ДАНИИЛ АВДЕЕВ
Возвращение на остров доктора Моро
От Мистера Хайда до космоенота Ракеты
Верн и Уэллс
Писатель Герберт Уэллс – пожалуй, основополагающий автор для жанра научной фантастики. Уэллса можно сравнить с его почти современником и коллегой по писательской колее – французом Жюлем Верном. Про что писал Жюль Верн? – про необычных людей, приключенцев, отдельные поразительные изобретения… Его научная фантастика была хотя бы и качественной, но все-таки беллетристикой, чтением развлекательным. Именно благодаря произведениям Герберта Уэллса она стала серьезным, злободневным жанром для думающего читателя: его героями были уже не просто приключенцы и поразительные изобретения; темами Уэллса стали сложнейшие проблемы настоящего и будущего всего человечества.
Жюль Верн предсказал вертолет в «Робуре-Завоевателе» - Герберт Уэллс в своем романе «Война в воздухе» 1907 года предвидел Первую Мировую войну со многими из ее чудовищных «технических инноваций». Герберт Уэллс создал множество научно-фантастических сюжетов, которые эксплуатируются до сих пор – вторжение инопланетной цивилизации на Землю («Война миров»), путешествие во времени («Машина времени») и другие. В своих произведениях Уэллс выступает не только как литератор, мечтатель и популяризатор науки, но и как глубокий социальный мыслитель, философ.
Роман «The Island of Dr. Moreau» впервые был напечатан в 1896 году. Обычно это произведение Уэллса не включают в хрестоматии важных произведений автора. А между тем культурный след этого «Острова доктора Моро» тянется до наших дней, а поднятый в этой странной локальной антиутопии вопрос о человеческой природе приобретает со временем лишь все большую актуальность.
Сюжет небольшого романа достаточно прост. Главный герой, культурный англичанин с медицинским образованием, в результате ряда злоключений оказывается на небольшом острове в южном полушарии земного шара. На острове его принимают к себе двое людей – опальный ученый Моро и его помощник, пьяница Монтгомери. Выясняется, что доктор Моро проводит на острове эксперименты по вивисекции животных. Цель Моро – создать из животного вполне человеческое существо.
На пути к заветной цели Моро создает множество «черновых вариантов» - зверолюдей, в которых человеческое и животное сочетается самым отвратительным и нелепым образом. Эти зверолюди населяют остров и подчиняются Закону – гротескному квазирелигиозному культу, где Моро поклоняются как создателю и божеству. Основная идея Закона – то, что «неудачные» зверолюди должны подавлять в себе звериные инстинкты, чтобы стать таким образом «полноценными» людьми.
Несмотря на кажущуюся простоту фабулы «Остров доктора Моро» поднимает и раскрывает множество фундаментальных вопросов. Где пролегает та грань, по которой можно раз и навсегда разделить человека и зверя? Можно ли считать человеческое общество с его культурой, моралью и религией лишь благообразной версией чудовищного «Закона» зверолюдов? И, если мы говорим о самой фигуре доктора Моро – насколько далеко может зайти человек в своем научном творчестве; имеет ли он право брать на себя роль Бога, произвольно перекраивая живые существа?
Каждый из этих вопросов сохраняет свою актуальность и в наши дни.
"Странная история доктора Джекила и мистера Хайдера",
Роберт Льюис Стивенсон
Вообще проблема «животного и человеческого» была насущным вопросом литературы конца XIX века – причем в первую очередь литературы британской. Так ровно за 10 лет до «Острова доктора Моро» Роберт Льюис Стивенсон опубликовал знаменитую повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», где доктор Джекил олицетворял собой человеческие добродетели, а мистер Хайд – животные страсти. К тому же на конец XIX века приходится зарождение психоанализа – школы, последователи которой уделяли много внимания темным закоулкам человеческого подсознания, где балом правит биологический инстинкт.
Поэтому неудивительно, что творцы массовой культуры до сих пор часто «возвращаются» на остров доктора Моро, несмотря на то, что потребитель редко понимает эту отсылку. Одним из самых неожиданных «возвращений» такого рода стал супергеройский блокбастер «Стражи Галактики 3», центральной темой которого стала история антропоморфного енота по имени Ракета. По ходу повествования выясняется, что главный антагонист кинокомикса, прямо как доктор Моро Герберта Уэллса, целью своей жизни ставит создание популяции человекоподобных животных с помощью науки. В конце истории животная натура этих зверолюдей превосходит человеческую личину, и существа восстают против своего творца.
В постмодернистском духе проблематика «Острова» воспроизведена в треш-хорроре Кевина Смита «Бивень». Однако здесь она как бы перевернута - антагонист фильма, сумасшедший отставной моряк со странным мировоззрением, старается путем хирургических операций создать свирепое животное из обыкновенного миллениала.
Покуда в каждом из нас человеческое уживается со звериным, «Остров доктора Моро» не потеряет своей актуальности. И потому-то наша культура обречена «возвращаться» на остров безумного ученого, возомнившего себя Богом, и обращать внимание на его чудовищных зверолюдей, зубрящих свой нелепый Закон.