Куликова Мария
Расизм наоборот
Притеснение белых в ЮАР - правда или миф? Существует ли исторический бумеранг?
Притеснения белых в ЮАР – тема, которую замалчивают местные СМИ, но некоторые факты попадают в мировую повестку дня. В 2020 году убийство белого фермера Бренди Хорнера и последовавшие после этого выступления белого населения ЮАР вызвали общественный резонанс. По сообщению «ТАСС» от 12 октября 2020 года, Хорнер был жестоко убит группой темнокожих людей и привязан к столбу.
Вопреки безответственным заявлениям некоторых лоббистских групп убийства на фермах не являются этническими чистками. Речь идет о преступных деяниях, и они должны рассматриваться как таковые.

Президент ЮАР Сирил Рамафоса

Но так ли это? Есть ли у темнокожих причины для ненависти к выходцам из Европы?
Часть I
Существует ли исторический бумеранг?
Жизнь темнокожих до 90-ых годов XX века
Коренной народ ЮАР – племя сан. Представители этого народа визуально отличаются от людей негроидной расы: жёлто-бурая кожа, широкий нос с низкой переносицей, плоское лицо, довольно узкие глаза. Антрополог Карлтон Кун предложил выделять их как пятую расу, названную «капоидной». Но с XV века их постепенно начали вытеснять другие африканские народы – зулу, ндебеле, коса и другие.

В период колонизации европейцы предприняли первые попытки покорить южную часть Африки. Сначала туда приплыли португальцы, но уступили земли голландцам. В 1652 году нидерландский моряк Ян фан Рибиек встал на якорь у мыса Доброй Надежды. Голландцы образовали Капскую колонию. Вслед за ними в Африку перебрались французы-гугеноты, гонимые на родине, фламандцы, немцы, валлоны. Они были экономически и социально развитыми, образованными, грамотными, поэтому беспрепятственно смогли поработить местные племена.
Чарьз Белл
«Прибытие Яна ван Рибека»
В начале XIX века наступил новый период в истории страны – Британская империя оккупировала эти земли, так появились англоафриканцы. Буры (с нидерл. «boere» – «крестьянин»), т.е. белые потомки голландских переселенцев, и англичане постоянно конфликтовали по поводу земель, но последним всегда удавалось удержать власть в своих руках.

Многочисленные народы Африки не претендовали на право владеть землями. Если и пытались бороться с белыми, то всегда получали жёсткий отпор. Например, государство зулусов вступило в войну Британской империей, но англичане подавили восстание и выгнали зулусов за пределы колонии.

Многие буры впоследствии оставили крестьянский труд, занявшись различными ремеслами, и получали образование, поэтому названию, тесно сопряженному с понятием крестьянства. они стали предпочитать название «африканеры». Поле Второй Мировой войны прошли выборы, где победили африканерские националисты Брудербонд. Партия считала, что африканеры – богоизбранный народ. В 1948 году националисты установили апартеид – политику расовой дискриминации. Конечная цель – «Южная Африка для белых». Правительство установило законы, ограничивающие права проживающих на тот момент в ЮАР народов банту. Темнокожие не имели права на гражданство ЮАР, участие в выборах, на свободу передвижения, на смешанные браки, на медицину и образование для белых. Они жили в бантустанах, территориях, отделенных от районов белых, то есть крупных городов, и не имели права выезжать оттуда без особого разрешения. Также банту брали только на низкооплачиваемые обслуживающие должности. ОНН не раз объявляла политику националистов фашизмом, но их это не остановило.

Часть II
Жизнь после апартеида
Для представителей обеих сторон жизнь в ЮАР делится на до и после апартеида. Падение режима произошло благодаря деятельности Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса. Но этот государственный переворот не избавил ЮАР от расизма. В 90-ые среди темнокожих появилась знаменитая песня «Kill the Boer» («Убей бура»), ставшая своеобразным гимном в борьбе против выходцев из Европы. Сам Мандела признавался, что в течение партизанской войны представители АНК тоже грубо нарушали права человека. Правда, темнокожие не закончили насилие после войны. Грабежи до сих пор чаще всего сопровождаются массовым убийством всех членов семьи и изнасилованием женщин, поэтому белые создают укрепления вокруг домов и их электрическую защиту, но всё равно не чувствуют себя защищёнными.
Национальная неприязнь между африканерами и чернокожим населением ЮАР сохранялась и после апартеида. Но сегодня дискриминируемое меньшинство — это белые.

Н. Юджин


После 1994 года началось перераспределение земель. Африканерам обещали выплачивать компенсацию за изымаемые земли, которые возделывались колонистами на протяжении 13 поколений. Но после прихода к власти Сирила Рамафосы в 2018 года компенсация была отменена, что привело к большому оттоку белого населения и усилению межрасовой борьбы. На экономику страны это тоже повлияло негативно.

Положение белых в ЮАР ужасает. Те редкие материалы по этой проблеме, которые можно найти в российских СМИ, свидетельствуют об ущемлении прав африканеров. Например, в статье «РИА Новости» «За нашими землями. Белые фермеры из ЮАР переезжают в Россию» рассказывается о желании африканеров переехать в Ставропольский край из-за притеснения у себя на родине.
Земли белых фермеров подвергаются ежедневным нападениям бандитов. Из различных регионов страны постоянно приходят сообщения об убийствах буров.

фермер Ян Слебус
В ЮАР ведётся политика Black Empowerment Economy, то есть теперь хорошо оплачиваемые и высокопоставленные должности занимают темнокожие. Белым часто отказывают в работе только потому, что они белые, несмотря на то что эта часть населения до сих пор остаётся более грамотной. Образование для негров до 1994 года было низкого уровня, поэтому современные специалисты не владеют необходимыми компетенциями и не могут научить молодое поколение. За пять лет ЮАР покинули 82 тысячи белых южноафриканцев, выбрав в качестве нового места жительства Австралию, Новую Зеландию, Великобританию, США и другие страны.

Жестокость темнокожих бандитов и бездействие правительства привели к тому, что африканеры беспокоятся за собственную безопасность и безопасность своих детей. В интервью «Forbes life» жена фермера Маргарет Хаттинг делится реалиями их жизни:

Моим старшим детям было по девять лет, когда им пришлось учиться стрелять и управлять внедорожником. Моя дочь умеет зашивать раны. Психологически сложно жить в таком напряжении. Как мне научить детей стрелять в человека, когда придет время? Мы не убийцы, но стараемся подготовиться к подобным сценариям. Мне нужно объяснить детям, почему нам хотят причинить вред.

«Forbes life», материал «Страх и ненависть в ЮАР: как белые африканеры поверили в пророчество о геноциде и революции»

Журналист «Комсомольской правды» Дарья Асламова в 2018 году съездила в ЮАР и побеседовала с семьями белых, о чем впоследствии сделала материал ««Убить бура»: как черные расисты уничтожают белых в Южной Африке».

Белокожая женщина Мишель Дирк рассказала, что её дважды пытались убить темнокожие бандиты. В первый раз её спас сосед, проезжающий мимо на велосипеде, во второй раз женщина разговаривала по телефону и муж на другом конце провода услышал её крики. Женщину нашли с пакетом на голове и связанными руками.

Мариандра Хеунис, вдова фермера, поделилась трагической историей убийства мужа. Мариандра, её муж и три дочери жили на арендованной ферме. Однажды темнокожие ворвались ночью в дом и приложили пистолет к голове спящего мужчины. После слов об отсутствии в доме денег они ответили, что пришли не грабить, а убивать. Выстрелив несколько раз в мужа Мариандры, они хотели продолжить насилие, но женщина отдала копилку, умоляя не убивать. Все знакомые говорят, что им повезло. В ЮАР 5,6 миллионов людей болеют СПИДом. Темнокожие верят, что если изнасиловать белую девочку, то болезнь вылечится.

Фрек ван Копенхэйген пытался уберечь семью от несчастья всеми возможными способами: купил оружие, завёл бойцовских собак, установил камеры наблюдения и «красную кнопку опасности», с помощью которой вызывается охранное предприятие. Фрек и его жена ночью выпустили собак погулять, в этот момент на них напала темнокожая банда. Они сразу выстрелили в женщину, а связанного Фрека повели к сейфу. Один из бандитов заметил, что женщины во дворе нет. Она спряталась в собачьей будке. Фреку удалось добежать до соседа и вызвать охрану. Бандиты скрылись. Жена скончалась от ран в госпитале.

Белым небезопасно появляться в городах. Если вы остановитесь на светофоре машину, то в вас выстрелят и обыщут. Все белые переехали в пригороды и стараются не посещать людные места. На открытии торгового центра появилась бандитская группировка с автоматами Калашникова и стала стрелять по толпе в присутствии полицейских. Беременную женщину ранили в живот. Спасти ребёнка не смогли.
Часть III
Есть ли в ЮАР геноцид белого населения?
Доктор Грегори Стэнтон, деятель организации «Genocide Watch» («www.genocidewatch.org), ещё в 2014 году написал: «...предпосылки геноцида всё ещё живут в южноафриканском обществе, но геноцид пока не начался». Также он привёл статистику: в 2014 году на южноафриканских фермах убили 67 человек, большинство жертв – белые. Правительство ЮАР не публикует статистику о расовой принадлежности убитых граждан, поэтому Стэнон обращался к данным «AfriForum», которым стоит доверять, так как там опубликованы имена жертв.
Слова белых жителей ЮАР подтверждают: геноцид уже начался, но правительство не хочет этого замечать. Президент публично отрицает факт геноцида в стране. Темнокожие убивают ради того, чтобы убить. Статистика скрывается, в международных СМИ информация об этом почти не появляется. У белых людей нет денег на переезд или на защиту домов от преступников.

Единственная помощь, которая оказывается белым в ЮАР, – проект на Facebook «Vriende van Nehemia («Друзья из Негемии»). Африканеры осваивают новые ремёсла, консультируются с психологами, получают продукты и другие необходимые вещи.

На мой взгляд, вопрос геноцида в ЮАР должна решать ООН. Общими усилиями мы можем распространить информацию о проблеме с помощью социальных сетей и СМИ. Возможно, тогда ЮАР спасут от многовекового расизма и социального неравенства.
Источники:
«ForbesLife»:https://www.forbes.ru/forbeslife/423043-strah-i-ne...
«Комсомольская правда»: https://www.kp.ru/daily/26882.7/3925629/
«Риа Новости»: https://ria.ru/20180730/1525484097.html
«ТАСС»: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9690911