артём кузнецов
Любoff
«Что есть ад? Страдание о том, что нельзя уже более любить»
Старец Зосима, «Братья Карамазовы» (Ф.М. Достоевский)
Антон Чехов однажды заметил, что о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть». Кинорежиссеры зрелищно разгадывают эту загадку, нередко делая акцент на псевдоформах главного из чувств. Аспирант МГУ Артём Кузнецов всматривается в психологию, философию и эстетику любви в кинематографе – от Чаплина до Триера, от Феллини до Аллена, от Тарковского до Гринуэя – и анализирует современные преграды на ее пути.
Забудь о любви
Постмодернисты констатировали смерть Бога, автора, субъекта. Сегодня на грани смерти – любовь.

Поэт Артюр Рембо ещё в 1870 году писал: «Нет более богов, стал богом человек, // Но без любви сей бог – калека из калек». Неспособность любить ведет к невозможности переживания полноты бытия и редуцируется в суррогатах (наркомания, алкоголизм, проституция, перверсии, девиации) и патогенных реакциях (массовые разводы, неврозы, психические расстройства, суициды). Каковы же главные угрозы для любви с точки зрения классического и современного кино?
В слогане нашумевшей драмы «Нимфоманка» (2014) Ларса фон Триера «Забудь о любви» отражена усиливающаяся сегодня антиномичность секса и любви: все чаще они расходятся, все реже сочетаются. Окунувшись в разврат, героиня фильма забыла о любви и заплатила за это тем, что, по-настоящему полюбив, потеряла способность испытывать оргазм. Отсюда неудовлетворенность жизнью. Согласно философу Николаю Бердяеву, это закономерно, ведь «разврат есть разорванность», а «его обратная сторона – окончательная импотенция чувств».
Но иногда внешняя вульгарность и «грязный» образ жизни – лишь шелуха, внутри человек сохраняет ранимую душу. Такова проститутка Кабирия в пронзительном фильме Феллини «Ночи Кабирии». Она мечтает найти любимого мужчину и жить честным трудом, но часто наталкивается на обман. Сцена, где она говорит под гипнозом о своем желании встретить свою половинку, показывает в ней чистоту, нежность, жажду любви, которая присуща всем на каком-то глубинном подсознательном уровне.
аБЬЮз
В «Метаморфозах» Овидий описывает спор Юпитера и Юноны о том, кто получает больше наслаждений в любви: мужчина или женщина. Здесь обозначены две главные взаимосвязанные преграды для любви сегодня: с одной стороны, культ наслаждения, разгул сладострастия и либертинаж, с другой – включение любви в логику экономического расчета, выигрыша, накопления, понимание её как взаимовыгодного обмена, превращение любви в товар.
Основанный на реальных событиях фильм Р. Эпштейна «Лавлейс» (2013) – яркая иллюстрация этих тенденций, доведенных до страшного логического конца. По инициативе мужа Чака юная симпатичная девушка Линда попадает в порноиндустрию. Чак обогащается за счет культовой порнозвезды, не перестает заверять Линду в своей любви, при этом жестоко избивает и насилует её, продаёт на ночь всем желающим мужчинам, пока ей чудом не удается сбежать.
Яркий пример токсичных отношений показан в фильме «Хищные птицы», основанном на комиксах о Харли Квинн и Джокере. Согласно комиксам, Джокер сбросил ее в чан с химикатами, вытолкнул из окна, выстрелил в нее из пистолета и даже запустил в космос на ракете, чтобы избавиться от надоедливой подружки. Харли героически терпела выходки своего «Пудинга», как она его называла. Если в «Отряде самоубийц» их отношения еще пылали страстью, то в «Хищных птицах» роману пришел конец. Джокер просто вышвырнул ее на улицу. И только после тяжелого разрыва с ним Харли обрела независимость и силу, сбросила оковы мазохизма и стокгольмского синдрома.
Барокко порока
Фильм Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания» (2012) акцентирует внимание на эротизме за деньги и на характерных для современного понимания любви мотивах игры, искусственности. В обмен на деньги от либертина маркиза Эльзасского на новую печатную машину для издания альбомов с иллюстрациями к Ветхому Завету и «Метаморфозам» театральная труппа художника Гольциуса инсценирует 6 библейских сюжетов, символизирующих сексуальные табу. Блуд, инцест, измена, педофилия, проституция и некрофилия показаны на примере Адама и Евы, Лота и его дочерей, царя Давида и Вирсавии, Потифаровой жены и Иосифа, Самсона и Далилы, Саломеи и Иоанна Крестителя. Фильм подчеркивает, что сексуальная вседозволенность существовала всегда, и показывает последствия разврата: в финале мы видим обезглавленного драматурга.
Сад(изм) наслаждений
Схожий разврат мы видим в фильме Бертолуччи «Последнее танго в Париже» (1964). Знакомство Поля и Жанны быстро переходит в грубую животную страсть, без обязательств, даже без знания имен друг друга. Поль всячески унижает Жанну. Первое время садомазохистские роли, исток которых – отношение к родителям, устраивают обоих. Когда же Жанна принимает игру слишком всерьез, хочет связать с Полем свою жизнь, он отталкивает ее из-за болезненного опыта с женой. Поль бросает Жанну, потом делает ей предложение, не терпит отказа и преследует ее. Увидев в Поле чудовище, переполненное агрессией, Жанна боится, что его ненависть уничтожит ее, и, когда он врывается к ней в квартиру, убивает любовника револьвером отца. С одной стороны, героиня защищалась. С другой, так как садизм и мазохизм – явления взаимозависимые, Жанна избавляется от мазохистской зависимости через садизм.
Пути любовны неисповедимы
В философской притче Феллини «Дорога» (1954) показана современная драматичная судьба бытийного подхода к любви: в столкновении с принципом обладания он внешне проигрывает.
Жестокий циркач Дзампано обращается с хрупкой Джельсоминой как с вещью, с игрушкой: покупает её у матери, обижает, наконец, просто бросает её спящей и сбегает, не думая о последствиях. Джельсомина любит свободно. Сделав экзистенциальный выбор, она несет за него ответственность, поэтому не может оставить «мужа», даже когда он случайно убивает Шута. Чувства героини можно описать словами песни В. Высоцкого: «Я дышу, и значит, я люблю. Я люблю, и, значит, я живу». Брошенная, не мысля своего существования без любви, она вскоре умирает. Мощный физически, Дзампано не может порвать духовных цепей. Как метко выразился Станислав Ежи Лец: «О сколько видал Прометеев я новых: Тела их свободны, а души – в оковах». Дорога обладания и душевной чёрствости приводит героя к осознанию краха своей жизни и своего подхода к любви.
«Всё вижу, ибо я слепа»
(Марина Цветаева)
В фильме Чарли Чаплина «Огни большого города» (1931) отражён столь распространенный сегодня фетишизм в любви, когда ценится не цельный человек, а его часть, дробь личности. Так, слепая продавщица «видит» лишь «элегантного» и богатого Чарли и, обретая зрение, поначалу не узнает своего сказочного принца в помятом, комичном бродяге. С трудом найдя для незнакомки деньги на операцию, герой по ошибке попадает в тюрьму. В финале его освобождают, а героиня, вылечившись и открыв цветочный магазин, проникается жалостью к бедняку и хочет дать ему монету и цветок.
Коснувшись его руки, девушка узнаёт благодетеля. Теперь она прозревает не только физически, но и духовно. Как сказал бы Павел Флоренский, для неё открывается уже не лицо, а лик героя. Таков метафизический смысл любви: «Если у-влечение слепо, оно фиксирует сознание на узком диапазоне реальности, то любовь, напротив, расширяет кругозор, расширяет фокус сознания» (психолог Дмитрий Леонтьев).
Согласно парадоксу психоаналитика Лакана, любовь – это «давать тому, кто этого не просил, то, чего у нас нет». Именно так поступил Бродяга. Не имея ничего, отдал много, достал из ниоткуда от внутреннего избытка, совершил невозможное.
Нарния нарциссизма и солёный Океан «Соляриса»
Одна из главных опасностей для единения двух душ – самовлюбленность, превращение людей в троллей из «Пер Гюнта», живущих по принципу «упивайся собой!». Философ Жиль Липовецки неслучайно считает символом пропитанной духом индивидуализма современности Нарцисса из древнегреческого мифа. Истоком «века нарциссизма», начавшегося со второй половины XX века, многие психологи называют распространение в мире американских ценностей. Герой Вуди Аллена так шутит об этом в «Сенсации»: «Я был воспитан в иудаизме, но потом обратился в нарциссизм».
Не из-за этой ли зацикленности на себе (карьере) рушатся отношения в «Ла-Ла Ленде» (воплощении той самой американской мечты) и многих других фильмах?
Но и платоновское единение половинок также может быть нарциссическим, эгоизмом вдвоем, иллюзией взаимного дополнения в идеальную конструкцию. Как бы манящи ни были слова Эсмеральды: «Любовь — это когда двое едины. Когда мужчина и женщина превращаются в ангела. Это небо!», помимо крыльев любви нужна твердая почва, чтоб она стала прочным союзом двух зрелых личностей.
Великий австрийский поэт Рильке так писал об этом: «...Боги обманно влекут нас к полу другому, как две половинки в единство; но каждый восполниться должен сам, дорастая, как месяц ущербный до полнолуния. И к полноте бытия приведёт лишь одиноко прочерченный путь через бессонный простор».
Такой тяжелый путь проходят герои «Соляриса» Тарковского. Для «космической» Хари, созданной Океаном планеты по воспоминаниям Криса Кельвина, весь мир сконцентрировался в любимом, она неотчуждена от окружающего. О себе Хари ничего не знает, её еще нет как самостоятельной целостной личности с замкнутым внутренним миром. Но осваиваясь в мире, вбирая в себя культуру, Хари становится человеком. Через колоссальные усилия она обретает память. Теперь герои равноправные личности и любовь позволяет им воспарить, преодолев тяготение (сцена с невесомостью). Вместо навязанной Демиургом иррациональной привязанности Хари доросла до подлинной любви, теперь она способна на жертву: она просит учёных уничтожить себя, чтобы спасти любимого от безумия, от тяжести своего бессмертия.
В начале было дело
Философ Э. Фромм в своих трудах убедительно показал, что любовь – не просто пассивное переживание, а активное отношение, не существительное, а глагол. Многие герои Вуди Аллена («Энни Холл», «Любовь и смерть»), напротив, больше увлечены словами, чем делом. Они так дотошно анализируют свои эмоции, что их чувства ослабевают и переходят в разряд отвлеченных понятий. Рационализация - форма защиты героев, разум которых всегда сильнее чувств.
Рассуждая о любви, персонажи оправдываются теориями Фрейда, Ницше, философов-экзистенциалистов. Так, Соня и Наташа («Любовь и смерть») прикрывают свой постоянный поиск низменных наслаждений, высокопарными разговорами в духе русской классики о том, что «любить - значит страдать», при этом софистически доводя эту мысль до абсурда: «Наташа, любить значит страдать, чтобы не страдать, надо не любить, но тогда будешь страдать, от того, что не любишь. Поэтому, любить значит страдать, но не любить тоже значит страдать, а страдать значит страдать». Аллен высмеивает этот разрыв между словом и делом, между разумом и сердцем.
P.S.: Человеку нужен ЧеLOVEк
Для современного кино нередко характерно циничное, ироничное, игровое или скептическое отношение к большой любви. Хотя большинство режиссеров показывает гибельность разных форм псевдолюбви, нередко слишком большое внимание уделяется насилию и перверсиям, всё чаще используются элементы порно, любовь подменяется животным сексом. По Бердяеву, «любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви, нужно найти новые слова». Но сложно не согласиться и с философом Бадью: прежде чем переизобрести любовь, нужно просто взять её под защиту.
Сильные фильмы о любви вызывают катарсис – очищение души, нередко через смех и слезы. Ведь очень часто фильмы на практике воплощают слова Маленького принца: «Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать». У меня так было с «Летят журавли», «Отверженными», «Жизнь прекрасна», «Звезда родилась» и даже с «Дэдпулом». А у вас?
Кинематограф может способствовать более глубокой деконструкции любви, формировать ее новый язык, напоминать о вечном, а значит, хотя бы частично остановить «утечку сердец».

Любовь еще может быть полетом, как в «Титанике»...
...или в «Ивановом детстве» Тарковского
...«Вечным сиянием чистого разума» (здесь термин Канта «чистый разум» не к тому ли, что любовь априорна – заложена в нас до всякого опыта – и потому нестираема из памяти?).
… и «Пятым элементом», спасающим мир от катастрофы.
Как верно показал Джармуш, выживут только любовники.