Ксения Шаповалова

Мученик революции?



Мы предлагаем вам посмотреть на противоречивую фигуру
Льва Троцкого глазами российского и европейского зрителя, сравнив два фильма о герое и мученике революции.
Этот материал мы решили отнести в рубрику "ИзZOOMлеие".
Можно ли кровавого тирана считать мучеником? Об этом рассуждает наш автор, анализируя два фильма о Троцком.
Лев Троцкий – одна из самых загадочных фигур в советской истории. Долгое время его почитали как святого, ведь именно с его именем связаны многие события, изменившие судьбу России: это в первую очередь революция 1917 года. Однако с ним же ассоциируются страшная Гражданская война, «красный террор», массовый голод и разграбление страны. Изгнанный Сталиным
из истории русской революции, вечно переезжавший и так и не нашедший своего постоянного дома, Троцкий был в глазах современников и потомков одновременно и мучеником революции и страшным тираном.

Кроме недавно вышедшего сериала «Демон революции» существуют менее известные картины про Троцкого. На двух из них мы предлагаем вам сегодня остановиться и посмотреть на революционера глазами российского
и европейского зрителя.

"Ледоруб для Троцкого. Хроника одной мести"

Российский фильм(Автор: Ирина Чернова. Режиссер: Максим Файтельберг, 2010) посвящен последним годам жизни революционера, особый акцент сделан на череде покушений на него и самом убийстве в Мексике. Фильм построен по принципу параллелизма: присутствуют две параллельно развивающиеся сюжетные линии. События в Мексике перемежаются с происходящим в Москве. Кроме этих параллелей в фильме создается общий исторический фон, связанный с происходящим в мире: это не только революция в СССР, но и, к примеру, приход к власти Гитлера в Германии. Обзором представлены и другие страны: США, Франция, Испания. Часть съемок проходила в Мексике, где в последние годы своей жизни находился Троцкий и где он был убит в своем рабочем кабинете. Особая ценность фильма в том, что в нем в качестве свидетеля тех событий участвует внук Троцкого Всеволод Волков-Бронштейн.
"ЛЕДОРУБ ДЛЯ ТРОЦКОГО. ХРОНИКА ОДНОЙ МЕСТИ"
«Троцкий. Взлет и падение революционера»
Второй документальный фильм, посвященный все той же исторической фигуре, был снят в Германии еще
в 2007 году, однако мало кто знает о нем (режиссеры: Даниила Аст, Юрген Аст). В фильме также участвует внук Троцкого Всеволод Волков-Бронштейн. Картина представляет собой чередование современных съемок, архивных кинокадров. Комментарии экспертов записаны не в качестве «голоса за кадром», люди находятся
на экране, высказывая свои мысли о происходящем. В фильме появились, к примеру, биограф Троцкого Жан Жак Мари, публицист Энн Эплбаум, публицист Герд Кёнен, историк Александр Ватлин,
историк Владимир Панченко.
«ТРОЦКИЙ. ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРА»
В фильме «Ледоруб для Троцкого» также присутствуют эксперты, например, доктор политических наук Эльвира Бойкес, доктор исторических наук Олег Буницкий, доктор философии Никита Петров. Стоит обратить внимание, что
в качестве экспертов, комментирующих информацию о Троцком, в российском фильме привлекаются исключительно доктора наук, специалисты, глубоко разбирающиеся в проблеме. В немецком фильме в качестве эксперта режиссеры снимают, к примеру, публицистов, чье мнение может быть не строго объективным и научно-достоверным. Однако привлечение таких экспертов
в качестве источников информации объясняется традициями разных стран,
в которых сняты фильмы. Для европейской традиции характерно признавать экспертами более широкий круг лиц. В России же по-другому воспринимается уровень авторитета источника информации, для нас более важны официальные звания, чины.
Оба фильма начинаются с современных съемок в Мексике. Однако в «Ледорубе для Троцкого» сначала дается «общий план» города, в котором произошла трагедия, во «Взлете и падении революционера» все начинается непосредственно от самого дома, в котором был убит Троцкий. В первом фильме практически сразу появляется внук главного героя: Всеволод Волков-Бронштейн и описывается странное предложение, которое было сделано ему уже в 21 веке. У него хотели купить ледоруб, которым был убит его дед. Из такой завязки и даже из самого названия фильма можно сделать вывод о том, что все основные события, которые будут описываться, связаны со смертью Льва Троцкого. В картине «Троцкий. Взлет и падение революционера» авторов интересует прежде всего подробная биография этой значимой исторической личности, что опять-таки видно по названию картины, в котором отразился жизненный путь героя: от триумфального взлета на вершину власти до изгнания из страны, уничтожения родных, запугивания, нескольких покушений
и наконец – убийства.

Интересно, что этому замыслу не подчинены завязки картин. Фильм «Взлет
и падение революционера», стремящийся детально раскрыть факты биографии Троцкого, начинается с описания его смерти и с описания места, где это произошло. В картине «Ледоруб для Троцкого» все наоборот – мы постепенно приходим к разгадке смерти героя, сначала узнавая некоторые факты о его жизни и деятельности, и только потом переносимся в Мексику, в дом, где произошла трагедия.
Дом в Мексике, где был убит Троцкий. В настоящее время там расположен музей.
Троцкий с женой и внуком Всеволодом
Подчиняясь задаче описать жизнь
и деятельность героя русской революции,
в фильм «Взлет и падение революционера» режиссеры включили многочисленные цитаты
из работ Троцкого, где он комментирует свое отношение к революционной борьбе, мировой революции, террору, организации армии. Цитаты Троцкого зачитываются на фоне кинохроники
о нем и его фотографий. Кроме того, в этом фильме присутствует биография Троцкого, особый акцент сделан на его еврейском происхождении и детских годах, чего не сделано в фильме «Ледоруб для Троцкого».

В российском фильме особый акцент сделан на «семейной линии». Используются различные приемы драматизации материала. Например, семья Троцкого, сильно пострадавшая в изгнании, даже сравнивается с расстрелянной семьей Николая II. Значительная часть фильма «Ледоруб для Троцкого» представляет собой съемки в том самом доме, где произошло убийство. Они сопровождаются комментариями и очень подробными рассказами об этой трагедии внука революционера. До самого убийства на вождя русской революции было совершено покушение, в ходе которого чуть не пострадал
и сам Всеволод Волков-Бронштейн, который подробно рассказывает об этом
в интерьерах того дома.

В отличие от немецкого фильма, в российском – появляется герой: зрителю интересно узнать, что с ним происходило в те годы и что он чувствовал.
В немецком фильме Всеволод Волков-Бронштейн воспринимается не как главный герой, а просто как один из источников информации. Этот фильм менее драматизирован, картина получилась более обзорной. Отечественный зритель воспринимает ситуацию более эмоционально, потому что на первый план вышел очевидец той трагедии. Такому человеку зрители будут верить гораздо больше, чем любому эксперту.


Последнее пристанище Троцкого
Фотографии из дома-музея Троцкого в Мексике, где революционер провел свои последние дни.
Важно, что в отечественном фильме герой снят в интерьерах дома, где развернулась трагедия. Для зрителя материал становится более достоверным, когда человек, рассказывающий о событии, включен в ту реальность, где оно происходило. Обратим внимание и на то, что в российском фильме представлена история, рассказанная ребенком. Дело в том, что благодаря кадрам кинохроники, где мы видим Всеволода 14-летним мальчиком рядом
с дедом, уже взрослый герой продолжает восприниматься как ребенок. Это тонкий психологический момент: ребенку мы сочувствуем гораздо больше,
чем взрослому.

Можно отметить, что отечественный фильм более драматичен в плане визуального ряда. Немецкая картина пытается компенсировать это с помощью драматизации ряда звукового. В картине часто звучат довольно пафосные тексты и музыка. Этому есть объяснение: режиссер ориентировался прежде всего на особенности немецкой аудитории. Она не так вовлечена в этот исторический контекст, как аудитория российская, ей гораздо меньше понятна информация о Троцком. Именно поэтому для немецкого зрителя важно создать сам образ времени, страны, где происходили события и где жил главный герой. С этой же целью используется более детальная биография.


И.В. Сталин. Силуэт
Образ страны в немецком фильме создается
и с помощью современных съемок. Так, зрители видят в современном московском метро многочисленные символы советской эпохи: советскую символику, скульптуры рабочих, различные виды оружия. Создается образ страны за счет образов пропаганды того времени.
Для русской аудитории упомянутые вещи не являются значимыми и символичными. Поэтому можно отметить, что в российском фильме драматизация создается на уровне сюжета,
а в немецком – за счет визуального образа, конкретных символов, звукового ряда.

Обе картины используют образ Сталина как главного противника Троцкого. В фильме «Ледоруб для Троцкого» используется историческая реконструкция (например, доклад Сталину об операции «Утка» или снятые крупным планом сталинские руки, вычеркивающие что-то из будущего учебника истории). В немецком фильме постановок значительно меньше. Они появляются лишь во фрагменте, посвященном детству Троцкого.


Л.Троцкий в детстве
и юности
Нельзя не отметить и некоторые недостатки изобразительного ряда. В фильме «Взлет и падение…» съемки современного Петербурга резко переключаются
на старую хронику и наоборот, не соответствуя тому, что говорится за кадром. Так, приказ об аресте Ленина и его побег за границу иллюстрируются съемками голубого неба на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. В картине «Ледоруб для Троцкого» также присутствуют современные съемки, в основном, это Мексика. Но в плане содержания визуального ряда они гораздо больше соответствуют тому, о чем говорится за кадром.

Особое внимание стоит уделить тому, как завершаются фильмы. В российском фильме авторы используют прием актуализации истории. «Ледоруб для Троцкого» заканчивается на кадрах из единственного в мире музея Троцкого. Кроме того, сделан акцент на том, что Мексика, в отличие от России не переписывают свою историю. Здесь не сносят памятники ни героям, ни тиранам. Здесь есть 4 улицы Троцкого и 7 – Сталина. В районе, где был убит Троцкий, улицы названные в честь двух заклятых врагов, проходят в 100 метрах друг от друга, но не пересекаются…

Финал фильма «Взлет и падение революционера» менее актуализирован. Он заканчивается на фразе Хайнер Мюллера: «Революция – маска смерти. Смерть – маска революции». Что ж, Троцкий стал жертвой той революционной машины, которую сам когда-то создал. Большевики были сторонниками насилия. Но как ни странно, насилие для них было способом сделать человечество счастливым. Если говорить о Троцком как о жертве, то это тот самый случай, когда жертва сама соорудила орудие своей казни.

И в том, и в другом фильме Троцкий показан через призму революции, для авторов это негативное явление. Однако нельзя сказать, что в картинах создается образ Троцкого как чудовища и безжалостного убийцы. Его образ как бы «смягчен» описанием домашнего быта, его беспокойством о жене, чувством юмора. Особый акцент на создании образа Троцкого не как революционера,
а как человека сделан в фильме «Ледоруб для Троцкого», где значительная часть визуального материала иллюстрирует не кровавый революционный путь героя, а то, как он пытался спастись от преследований Сталина вместе
со своей семьей.


Л. Троцкий в больнице незадолго до смерти
Режиссеры обоих фильмов уделяют внимание тому, что многие считали Троцкого безжалостным и бесчувственным. Прибегая к приему антитезы, практически сразу за этой мыслью режиссеры дают зрителям информацию о том, как сильно переживал Троцкий, когда Сталин медленно
и расчетливо избавлялся от всех членов семьи его противника, где бы они ни находились:
в России или за рубежом. Сталину было важно загнать Троцкого в угол, лишить его опоры.
В фильмах говорится о том, что когда герой узнал о смерти своего сына, он несколько дней с женой не выходил из комнаты, а потом появился – внезапно поседевший и даже частично оглохший от горя. Создается образ человека, отдавшего за свои идеи самое дорогое: семью. Теперь перед нами возникает не герой, а мученик революции.