Алёна Постовалова
Фарфор, драгоценности и балет

Достижения отечественного балета в конце XIX - начале XX веков, его признание в мире как сохранившего многовековые традиции и усовершенствовавшего классический танец вызвало волну откликов в культурной среде. Мастера вдохновлялись образами из балетных спектаклей и создавали собственные произведения искусства.

В начале XX века скульптор Серафим Николаевич Судьбинин создал фарфоровые модели артистов Императорских театров: «Анна Павлова в роли Жизели» и «Тамара Карсавина в роли Балерины в балете “Петрушка”». Таким образом он положил начало «балетной теме» в фарфоре.
Серафим Николаевич Судьбинин
Актёр, художник и скульптор
Интересно, что идея появилась у инженера-технолога Императорского фарфорового завода, который увидел в командировке в Париже фарфоровую статуэтку балерины. На тот момент во Франции прошли уже несколько «Русских сезонов» Сергея Дягилева, покорив всех. Судьбинин также изобразил прославленную Анну Павлову в скульптурах. Одна изображала балерину в балете Михаила Фокина «Вакханалия». Скульптору удалось передать веяния в хореографии того времени, свободную пластику, увиденную у Айседоры Дункан. Вторая статуэтка изображает Павлову в её самой известной роли в «Умирающем лебеде». Автор скульптуры, обладая утончённым вкусом, не стал перегружать фигуру образами, они только слегка были очерчены в костюме.
Все произведения Судьбина имели колоссальный успех (скульптору даже предложил сотрудничество Севрской фарфоровый завод во Франции), что позволило закрепиться балету в сувенирной продукции.
После революции 1917 года одним из первых к «балетной» теме обратился скульптор Д. И. Иванов. В 1923 году он воплотил образ Тамары Карсавиной в балете «Шахерезада». Основным отличием было то, что Иванов создавал работу не на основе увиденного собственными глазами, а по фотографиям и эскизам костюмов художника Л. С. Бакста.
Тамара Карсавина в роли Зобеиды в балете «Шахерезада». Д.И. Иванов, 1928 г.
Источник: Бюро «Гамаюн»
Также скульптор создал статуэтку Карсавиной в роли Жар-Птицы. Костюм балерины был очень ярким, это отразилось и в фарфоре, что сделало произведение востребованным покупателями.
Тамара Карсавина в роли Жар-птицы в балете «Жар-птица». Д.И. Иванов
Источник: Бюро «Гамаюн»
Следом фарфорист Наталья Данько создала фарфоровую миниатюру Анны Павловой из «Умирающего лебедя». Также как и Иванов, Данько не смотрела спектакль лично и воссоздавала образ по фотографиям. Однако ей удалось выразить впечатление хрупкости и ранимости, которое создавала Павлова. Кроме того, Данько создала и необычные формы. Например, она выполнила ручку для зонта с изображением Одалиски из произведения «Тысяча и одна ночь». «Еще одна «Одалиска» была исполнена как парфюмерный флакон и представляла собой полноценную статуэтку, голова которой выполняла функцию крышки. Также от руки мастера родился корпус для настольных часов «День и ночь». Композиция представляет собой воплощение образов из балета М. Петипа на музыку Л. Минкуса «Ночь и День».
Балерина Анна Павлова в роли «Умирающий лебедь». Наталья Данько
Большой вклад в популяризацию балета при помощи фарфора внесла Елена Александровна Янсон-Манизер. В 1940 году она воплотила образ Галины Улановой в «Лебедином озере». Затем отражение в фарфоре нашли и чисто советские постановки. Янсон-Манизер создала статуэтки Улановой в ролях Тао Хоа из балета «Красный мак» и Джульетты из «Ромео и Джульетта». Елена Александровна также обращалась к образам Ольги Лепешинской в «Золушке», Майи Плисецкой как Хозяйки медной горы и Раймонды, Владимиру Левашеву в балете «Шурале», Николаю Зубковскому в роли Арлекина из спектакля «Арлекиниада».
В середине XX века фарфор стал частью домашнего интерьера жителей. Тиражи статуэток Ленинградского фарфорового завода стали достигать нескольких сотен экземпляров, что говорит об их массовом распространении. Перед мастерами фарфоровых производств стояла задача – формирование интереса к балету. Мастера Дулёвского и Бронницкого фарфоровых заводов подхватили эту тенденцию.
Отличительными особенностями статуэток этого периода были:
  • отсутствие обращения к Дягилевским «Русским сезонам»;
  • выбор в пользу изображения известных танцовщиков, а не абстрактных образов.
Всё же, вскоре наряду со скульптурами конкретных личностей стали появляться собирательные образы. В эпоху «Перестройки» началось переосмысление царской России, и история балета вновь стала предметом интереса для скульпторов. Появились новые образы из «Русских сезонов».
Европейские фарфоровые фабрики также проявляли интерес к русскому и советскому балету. Помимо Севрской в Париже несколько фабрик Германии выпустили собственные статуэтки. Предметом интереса были Анна Павлова и Майя Плисецкая. Вторая из названных прим даже лично принимала участие в создании произведения искусства из фарфора.
Среди декоративно-прикладных искусств, обратившихся к балетной теме, значится и ювелирное. Одним из самых известных примеров является коллекция брошей-балерин у ювелирного дома Van Cleef & Arpels. Дизайнер Морис Дювале одной из первых создал в 1942 году украшение по образу с картины Никола Ланкре «Портрет танцовщицы Камарго» (1730 г.). А в 1944 году мастера вдохновила Анна Павлова. Он воплотил её образ по одной из самых известных фотографий, где балерина в пышной пачке руками как бы отражает форму костюма, стоя на пуантах на одной ноге.
Следующими работами о балете мастер вдохновился хореографией Джорджа Баланчина, который уже давно уехал из России, создав в Америке New York City Ballet. В итоге ювелирный дом сделал балерин своей визитной карточкой, создавая новые коллекции на протяжении всей дальнейшей истории. В 2012 году Van Cleef & Arpels создал броши «Одетта» и «Одиллия» к открытию бутика в Москве. А в 2013 году ювелирный дом пополнил коллекцию образами из русских балетов «Щелкунчик», «Баядерка», «Весна священная», «Золотая рыбка» и «Лебединое озеро».
Мастера декоративно-прикладных искусств вдохновлялись образами из балетов на протяжении всего XX века и продолжают обращать внимание на достижения хореографии. Фарфоровые статуэтки издавались в качестве сувениров. Их распространение способствовало популяризации балета как за рубежом, так и внутри страны.

В СССР фарфор вошёл в жилой интерьер как изящное украшение. Таким образом имена прим и премьеров знали даже граждане, которые не ходили в театр.

Сама танцевальная пластика очень тонкая и воздушная, что способно вдохновить и мастеров ювелирных изделий, которые призваны украшать, придавать образу настроение.