Егор Махонин
Тишайший резонатор чувств
У меня к тишине двойственное отношение: тишина - как часть жизни, и тишина - как инструмент повествования. Давайте начнем со второго.
В моем фильме, вопреки выбранной теме, вы не найдете абсолютной тишины. Даже в самом тихом моменте фильма - знакомстве зрителя со слепоглухим тестировщиком - нет абсолютной тишины. Наоборот, я специально искал звук, который мог бы проассоциироваться с отсутствием звука. И в этом эпизоде можно услышать небольшой гул, который и должен погружать зрителя в состояние героя.
Сейчас мне кажется, что я еще не готов использовать абсолютную тишину в повествовании. Отсутствие звука, как и отсутствие изображения, или образа на экране - наиболее тонкие в обращении приемы. Слишком легко сфальшивить. Думаю, чувственное понимание тишины в кино - признак настоящего мастерства повествователя.
В повседневной жизни, полагаю, мое отношение к тишине не уникально. В тишине ко мне приходит наивысшая легкость и в ней же накрывает сильнейшая тоска. Порой я ее избегаю, но чаще чувствую необходимость погрузиться в нее. Мне кажется, что тишина - это резонатор наших чувств. Именно так можно услышать свой внутренний голос.