Наталья Кузерина
Чувствостроение на сцене
обман или искренность?
Задумайтесь на мгновение, насколько это трудно: показать эмоцию, сыграть чувство. Считаете, актер – это «машина», для которой чувство – топливо? Если вы так уверены в этом, спешим пояснить истинность игры актеров и партии артистов балета.
Правда чувственности
Великий человек театральной действительности – Константин Сергеевич Станиславский – в период с 1900 по 1910 года разработал систему теории сценического мастерства, в основе которой стоят 5 принципов. Они до сих пор остаются актуальными, лежат в основе методик подготовки актеров в театральных вузах всего мира. Один из них: правда переживаний.

Согласно этому принципу, эталонной игрой является та, где за основу взята «жизненная правда на сцене», где властвует единство физического и психического. Любое духовное ощущение показано через цепь действий героя. Знания дают уверенность, уверенность рождает в человеке свободу, а она находит выражение в физическом поведении. «Внешняя свобода – результат свободы внутренней».

Однако даже такое понятие как «истинность чувств» в театральном искусстве, по Станиславскому, делится на два вида, показывающих что иной раз эмоции актера лишь мешают ему овладеть своим героем.
К. Станиславский со своими учениками
Первый вид: истинная правда – те переживания, которые человек по-настоящему испытывает в разные моменты своей жизни, «живые» эмоции, принадлежащие отдельной личности. Здесь не нужна игра, эмоции появляются неосознанно, сами собой, как отклик на окружающий мир, и окружающие воспринимают такие переживания правильно, доверяют им.

Второй вид: сценическая правда – художественная. Сначала она возникает в воображаемой, «нарисованной» жизни, и только потом переносится актером на сцену. Создание такой правды требует тщательной подготовки, актер должен научиться не только верить в происходящее, но и жить каждым моментом.
Игра в игру
Те чувства, что вы видите у персонажа, не всегда принадлежат актеру. Чувство актера – это не чувство персонажа, однако один должен породить свою роль, создать ее и внести в нее жизнь.

Существуют пути и средства к созданию правдивого, полного, живого характера. Образ рождается, когда актер полностью сливается с ролью, точно осознавая общую мысль произведения. В этом ему должен непременно помогать режиссер. Учение Станиславского о режиссуре как об искусстве создания постановки основывается на творчестве самих актеров, объединенных общим идейным замыслом. Цель работы режиссера – помочь актеру перевоплотиться в изображаемое лицо.
Анна Лайпекова, студентка Санкт-Петербургской школы нового кино, рассказывает, нужна ли эмоциональная подоплека в театральной действительности:

«Все люди разные, и кому-то эмоциональность идет на пользу, а кому-то мешает. Конечно, в рабочие моменты о соответствии персоны и персонажа заботится кастинг-директор, он находит «подходящих» людей на нужные роли, но бывают, например, гениальные актеры-холерики, которые легко справятся с ролью меланхолика или наоборот – это уже зависит от самого человека, его подхода к работе.

Эмоции – это признак жизни. И, как ни крути, они нужны, благодаря им актер способен понять своего персонажа, поэтому больше склоняюсь к позиции, что эмоции – это стимул, но только на них «не вывезешь» все. Главное, чтобы чувства были наиболее живыми и исходили не только от персонажа, но и от самой персоны. Работая с актером, надо понимать, что чем лучше проработаете и «проговорите» героя, тем проще ему будет оказаться в позиции, которую называют «я в предлагаемых обстоятельствах». Он будет собой, который реагирует на те самые предлагаемые обстоятельства, и таким образом сцена получиться натуральнее».

Анна Лайпекова,
студентка Санкт-Петербургской школы нового кино
Ксения Корчак, студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, поделилась мыслями об эмоциях личных и профессиональных, настоящих и обманчивых:

«Мне кажется, что эмоции для актера – это стимул, который при определенных обстоятельствах может выстроить перед ним огромную стену – препятствие. В плане стимула тут ясно: эмоция – это хорошая подпитка, актер примеряет ее, испытывает и выдает зрителю, который, в свою очередь, жадно и доверчиво поглощает. Однако в препятствие она запросто может превратиться, когда у этой самой эмоции появляется приставка «лже». Лжеэмоция. Переживание, которое перестает быть настоящим. Эмоция становится наигранной, нечестной, что зрителю она определенно доставляет дискомфорт, пропадают внимание и любопытство. А когда нет контакта с аудиторией – процесс провален. Природа эмоции сама по себе честна. Профессиональному актеру очень важно уметь заметить ту грань, когда эмоция в шаге оттого, чтобы стать «лже». Он должен разрушить препятствие раньше, чем оно возникнет. Для этого нужно быть в моменте и реагировать не на свое «заученное», отрепетированное состояние, а на внешний мир и на историю, в которой он живет.

Человек и эмоции – это нечто единое. Не считаю, что «вкладывать эмоции» подходящее сочетание, когда мы говорим о какой-то честной, живой, профессиональной работе. Скорее, их важно переживать. Переживать – от слова «жить». Витторио Де Сика, итальянский режиссер, снял фильм «Похитители велосипедов», в котором были задействованы только непрофессиональные актеры. Фильм получился честным и приятным – непрофессиональность людей совсем не смущала. В кадре они были живыми. Поэтому эмоции для актера, как и для человека в жизни – это лишь честная реакция на что-либо, происходящая в моменте».

Ксения Корчак,
студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения
Крутят счастье как пируэты
Одна из самых ярких серий фильмов о танцах – «Шаг вперед», в каждой картине настроение, и, что не менее важно, настрой главного героя был решающим и в «настроении» танцев: тревожность, решительность, страсть.
Многие известные ученые, танцоры склонны утверждать, что танец по пользе для человека сравним с длительным полезным физическим упражнениям в спортивном зале, а также умеренным употреблением витаминов. И с этим сложно поспорить, поскольку в процессе танца мы задействуем чуть ли не все группы мышц, и в процессе движения от радостных и приятных ощущений получаем жизненно необходимый эндорфин, позволяющий нам получить моральное удовольствие и значительно поднять себе настроение. Но такое состояние приятной усталости и счастья возникает все реже, если человек занимается танцами профессионально и основательно. Интересное времяпрепровождения превращается в рутину, а танец теперь равен, а не близок, понятию «спорт».

Не это ли та самая мигающая лампочка, что пора включить «подпитку положительными эмоциями»? К сожалению, нет. Ведь с постоянным счастьем и беззаботностью невозможно считать человека профессионалом. Чтобы танцору осилить нагрузку, которая присутствует во всех видах танца, ему нужно обладать рядом определенных качеств.

Физическая сила. В танцах много разных поддержек и других сложных элементов, где требуется сила.

Координация и гибкость. Для исполнения различных фигур и маневрирования по зачастую неровным поверхностям, скользким полам или паркету без этих качеств не обойтись.

Выносливость. За один двухминутный танец мышцы спортсменов напрягаются так же, как у велосипедистов и бегунов на средние дистанции, а время выступления может варьироваться от нескольких секунд до десятков минут.

Грация. Плавность движений в танцах, так же, как в художественной гимнастике, является одной из важных составляющих успеха, без концентрации грации не добиться.

Иной раз партии и танцы могут быть настолько трудными и энергоемкими, что человек просто не успеет понять и прочувствовать те эмоции, которые он испытывает сейчас, а будет работать на износ, «выезжая» на адреналине и мышечной памяти.
Софья Антипенко, бывший участник команды TODES-Новосибирск, танцор с десятилетним стажем, победитель и лауреат танцевальных баттлов, рассказала о настоящей функции чувств и эмоций во время танцевального выступления:

«Личные эмоции – это медаль с двумя сторонами. Ты выступаешь сейчас на сцене, у тебя три минуты, и ты должен показать эмоции, но не те, что испытывал только что, выходя на сцену, а те, что заложены в твой танец. Ты можешь приехать хоть со свадьбы лучших друзей в самом благодушном расположении духа, пуляя счастье в каждого встречного, но если твой танец – это скорбь, ты должен скорбеть, в каждом движении – тоска, во взмахе ресниц – слезы. Однако даже в таком случае личные чувства могут стать помощником: чем больше ты эмоций прожил, тем легче на сцене ты интерпретируешь их.

Вкладывать эмоции? Это трудно объяснить… Танец схож с постановкой: обычно, если это не фристайл, не импровизация в нем есть сценарий, идея, смысл. Ты должен показать зрителям историю, но без слов – тем танец и сложнее театра. А скорость и направленность танца не дает этого чувства единения со зрителем, ему, грубо говоря, все равно, как ты создал эту картину перед ним, ему важно, что он видит, и насколько ему это нравится. Поэтому, фальшивые твои эмоции или настоящие – судить лишь тебе».

Софья Антипенко,
бывший участник команды TODES-Новосибирск, победитель и лауреат танцевальных баттлов
Врачуем и танцуем
Все же слова о «чувственном танце» – не пустой звук. Возможно, в профессиональной сфере этот факт не столь значим, но в жизни обычных людей, которые видят в танце возможность отдохнуть и получить удовольствие, практика танцевальных движений способна благоприятно влиять не только на физическую формую.

С начала 19-го века проводились множество тестов, чтобы оценить перспективность и важность танца в жизни и здоровье человека. Были как положительные результаты, так и отрицательные, поскольку брались различные возрастные группы испытуемых, а также тяжесть эмоциональных недугов. Но если подводить итоги, просматривается четкая и неоспоримая закономерность: танец, какого бы он стиля ни был, играет немаловажную роль в плане достижения внутренней гармонии, спокойствия и уравновешенного состояния человека.

Например, в 1930-ые годы танцовщица и хореограф Мэриан Чейс начала преподавать танец в своей собственной студии в Вашингтоне. Неожиданно для себя она заметила, что многие ученики, приходившие в ее школу, не имели цели стать профессионалами. Они куда больше интересовались выражением чувств в танце, нежели самой техникой танца. Мэриан стала внимательно наблюдать за каждым из учеников во время занятий и постепенно смещала фокус на их индивидуальные потребности. Она стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые дарил танец. И вскоре работа Мэриан Чейс переместилась в терапевтическую плоскость, положив начало танцевально-двигательной терапии.
Как человек не может познать свое духовное «Я», если не знает свое физическое, так и артист не может научиться правдиво играть свою роль без умения понимать обстоятельства, в которых существует сценический персонаж. От обстоятельств зависят мысли, эмоции, поведение и чувства, которые человек способен испытать, а артист – показать.