АВТОР: МАРИЯ ЛЕБЕДЕВА
Сандаловый Будда смотрит на север: как священная статуя попала в Россию
И при чем тут бурятские казаки
В одном из отдаленных бурятских дацанов — Эгитуйском — хранится статуя Сандалового Будды, или по-бурятски Зандан Жуу. Наряду с Атласом тибетской медицины и нетленным телом великого ламы Итигэлова она признана буддийской святыней России. А все потому, что эта статуя считается прижизненным изображением Будды Шакьямуни, то есть ей около 2,5 тысяч лет. Рассказываем, какими легендами овеян Сандаловый Будда и как в начале XX века он оказался в Бурятии.
Как раджа Удаяна повелел создать сандаловую статую, а Будда ее благословил
С появлением Сандалового Будды связано много преданий — вот что рассказывает наиболее известное. Великий духовный учитель Будда Шакьямуни на 38 году жизни отправился к своей матери в один из высших миров — на небеса Тридцати Трех богов, или небеса Тушита. В знак благодарности за свое человеческое рождение он хотел преподать ей буддийское учение — Дхарму, чтобы она тоже достигла просветления. Ради этого Будда оставил своих учеников на три летних месяца. Без него они стали тосковать, а один даже заболел — это был раджа Удаяна, правитель индийского города Косамби.
Придворные посоветовали радже найти талантливого скульптора, чтобы тот сделал изображение Будды из дерева. Тогда выражать почести милосердному учителю можно будет, даже когда его нет рядом.

Такой умелец нашелся — его звали Вишвамитр. Чтобы скульптор мог увидеть Будду, запомнить его образ и вырезать статую из дерева, Удаяна обратился к одному из главных учеников Будды — Маудгальяяне. Этот ученик обладал чудесными способностями, или сиддхами — он мог перемещаться между мирами. Маудгальяяна трижды доставлял скульптора на небеса Тушита, после чего Вишвамитр закончил статую. Когда раджа увидел ее, его тоска прошла. Он выздоровел.
Тибетская тханка Будды Шакьямуни XIX века. Справа ученик Маудгальяяна. Источник — himalayanart.org
Сандаловый Будда изображен стоя и в высоту достигал около 218 см. Его правая рука согнута в локте и обращена ладонью к смотрящему — это мудра, то есть жест, защиты. Левая рука опущена в мудре даяния. Глаза статуи устремлены к небу — знак того, что учение Будды ведет всех существ к освобождению от бесконечных перерождений в Сансаре. В переднюю часть ушниши, выступа на макушке Будды, был вставлен «солнечный камень» — по разным версиям, алмаз или рубин.
Сандаловый Будда в Эгитуйском дацане Бурятии. Фото автора
Когда Будда Шакьямуни вернулся в мир людей, статуя ожила и шагнула ему навстречу. Будда улыбнулся и сказал ей, что она будет напоминать об истине будущим поколениям следующие 5 тысяч лет. Так он подтвердил внешнее сходство статуи с собой. В Индии она проведет более полутора веков, а затем начнет свое путешествие по востоку.
Как Сандаловый Будда на несколько веков попал в Китай
Неизвестно, при каких обстоятельствах, но в III веке до н. э. статуя переместилась из Индии в Бактрию — древнее государство, которое находилось на территории, где сейчас расположены Афганистан, Таджикистан и Узбекистан. В то время там был расцвет буддизма. Кстати, в Бамиане — центральной части современного Афганистана — в скале в VI веке н. э. по образу Сандалового Будды была высечена 38-метровая статуя Будды Шакьямуни. Она дожила до XXI века, но в 2001 году ее разрушили талибы (организация признана террористической и запрещена на территории РФ — прим. ред.).
38-метровая статуя Будды Шакьямуни, высеченная в скале, до и после разрушения. Также в Бамианской долине Афганистала в 2001 году была уничтожена 55-метровая статуя Будды Вайрочаны. Источник — wikipedia.org
Из Бактрии примерно в IV веке н. э. Сандаловый Будда попадет в Китай — как именно, точного ответа нет, а версий, как всегда, много. Одну из них приводит в своей книге «Сандаловый Будда Раджи Удаяны» буддолог Андрей Терентьев.
Кашмирский монах Кумараяна, чтобы уберечь статую от опасностей войн, решил перенести ее в Китай. По легенде, днем Кумараяна нес статую на себе, а ночью она несла его. По пути монах остановился в Куче — небольшом государстве на территории современного округа Аксу Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. В Куче хорошо приняли монаха, и он стал королевским священником. Но случилось так, что в него влюбилась младшая сестра короля — Дживака. Тогда король приказал Кумараяне снять с себя монашеские обеты и жениться на Дживаке. В этом браке родился сын Кумараджива, он стал знаменитым переводчиком буддийских текстов.

В 384 году на Кучу напали китайские войска и пленили Кумарадживу. Вместе с ним в Китай, вероятно, попал Сандаловый Будда и мощи Будды Шакьямуни, которые, как принято считать, поместил внутрь статуи сам Кумараджива.
За несколько сотен лет пребывания в Китае статуя хранилась в разных китайских городах. Как пишет Андрей Терентьев, она побывала в Чангане, Нанкине, Кайфыне, Пекине. В VII-IX веках по всему миру ходило уже множество копий статуи. В будущем это обстоятельство породит споры о том, какую именно стоит считать настоящей.

Но те почести, которыми китайские императоры одаривали Сандалового Будду, говорят о том, что именно эта статуя имела наибольшую ценность. Например, на рубеже XVI-XVII веков статую покрыли золотом. Веком позже император Канси к северо-западу от Запретного города воздвиг для Сандалового Будды храм Чандан Сы, то есть «Храм Сандалового Будды». В 1771 году статую перенесли туда.

Во время вторжения европейцев и американцев в Китай в конце XIX века французский католический священник Альфонс Фавье сделал фотографию этого храма, которая сейчас считается первым и единственным снимком Чандан Сы. В 1900 году, когда в Китае бушевало восстание боксеров против иностранных интервентов, храм разрушили. А вот статуя была спасена — не без помощи бурятских казаков.
Пекинский храм Сандан Сы, в котором стоял Сандаловый Будда. Фото Альфонса Фавье взято из книги А. Терентьева «Сандаловый Будда Раджи Удаяны»
Солдаты Забайкальского казачьего войска были в числе российских представителей в альянсе восьми стран, противостоящих боксерам. Помимо Российской империи туда входили Франция, Япония, Германия, Италия, Австро-Венгрия, США и Великобритания.
Как казаки похитили статую, чтобы спасти
Есть две наиболее распространенные версии, как именно казаки поучаствовали в спасении Сандалового Будды.

Первая — статуя была спрятана ламами пекинского монастыря в Утайшаньских горах, а затем вывезена казаками в Россию. Чувствуя, что буддийским святыням может угрожать опасность, служители обратились к ставленнику европейцев, христианскому миссионеру — тому самому французскому епископу Фавье. Они просили его спасти реликвии, в числе которых был Сандаловый Будда. Но епископ якобы проявил жадность и взял со статуи все драгоценности, которыми она была украшена. Чтобы замести следы, он сделал на воротах храма надпись на французском языке, призывающую солдат сжечь храм. Но ламы успели спасти статую.
Вторая версия — казаки сами подожгли храм, забрав Сандалового Будду. Какое-то время статую прятали на окраине Пекина, а затем через Монголию ее, укутанную войлоком, вывезли в Россию.

Это была спланированная операция, которой руководил атаман Бато Айсуев. Деньги на нее собирали бурятские ламы. Есть свидетельства, что в ее организации поучаствовал и Агван Лобсан Доржиев, тибетский дипломат и буддийский учитель, пользующийся авторитетом в России. Подробнее о нем мы писали здесь. Доржиев настаивал на том, что нужно воспользоваться ситуацией, выкупить статую и вывезти в Бурятию. Другим вдохновителем мероприятия был соржи-лама (то есть заместитель по духовно-образовательной части) Эгитуйского дацана Гомбо Дорже Эрдниев.
Агван Лобсан Доржиев и Гомбо Дорже Эрдниев. Источники — сайт дацана Гунзэчойнэй; shakyamuni.ru
Как отмечает буддолог Андрей Терентьев, Доржиев и Эрдниев могли заинтересоваться статуей через учителя Доржиева Намнанэ-бакши. Он совершил паломничество в Пекин и сделал перед Сандаловым Буддой 100 тысяч простираний — это буддийская практика выражения почтения в поклонах, уменьшающая гордость. Возможно, давая учения в Эгитуйском дацане, Намнанэ-бакши рассказывал ламам о своих путешествиях по Китаю и Тибету и о Сандаловом Будде, чем воодушевил их.
Буряты сохранили такую легенду: пока статуя находилась в Пекине, по утрам служители храма часто видели ее чудесным образом повернутой на север, то есть в сторону России. Это было как бы предзнаменование, что скоро она окажется в Российской империи.
В январе 1901 года Сандалового Будду установили в Эгитуайском дацане. На случай, если китайцы решат вернуть ее, из дерева была вырезана копия.

Те, кто касался оригинальной статуи, отмечают, что в области ее сердца чувствуется тепло, а еще она может левитировать: между полом и ступнями статуи можно протянуть нить или даже хадак — ритуальный платок. Но получается это не у всех: как говорят служители, все дело в помыслах, с которыми люди проверяют Сандалового Будду. Также у оригинальной статуи пальцы широко разведены — в более поздних традициях изображения Будды эта деталь уже не встречается.

Так в XX веке началась российская история Сандалового Будды, или по-бурятски Зандан Жуу.
Эгитуйский дацан, где хранится Сандалоый Будда, в наше время. Фото автора
Как Сандаловый Будда пережил советский режим
Эгитуйский дацан что в начале XX века, что сегодня считается одним из отдаленных — 250 км от столицы Бурятии Улан-Удэ. Столетие назад он был больше, чем сейчас: комплекс включал в себя несколько богато украшенных храмов, там служили около 700 лам, была своя типография. Но в 1930-е годы, когда началась антирелигиозная кампания, многие ламы были сосланы или расстреляны, а имущество дацана национализировано, разграблено или уничтожено.
Эгита. Фото автора
Сандалового Будду спас переезд. В 1935 году его переместили из Эгитуйского дацана в Антирелигиозный музей Улан-Уды. Фонды этого музея располагались в Одигитриевском соборе — туда попал и Зандан Жуу. Перевозку статуи организовал Жалсан Жабон, инструктор областного Совета воинствующих безбожников. Вместе с другими сотрудниками Антирелигиозного музея он ездил по Бурятии и собирал из разрушенных дацанов уцелевшие буддийские ценности. По воспоминаниям современников, когда из Эгитуйского дацана забирали Сандалового Будду, люди оставляли статуе много подношений, хотя это грозило неприятностями.

О том, что статуя хранится в Одигитриевском соборе, работники музея не могли никому рассказывать. Тем не менее местные жители знали об этом, а некоторые даже совершали гороо, то есть ритуальный обход, вокруг собора.
Есть мнение, что именно в 30-е годы Зандан Жуу лишился своего «солнечного камня» в ушнише и мощей Будды Шакьямуни, сокрытых в ней. На месте ушниши появилась дыра. Возможно, кто-то тайно изъял ценности, чтобы они не достались властям. Вот что пишет Андрей Терентьев:
«Я слышал, что извлеченные из ушниши предметы представляли собой маленькую золотую ступу и небольшую серебряную копию самой сандаловой статуи, размером 5−6 см в высоту каждая. В них-то и должны были находиться мощи Будды»
До сих пор эти реликвии не найдены.

В 1980-е годы ушнишу и волосы Зандан Жуу реставрировала специалист Эрмитажа Майя Лебель. Но в новой форме место для драгоценного камня уже не оставили.

25 сентября 1991 года по просьбе настоятеля восстановленного Эгитуйского дацана Доржи Цыденова и прихожан Сандалового Будду доставили обратно в Эгиту. Там статуя находится и сегодня. Очевидцы вспоминают: когда статую везли в дацан на вертолете, пошел сильный снегопад, хотя была ранняя осень. Видимость была настолько плохой, что летчикам пришлось ориентироваться лишь по темным жилам реки Уды. Это явление восприняли как чудесное знамение.
Эгитуйский дацан — дуган, где хранится Сандаловый Будда, и гостиница.
Фото автора

В 2008 году для Зандан Жуу был построен отдельный храм, или дуган, чтобы исключить возможность пожара и поддерживать оптимальную температуру для сохранности статуи. Сейчас при дацане служат несколько лам. Там есть гостиница, где останавливаются паломники. Они верят, что статуя настоящая, несмотря на споры о ее подлинности. За тысячи лет ее много раз могли подменить, легенды могли приукрасить, но для того, кто верит в учение Будды, Зандан Жуу — драгоценная реликвия.