В конце XIX столетия в одной из Ярославских сел было записано следующее предание: «В Давыдковской волости жили в одном доме две сестры-девицы. Одна из них была пожилая, другая — девушка-невеста. К старшей и прилетал каждую ночь огненный змей. Нередко, подходя к избе, посторонние слышали разговор, причем, кроме голоса хозяйки, явственно слышался и посторонний мужской голос. Войдя в избу, они никого не видели, кроме самой хозяйки. Посещая эту пожилую девицу, змей приносил ей деньги, и она, не получая ниоткуда никаких средств, жила очень богато. Умерла эта девица в ужасных мучениях. Говорят, что умирающую свою сожительницу змей хотел затащить под печку сквозь небольшое окошечко, но она не прошла и умерла тут». В любом, случае, кем бы ты ни была при жизни — колдуньей, вековухой, старой девой, седой макушкой, замуж тебя обязательно выдадут, даже если ты уже на том свете. Похороны старых дев оформляли как свадьбы и выбирали им супруга из загробного мира, чтобы хотя бы там они могли познать семейную жизнь.
Нередко одинокие женщины находили утешение в вере и посвящали свою жизнь служению Богу. Изолированная жизнь в монастыре давала женщине хоть и не физическую, но духовную свободу и возможность избежать психологического насилия. «Наравне с супружеским и вдовьим подвигом существовал и подвиг девства — уход в монастырь», — отмечает писатель и культуролог Валерий Байдин. Яркий пример такого иноческого пути — преподобная Евфросиния Полоцкая, которая «славу временную и земного обручника, оставив и все мирское презрев, краснейшему паче всех Христу себя уневестила».