Алёна Постовалова
Советский творец встретил Уранию
Как муза космоса покровительствовала искусству в СССР
В середине прошлого века учёные в СССР открыли возможность путешествия за пределы Земли. Освоение космоса было главной гордостью страны и неисчерпаемым источником вдохновения творческих людей. Искусство стремилось увековечить свершившееся и предугадать возможное. Космическая тема явилась на телеэкраны, стены подземных переходов, холсты и сцены театров.
Художник Борис Окороков предпочитал писать картины, изображающие представителей героических профессий: лётчиков, военных, шахтёров. После поездки на космодром он написал полотно «До свидания, Земля». Его ширина составила рекордные 5 метров, практически как высота двухэтажного здания.

Работа была написана в 1970 году, и до 1992 находилась в Польше. Затем её долго хранили в запаснике Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». В 2021 году, к 60-летию полёта Юрия Гагарина в космос, приняли решение отреставрировать произведение и продемонстрировать его широкой публике. Полотно изображает предполётный момент, когда космонавты машут близким на прощание, наслаждаются пейзажами Земли.
Борис Окороков, «До свидания, Земля», 1970
Алексей Леонов, первый человек, побывавший в открытом космосе, был ещё и художником. На холсте он мог по памяти изобразить вид Земли из иллюминатора корабля.

Алексей Леонов, «Утро в космосе», 1973
Источник РОСИЗО
А иногда писал космонавта во время космического путешествия. Вот такой межпланетный автопортрет.

Алексей Леонов, «Над Чёрным морем», 1968
Источник РОСИЗО
Интересный факт: первый выход в космос Алексея Леонова состоялся над акваторией Черного моря.
Символично, что в Ростове-на-Дону стены одного из подземных переходов украшает мозаика, созданная по эскизу Алексея Леонова. Произведение представляет собой триптих – панно из трёх смысловых частей. Одна часть – это зарождение космических идей, вторая – покорение космоса, третья – будущее исследование других планет. В 70-х годах прошлого века Юрий Лабинцев сумел перенести эскизы на стрену. По образованию он был плиточником и лепщиком. Однако не прекращал обучаться, изучал архивы и материалы в библиотеках. Мастер горел идеей мозаики в переходах и сумел воплотить её. В других подземках города также есть панно с разными сюжетами, которые выложены из кафельной плитки. В «космической» же было решено использовать смальту производства ростовского кирпичного завода.
Стремительно развивающийся кинематограф того времени также не мог обойти космическую тему. В 1961 году режиссёр Павел Клушанцев начал съёмки фильма «Планета бурь». В его основу легло одноимённое произведение Александра Казанцева. Съёмки проходили в студии «Леннаучфильм» с использованием прорывных для того времени технологий. Комбинированные съёмки – своего рода монтаж, отдельно снятые фон и актёры на экране оказывались общей картинкой. Некоторые дубли проходили под водой.
С этим фильмом связано несколько интересных историй. Например, ракета в фильме сильно была похожа на разработку Сергея Королёва и её внешний вид нельзя было показывать. А машина на воздушной подушке совпадала с флиппером из фильма «Звездные войны». Ещё о декорациях: планетоход обошёлся в 400 тысяч рублей, что приравнивалось к стоимости 60 машин «Волга». И напоследок – дизайнеры разработали специальные скафандры, и их идеей позже воспользовалась отечественная космонавтика, а технику съёмки через аквариум позаимствовал Джеймс Кэмерон для фильма «Титаник».
Сценическое искусство не спешило отставать от модных для тех лет сюжетов. В 1963 году Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) представил балет «Далёкая планета». Балетмейстер-постановщик Константин Сергеев поставил спектакль о завоевании других планет на музыку композитора Бориса Майзеля. В этом балете планеты и природные стихии оживают и становятся действующими лицами наравне с человеком. Танцовщики изображали туман, солнечные лучи, метеориты, волны и даже Землю и саму Далёкую Планету.
По сюжету Человек отправляется за тайнами неизведанной космической сферы. Планета пытается противостоять с помощью природных бедствий, однако главный герой побеждает и получает дар.
Сразу после выхода цензор Липатов наисал о спектакле: «Да, мы знаем, что идеологи империализма утверждают идею враждебности цивилизаций Вселенной, говорят о войне миров, о том, что в космосе отношения между цивилизациями будут устанавливаться силой. Мы отвергаем эту концепцию, мы говорим, что цивилизации протянут друг другу руки братской помощи, и если человек Земли достигнет планеты с иной, более высокой цивилизацией, его встретят по-братски, ему не придётся вести борьбу за овладение "лучом-символом новых знаний", не придётся покорять другие народы, ему дадут этот "луч"».
В итоге балет «Далёкая планета» не получил широкого распространения. После нескольких показов он был выведен из репертуара.
Урания – древнегреческая муза звёздного неба, космического пространства и небесных тел. И нет сомнений, что географическое и временное расстояние не помешало ей «заглянуть» в СССР: практически во всех видах искусства второй половины XX века есть «космические» по теме произведения.