Полина Симонова
Лишенная дома душа
Истории болезни тех героев, которые оказались
в клинике для душевнобольных
Дом. В обычном понимании этого слова – это семейный очаг, человеческая обитель, уютное и спокойное место, в котором можно почувствовать себя самим собой, это защищенная крепость, позволяющая организовывать совместный быт, растить детей, любить и просто чувствовать себя любимым. Но не каждому человеку дано примерить на себя такую жизнь, понять, каково это – ощущать радость, поддержку и любовь. Большинство героев, с историями болезни которых мы познакомимся, имеют тяжелую жизнь, каждый день они вынуждены справляться со множеством преград на пути к единственной цели – жить, испытывая не страх и одиночество, а необходимость быть нужным. Кто-то попал в клинику для душевнобольных из-за мести другого человека, кто вправе поместить туда людей насильно, а кто-то сам принял это непростое решение, чувствуя прогрессирующую болезнь. Настоящий и единственный дом этих героев представляет собой холодные коридоры, сплошь покрытые кафелем; врачей, медсестер и живущих в соседних палатах пациентов, заменяющих друзей и семью; жестокие пытки, бесполезное времяпрепровождение за настольными играми и нескончаемую череду дней, идущих в неизвестность. Этот дом – психиатрическая больница.


»
ПАциент №1
Эстер Гринвуд
(героиня романа Сильвии Плат «Под стеклянным колпаком»)
Диагноз: неврастения, депрессия

Причины заболевания: одиночество, равнодушие окружающих, потеря контроля над собой

История болезни: Эстер Гринвуд в начале повествования кажется целеустремленной, сильной личностью, которая способна добиться успехов своим трудом. Она получает возможность стажироваться в модном журнале в Нью-Йорке, где постепенно знакомится с людьми разных профессий и возрастов. Но раз за разом героиня обращается к мыслям о своей неполноценности, одиночеству и неспособности контактировать с людьми, которые ее окружают. Всё это угнетает ее, в результате чего Эстер оказывается в клинике для душевнобольных:
«Меня нервировало, что все в доме выглядело совершенно обычным, хотя я знала, что он, наверное, битком набит сумасшедшими. Я не заметила решеток на окнах, не слышалось диких или раздражающих криков. Солнечный свет падал ровными прямоугольниками на потертые, но мягкие красные ковры, и в воздухе витал сладкий аромат свежескошенной травы».
Лечебница здесь не похожа на обычные, до жути пугающие психбольницы, но все же она хранит свои тайны, касающиеся методов лечения пациентов. Героиня, кажется, имела всё: любящего ее человека, дом, в котором жила мама, шанс стать знаменитой писательницей, но это не приносило Эстер никакого удовольствия и даже вызывало отвращение. Пройдя через множество испытаний, героиня «Под стеклянным колпаком» всё же смогла победить в себе второе «я», которое почти утянуло Эстер на дно, к смерти. Финал романа открытый, поскольку читателю даётся шанс поразмыслить над дальнейшей судьбой героини, а также подумать о своей судьбе и о доме, который каждый выбирает для себя сам.

»
ПАциент №2
Рэндл Макмерфи
(герой романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом»)
Диагноз: психопатия (симуляция)

Причины заболевания: вспышки агрессии, излишняя эмоциональность

История болезни:
Рэндл Макмерфи попадает в психиатрическую клинику неслучайно: он переведен органами штата из пендлтонской исправительной колонии для обследования и возможного лечения. Герой понимает, что можно с легкостью поменять тюрьму на больницу и проворачивает это в два счета, делая вид, будто он психически нездоровый человек. Условия в новом казенном доме радуют Макмерфи:
«Спрашивается, что мне давали на завтрак в колонии? Чем угощали? Ну, сказать, на что это похоже, я могу, но названия подобрать не сумею: утром, днем и вечером – горелое, черное и с картошкой, а с виду кровельный вар. Одно знаю точно: это был не апельсиновый сок. А теперь поглядите: бекон, жареный хлеб, масло, яичница…кофе – и еще эта курочка на кухне спрашивает, черный я хочу или с молоком, будьте любезны, и большой! замечательный! холодный стакан апельсинового сока. Да ни за какие деньги не уйду отсюда!».
Герой действительно имеет некоторые склонности к повышенной агрессии, но назвать это болезнью нельзя. Находясь в клинике, Макмерфи не может не совершать добрых дел для своих новых больничных друзей: он всячески пытается обойти систему, чтобы позволить пациентам дышать полной грудью, помочь им превратиться из слабых и неполноценных «кроликов» в уверенных в себе «волков». Они заменяют герою семью, а также дают возможность раскрыться ему с хорошей стороны. Но в то же время Рэндл не строго положителен, его характер и буйное поведение являются примером этому. Отдавая всего себя на благо нуждающихся, «рыжий, с длинными рыжими баками» постепенно угасает, превращаясь в абсолютно противоположного самому себе человека.

»
ПАциент №3
Иван Бездомный
(герой романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Диагноз: шизофрения (лжедиагноз)

Причины заболевания: невежество, дерзость, самоуверенность

История болезни: После встречи с Воландом и его свитой, Иван Бездомный, ученик Михаила Берлиоза и его идеологический последователь, пытается разобраться в том, кем являются их новые знакомые и какие мотивы они преследуют. Беспорядочные поиски ничего не дают, и герой со свечкой в руках и иконой на груди отправляется в ресторан «Грибоедов», где ведет себя крайне агрессивно:
«То-то фамилия! – в тоске крикнул Иван, – кабы я знал фамилию! Не разглядел я фамилию на визитной карточке... Помню только первую букву «Ве», на «Ве» фамилия! Какая же это фамилия на «Ве»? – схватившись рукою за лоб, сам у себя спросил Иван и вдруг забормотал: – Ве, ве, ве! Ва... Во... Вашнер? Вагнер? Вайнер? Вегнер? Винтер? – волосы на голове Ивана стали ездить от напряжения».
У присутствующих складывается ощущение, что герой серьезно болен – здоровый человек не способен так себя вести. После рассказов про встречу с профессором, знававшим Канта, Бездомного помещают в больницу для душевнобольных. Через несколько дней Иван знакомится с Мастером, который оказывается здесь не случайно: все из-за Понтия Пилата, о котором он писал в своем романе. Писатель помогает герою осознать совершенные ошибки и найти свою точку зрения, чтобы больше не идти на поводу у мнения общества. О судьбе Ивана Бездомного (Понырева) автор умалчивает, говоря лишь о том, что герой стал историком и прекратил писать стихи. Больница в данном случае сыграла большую роль в становлении героя как личности, поэтому это место можно назвать временным домом, пристанищем, изменившим Ивана в лучшую сторону.

»
ПАциент №4
Мари Лоран
(героиня романа Александра Беляева «Голова профессора Доуэля»)

Диагноз: нервное расстройство (лжедиагноз)

Причины заболевания: повышенная нервозность, стресс, быстрая утомляемость

История болезни: Мари Лоран нелегко давалась жизнь: отец умер, когда ей было семнадцать лет, и на хрупкие плечи героини легла забота о больной матери. Денег не хватало, поэтому приходилось искать хоть какой-то заработок, чтобы обеспечивать семью. И вот появляется профессор Керн, от предложения которого Лоран не может отказаться. Героиню посвящают в некое таинство, цель которого – проведение опытов над головами людей. Поначалу Мари относится к своей работе с опаской и осторожностью, но позже, видя несправедливое отношение эгоистичного и лживого Керна к мудрому и чуткому профессору Доуэлю, планирует донос ради справедливости. Её планы прерывают: Керн заточает героиню в своей лаборатории, а ее матери пишет, что Мари отправлена в лечебницу для душевнобольных. Мать устает от горя и несправедливости:
«Керн долго не хотел мне этого сообщать. К себе в дом он не пускал меня. Приходилось писать ему письма. Он отвечал уклончиво, старался успокоить меня и уверить, что моя дочь поправляется и скоро вернется ко мне. Когда мое терпение истощилось, я написала ему, что напишу на него жалобу, если он сейчас же не ответит, где моя дочь. И тогда он сообщил адрес больницы. Она находится в окрестностях Парижа, в Ско. Больница принадлежит частному врачу Равино. Ох, я ездила туда! Но меня даже не пустили во двор. Это настоящая тюрьма, обнесенная каменной стеной… «У нас такие порядки, – ответил мне привратник, – что родных мы никого не пускаем, хотя бы и родную мать». Я вызвала дежурного врача, но он ответил мне то же. «Сударыня, – сказал он, – посещение родственниками больных всегда волнует и ухудшает их душевное состояние. Могу вам только сообщить, что вашей дочери лучше». И он захлопнул передо мной ворота.».
Оказавшись в лечебнице, Мари понимает, что не в силах больше переносить несчастья, случившееся с ней. Моральная угнетенность и подавленность заставляют героиню задуматься о суициде. Вскоре Артур, новый знакомый Лоран, помогает ей сбежать из больницы ценой собственной свободы. Мари все-таки удается наказать виновного, причинившего столько боли и несчастий окружавшим ее людям.

»
ПАциент №5
Иван Громов
(герой повести Антона Павловича Чехова «Палата №6»)
Диагноз: мания преследования, паранойя

Причины заболевания: отчаяние, страх быть наказанным

История болезни: После череды трагедий, коснувшихся Ивана Громова (смерть матери, суд и кончина отца, продажа имущества), герой заболевает психической болезнью – манией преследования. Куда бы он не пошел, всюду ему мерещатся жандармы и полицейские, которые следят за ним, контролируя каждый его шаг. Дни и ночи Громова представляют собой мучительное ожидание ареста вкупе с параноидными мыслями. Герой, думая, что в недавнем убийстве двух человек могут обвинить его, пытается вести себя неприметно, но выходит у него совершенно наоборот. Пришедших в дом печников он принимает за представителей власти, что приводит к бегству и последующему заключению Ивана в больницу для душевнобольных. Новый дом пациента скорее напоминает заброшенный сарай:
«В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались одни только следы. Передним фасадом обращен он к больнице, задним – глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек».
Внутреннее помещение ничем не отличается от внешнего состояния флигеля:

«Здесь у стен и около печки навалены целые горы больничного хлама. Матрацы, старые изодранные халаты, панталоны, рубахи с синими полосками, никуда не годная, истасканная обувь – вся эта рвань свалена в кучи, перемята, спуталась, гниет и издает удушливый запах».

Несмотря на свое серьезное заболевание, Громов не теряет душевной доброты и желания помогать окружающим. Он сближается с Рагиным, доктором, работающим в этой больнице, но категорически оказывается несогласным с его философскими убеждениями, поскольку считает, что человек по своей натуре не стоицист, а существо, состоящее из обид, потерь и страха смерти. Но несмотря на свои рассуждения, Громов любит жизнь и хочет жить. О судьбе героя ничего не известно, скорее всего, Иван остается в больнице доживать время, которое ему отведено.