Приходько Анастасия
Вечная мода: путешествие по спирали стиля
Мода считается одним из самых переменчивых и непредсказуемых явлений в мире. То, что сегодня в тренде, уже завтра может оказаться устаревшим. Однако, несмотря на все изменения, мода имеет способность возвращаться. Одежда, аксессуары, причёски и макияж – все они проходят через множество циклов повторного интереса и популярности. Почему это происходит?
Круговорот вещей в природе
Многие элементы одежды, которые сегодня кажутся нам абсолютно новыми и необычными, на самом деле были частью гардероба наших предков. Например, туники и тоги носили в Древнем Риме, а корсеты и кринолины – в эпоху романтизма. Эти элементы периодически возвращались в моду, но уже в новом исполнении и с учетом современных тенденций.
Ампирная или имперская мода была популярна в начале XIX века. Своё название она получила от императора Наполеона Бонапарта. Ампирная мода была популярна во время его правления и была вдохновлена античностью. Ключевые элементы этого модного течения включали в себя особый силуэт – прямой фасон, с длинными, простыми линиями и отсутствием лишних деталей. Платья были изготовлены из легких тканей, таких как шелк или мусселин. Для завершения образа, модницы добавляли аксессуары – туфли на тонком каблуке, небольшие шляпки и легкие шали. Со временем популярность ампирной моды начала угасать, однако она оказала значительное влияние на последующие модные стили. Многие элементы ампира, такие как драпировки и складки, востребованны и в наши дни.
Некоторые же предметы одежды существуют вне времени. Например, всеми любимое маленькое чёрное платье, как и классическая белая блузка должны быть в гардеробе каждой девушки, независимо от модных тенденций. Однако многие другие вещи, такие как рваные джинсы или остроносые ботинки, сохраняют свою популярность недолго…пока через несколько лет не привлекают внимание модников во второй, третий или иной по счёту раз.
Официальный старт моде на винтажные наряды дала Мишель Обама, появившись в оригинальном платье 50-хх годов авторства американского модельера Нормана Норэлла (Norman Norell) на рождественском концерте в Вашингтоне в декабре 2010 года, хотя безусловно попытки носить винтажные наряды были и до нее.
Ярким примером модного течения, которое периодически возвращается в нашу повседневную жизнь, является его величество винтаж. Такая одежда перекликается с антикварной, но если антиквариат имеет довольно четкие привязки – 50 и более лет, то винтажной может считаться одежда практически любого периода, которая хорошо сохранилась и пригодна к носке. Этот тренд стал особенно популярным в начале 2000-х годов, когда многие законодатели моды и знаменитости начали носить винтажные наряды и аксессуары на красных дорожках и в повседневной жизни.

Особенно грандиозное «винтажное восстание» произошло в 2010 году, когда этот стиль приобрел новые формы и интерпретации. Люди стали комбинировать винтажные предметы с современными деталями, создавая уникальный и неповторимый образ.
Мое послание женщинам таково: ищите то, что подходит именно вам. Одевайтесь так, как вам приходится по вкусу.
Почему мы вновь и вновь повторяем модные тренды?
  • 1
    Одной из причин цикличности моды является постоянное возвращение прошлого. Художники, дизайнеры и стилисты всегда исследуют исторические эпохи, чтобы найти вдохновение для своих коллекций. Они анализируют старые фото, рисунки и архивы, чтобы понять, что было модным в прошлом, и как это можно преобразовать и адаптировать для современного стиля. То, что раньше было на пике популярности, может вернуться и стать модным.
  • 2
    Другой важной причиной перерождения модных тенденций является циклическая природа человеческих вкусов и предпочтений. Мы стремимся к новым вещам и опыту, но также часто ностальгируем по былым временам и предметам. Именно эта романтика прошлого, сочетание моды и ностальгии позволяют нам ощутить уверенность и стиль, который существовал ранее.
  • 3
    Кроме того, мода является бизнесом, и повторение успешной идеи – это один из способов гарантировать коммерческий успех. Многие модные дома и бренды базируются на своем наследии и истории – они знают, что работало в прошлом, и просто адаптируют это к современным условиям.
Мода не просто вопрос одежды. Мода витает в воздухе, ее приносит ветер. Каждый предчувствует ее, дышит ею. Она и в небе, и на дороге.
— Коко Шанель, французский модельер и основательница модного дома Chanel
Новое как хорошо забытое старое

Не нужно быть экспертом моды, чтобы знать о бренде Dior. Именно он ассоциируется у нас с красотой и элегантностью, а его создатель признан общественностью «многоликим гением». Но если гениальность – это результат творчества, то к Кристиану Диору это определение точно не подойдёт. Вы спросите, почему? Для того, чтобы ответить, предлагаю немного погрузиться в историю этого бренда.

Dior покорил публику женственными и романтичными образами: узкие плечи, прилегающий лиф и юбка из кринолина идеально подчеркивали талию, бёдра и грудь. Первая коллекция была представлена в 1947 году в штаб-квартире Dior – особняке на авеню Монтень 30 и называлась она La Corolle Christian Dior. Однако свою известность коллекция получила под именем New Look, которым её окрестила журналистка Кармель Сноу. Так и сегодня называют силуэт в стиле Dior. Вот только New Look не был особенно новым – все эти пышные юбки с корсетами носили ещё в 1900-х годах. Да и выигрышное сочетание с узкими плечами уже в 30-х представил Баленсиага. Его Диор высоко ценил и говорил о нём: «Учитель всех нас».

Но гениальность Кристиана Диора была не в новизне нарядного пышного силуэта первой коллекции. Модельер просто понял, что после тяжёлого военного времени женщины снова хотят почувствовать себя королевами.
Высокая мода подобна оркестру, а дирижирует им Баленсиага. Мы, остальные кутюрье, – музыканты, покорные его смычку.
Кристиан Диор, французский модельер, основатель модного дома Christian Dior.

Круг за кругом
Цикл моды – это процесс, который описывает жизненный путь моды или популярного тренда. Характер и длительность каждого этапа цикла могут варьироваться в зависимости от модной индустрии, текущих трендов и вкусов потребителей.
Выделяют следующие фазы:
  • 1
    Возникновение новой идеи или концепции.
    На этом этапе дизайнеры и стилисты начинают думать о том, что будет модно в следующем сезоне или какой тренд будет доминировать на подиумах.
  • 2
    Разработка и создание коллекции.
    После того, как концепция моды разработана, начинается процесс изготовления. Дизайнеры создают прототипы, модели и образцы одежды, аксессуаров и обуви, а также выбирают материалы и ткани. Затем происходит производство коллекции в массовом масштабе.
  • 3
    Реклама и маркетинг.
    На этом этапе модная марка проводит рекламные и маркетинговые кампании для привлечения внимания к своей коллекции. Они могут организовывать модные показы, фотосессии, создавать рекламные кампании в социальных сетях и другие мероприятия по привлечению потребителей.
  • 4
    Коммерциализация.
    После показа коллекции дизайнеры начинают работать над тем, чтобы их идеи стали доступны широкому кругу потребителей. Они разрабатывают лекала, выбирают ткани и фурнитуру, определяют цены на товары. Результатом этого этапа становится достижение пика популярности новой модной идеи.
  • 5
    Устаревание моделей.
    После некоторого времени мода теряет свою популярность. Это может быть вызвано появлением новых трендов или износом текущего стиля, что приводит к окончанию модного цикла для данной коллекции.
Весь цикл длится около 9-10 лет, что примерно соответствует календарному десятилетию. Именно поэтому сложились простые для запоминания отсылки к модным десятилетиям: «мода 40-х», «мода 70-х», «мода 90-х» и т.д. Но возвращение тех или иных исторических элементов костюма или модных явлений не является копированием. Это обязательно будет их переосмысление через призму времени, воплощение идеи прошлого в современных материалах, актуальных деталях, новых сочетаниях.
Мода циклична по своей природе. Она развивается, меняется и возвращается, как способ самовыражения и образа жизни. Так, модную сансару можно описать как процесс, в котором определенные тренды и стили возвращаются в моду через определенные промежутки времени. Это явление можно наблюдать как в истории моды, так и в современной индустрии. Возвращение к прошлому не только помогает дизайнерам экспериментировать с новыми идеями и техниками, но и дает возможность потребителю переосмыслить свои предпочтения и вкусы.