Илья Тарксюр
Муза Стардаст: о безграничном культе Дэвида Боуи
В истории музыки XX века было много гениев, но вряд ли кто-то из них повлиял на мировую культуру так, как это сделал Дэвид Боуи.
Выросший под влиянием Элвиса Пресли и Литтл Ричарда, будущая звезда поп-музыки сможет соединить в своем творчестве классический рок-н-ролл, хэви метал и немецкий индастриал. Меняя сценические образы, «рок-хамелеон» по сей день остается не только иконой музыки, но и законодателем моды в одежде, мультипликации и литературе.
Музыка из других миров
Еще в юношестве Боуи предпринимал несколько неудачных попыток создать рок-группу, копируя Rolling Stones. Поняв, что все ниши в поп-культуре уже заняты, Дэвид решает бросить вызов устоявшимся канонам. Первым громким образом музыканта стал Зигги Стардаст – андрогинный пришелец с Марса, играющий на гитаре вместе со своей группой «пауков-музыкантов». Этому изобретению был посвящен альбом The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars. В нем Боуи совмещает элементы традиционной японской моды и эстетику космических путешествий. Впоследствии массовая культура «разберет» образ марсианина: красный маллет гуманоида станет одной из самых популярных в мире причесок музыкантов, синяя молния на лице Боуи станет шрамом на лбу Гарри Поттера, а песня Suffragette City положит начало глэм-року. Удивительно, что образ пестрого красавца, в основе которого лежали элементы японской культуры, возвращается сейчас к нам в японских аниме-сериалах. Дэвида Боуи можно увидеть практически в любом герое аниме «ДжоДжо» и «Cyber City Oedo 808».
Бессмысленно пытаться перечислить всех музыкантов, которых вдохновило творчество Стардаста. Тут и песня «Warm» Nine Inch Nails, и Aerosmith, Smokie, Vixen, Kiss. Во французской рок-опере «Стармания» одного из героев зовут Зигги, и он поет о прекрасном человеке – Дэвиде Боуи.
Изящество Сверхчеловека
Герцог
Важным этапом в трансформации Боуи стал фильм «Человек, который упал на Землю», в котором музыкант сыграл главную роль. По сюжету, нашу планету посещает некий Томас Джером Ньютон – загадочный, холодный и гениальный джентльмен. Ньютон увлекается жизнью землян и ставит перед собой амбициозную задачу: полностью изучить людей. На момент выхода картина получила неоднозначные отзывы, а сейчас кинокритики признают ее классикой арт-хауса. Сцена, в которой Томас Ньютон сидит в комнате перед двенадцатью телеэкранами, полностью усваивая всю информацию, станет философским символом, олицетворяющим человека эпохи постмодернизма. Другая сцена, в которой Ньютон снимает с себя гениталии на глазах у своей подруги создаст толчок к переосмыслению сексуальных образов в киноиндустрии. Помимо этого, среди кинематографистов существует неписанная традиция цитировать песни Дэвида. В фильме «Гарри Поттер и принц Полукровка» Дамблдор говорит Гарри: "Если я скажу тебе прятаться, прячься. Если скажу "беги", то беги", что напоминает строки из песни Let's Dance:

If you say run, I'll run with you,
and if you say hide, will hide.


После выхода на экраны «Человека, который упал на Землю» Боуи переносит образ Томаса Ньютона в свое музыкальное творчество. Так появляется Изможденный Белый Герцог, навеянный ницшеанскими идеями и порождениями наркотического трипа от кокаина, которым музыкант тогда особенно увлекался. Увлекался настолько, что публично назвал Гитлера «рок-звездой». Герцог был холодным чудовищем, и сам Боуи боялся этого образа. Бытует мнение, что Герцог оказывал негативное воздействие на американское общество, делая модными идеи неонацистов. Хотя влияние этого амплуа до сих пор остается самым неоднозначным в творчестве артиста, нельзя отрицать, что несколькими штрихами Боуи превратил "новую волну" в стиль широчайшего диапазона от панка до мюзик-холла и кабаре. Дэвид хотел забыть этого героя, но он до сих пор живет в массовой культуре. Культовый писатель - фэнтезист Нил Гейман пишет каббалистический рассказ о Белом Герцоге, в серии компьютерных игр Bayonetta фигурирует бледнолицый злодей-аристократ Балдор, Люцифер в комиксе «Сэндмен» почти полностью повторяет Изможденного Белого Герцога.
Ньютон перед экранами
Неисчерпаемость форм и образов
Помимо Зигги и Герцога были еще Джек Хэллоуин, Печальный Пьеро и десятки других персонажей, созданных для обложек альбомов, журналов, фильмов и музыкальных клипов. Особая черта «хамелеона», позволявшая Дэвиду в любой момент менять стили, до сих пор прослеживается в выступлениях поп-исполнителей. Своим клипом «Ashes to ashes» Боуи положил начало эпохе клипов MTV. Более того, без его экспериментов в одежде не было бы пестрых нарядов Леди Гаги и Мадонны. Интересно то, что сам музыкант с иронией относился к модным тенденциям — достаточно вспомнить его песню Fashion с припевом

Fashion!
Turn to the left
Fashion!
Turn to the right
Oooh, fashion!
We are the goon squad and we're coming to town
Beep-beep Beep-beep


Для русских рок-фанатов он запомнился своим выступлением в Москве в 1993, и тем, что подарил гитару Борису Гребенщикову, который часто заимствовал находки Дэвида в своем творчестве. Би-2, в свою очередь, написали песню «Bowie», чтобы показать преемственность традиций, которые создал музыкант.
Суммируя все перечисленное, можно сказать, что культ великого певца настолько значителен, что бессмысленно будет пытаться охватить его и осмыслить. Боуи стал музой современной культуры, его творческие находки будут использоваться до тех пор, пока не появится кто-то более талантливый и изобретательный. Но вряд ли это когда-нибудь произойдет.

Д. Боуи