанского, именно он в годы гражданской войны организовал крестный ход в защиту Александро-Невской лавры. Власть строго запрещала такого рода мероприятия, но на улицы города вышло около полумиллиона человек. Когда протоиерей хотел организовать ещё один крестный ход – его арестовали. Прихожане Казанского собора пытались защитить настоятеля, но шествия не помогли – в 1918 году отца Философа расстреляли.
Музей открылся на базе антирелигиозной выставки, которая проходила в 1930 году в Зимнем дворце. Академия наук, Эрмитаж и Русский музей предоставили для неё экспонаты. Тут стоит сказать, что музей значительно отличался от центров, где пропагандировали атеизм. Если в Ленинградском антирелигиозном музее экспонаты говорили лишь о том, что религия – зло, в Казанском же сформировалось исследовательское учреждение, цель которого – изучить религию как феномен.

Конечно, уклон в сторону атеизма был, но не такой явный, как в других музеях. В 1935 году на базе музея была создана научно-исследовательская ассоциация изучения религии.
Но в 1941 году началась Великая Отечественная война и музей закрыли. Поменялось и отношение советской власти к религии. Руководство осознало, что мотивировать солдат одним патриотизмом мало – тогда оно обратилась к вере. Не обошлось и без воздействия союзников – США и Великобритания требовали, чтобы Советский Союз делал уступки церкви.
Казанский собор стал центром патриотизма. Фронтовики здесь давали клятву верности Отечеству и приносили цветы к могиле Михаила Кутузова, которая, кстати, осталась нетронутой при изъятии имущества собора.

В период хрущёвской антирелигиозной кампании музей был центром пропаганды атеизма, особенно – с 1959 по 1964 год.

Только 25 мая 1991 года в Казанском соборе возобновились богослужения. Через год освятили левый предел (единственный предел, сохранившийся с имперских времён), ещё через два – освятили и главный. 30 апреля 1994 года на купол подняли крест. В 2000 году собор вернулся к Русской Православной Церкви.

В главном храме Петербурга каждый может поговорить с консультантом по религиозным вопросам. Нас встретил Евгений, он помогает людям разобраться в вопросах веры. Он рассказал, почему в 1990-е люди в России вернулись в храмы.

«Наверное, вера всегда жила в русском человеке. В 90-е многие пришли в православие через эзотерику. Огромно количество книг в Советском Союзе было запрещено, а тут – такая свобода! Кто-то почитал Кастанеду, начал интересоваться духовными вопросами. Кому-то в руки сразу попала именно православная литература. Но одно можно сказать точно – храмы наполнились людьми. В какой-то степени религия даже стала модной, петербуржцы приходили на службы большими компаниями, целыми семьями».
КостЁл Сердца Иисуса
Римско-католическая церковь во имя Сердца Иисуса
На Невской заставе в дореволюционные годы проживало около 50 тысяч рабочих, при этом около 16 тысяч из них были католиками. В окрестностях были лишь православные церкви, поэтому католические семьи нуждались в своём храме. Римско-католический костёл начал строится уже в начале XX века, с 1907 года. Он строился на пожертвования и был задуман С. П. Галензовским, архитектором, как готическое строение с двумя башнями-колокольнями. Однако средств не хватило, строительство затягивалось, и в результате от башен пришлось отказаться. Храм был достроен и освящён в 1917 году, уже после Октябрьской революции.

Проект церкви, который не был до конца воплощён
После революции многие католические священники и простые прихожане подверглись гонениям, а после 23 года аресты, ссылки и расстрелы стали обыденностью. На год церковь прекратила работу в связи с решением Петрогубисполкома о закрытии всех римско-католических храмов города и губернии. Службы в это время проводились на квартирах прихожан – «молитвенных домах», но в 1923 году приход вернулся в костёл.

Храм продолжал работу до 1936 года, когда случился пожар на верхнем этаже. В 1937 году по приказу Президиума Ленинградского облисполкома здание было передано для переоборудования под кинотеатр, но для этой цели оно не подошло, поэтому было принято решение отдать костёл под общежитие работников «Ленгаза». Храм перестроили: добавили перекрытия и сделали четыре этажа, уменьшили проёмы окон, внутренняя отделка была утрачена.

Здание перешло к тресту «Спецстрой» в 70-е годы, и часть помещений сохранялась за ним даже после начала передачи храма верующим. В 1996 году католикам была предоставлена одна комната на 4 этаже. Соседство со «Спецстроем» продолжалось до 2003 года, когда храм полностью вернули католической церкви. В 2000-х здесь проводились служения, также был совместный проект с православной церковью: центр для детей-инвалидов.
В следующем году задумано восстановить оригинальный вид окон и начать работы по фасаду. После чего планируется провести реконструкцию внутренней отделки. Пока идёт реставрация, богослужения проводятся в подвале. Основная часть церкви будет открыта не раньше, чем через четыре года, а то и пять, по словам Башнянина Томаша Якуба, администратора прихода.

При поддержке Государственного музея истории религии
Текст: Анна Торговцева, Иван Шашин, Анна Серпер
Фото: авторов, Citywalls, Анненкирхе