Ксения Кулько
Обретение Дома
Герои М. Булгакова искали свой Дом, находили и себя самих, обретали покой души и гармонию с собой и окружающим миром
Тема дома очень важна в творчестве Булгакова. Дом – это не просто какой-то интерьер, это скорее место, где можно спастись от жизненных невзгод и потерь, это место, где тебя любят и ждут. Но существует и Дом в философском смысле этого слова, это обретение своего места в жизни, гармония и покой. Потеря дома – всегда трагедия для человека, а его обретение – великое счастье. Многим героям Булгакова приходится или искать свой настоящий дом, или защищать уже имеющийся дом – воплощение надежности и прочности.
В доме семьи Турбиных из «Белой гвардии» Булгаков показал и собственный родной дом на Андреевском спуске, где горела лампа под зеленый абажуром и сидел отец, долго работающий в своем кабинете. «Часы, играющие гавот», «лампа под зелёным абажуром», «кремовые шторы», «изразцовая печка» – все это создает удивительное тепло и покой. Герои Булгакова во всех бурях революции и Гражданской войны пытаются сберечь тепло родного дома и свет той самой лампы под зеленым абажуром… Настоящий дом – своеобразный Ноев ковчег, защищающий от хаоса, царящего за окном. Но «упадут стены», «потухнет огонь в бронзовой лампе…».


Иллюстрация к произведению «Белая гвардия»
В романе «Мастер и Маргарита» тема дома тесно переплетается с темой нравственного бездомья, одиночества. Несколько героев проходят путь от «антидома» к дому настоящему. Прежде всего, это, конечно, Мастер, любимый герой Булгакова. Его путь – это странствие от комнатки в подвале, где он скучал от одиночества, пока не встретил Маргариту, к вечному Дому, который герой обретает в конце романа. Дом здесь становится синонимом к слову «покой».
«Он не заслужил света, он заслужил покой…», – говорит Левий Матвей о Мастере. С христианской точки зрения Мастер не заслужил света, то есть рая, потому что не преодолел в себе человеческое, телесное начало. Уныние и отчаяние героя тоже греховны, а сожжение романа вообще равносильно самоубийству или же убийству своего ребенка, ведь сжигая рукопись, Мастер буквально убивает часть своей души. Рая он не заслужил, однако не заслужил и ада, потому что при жизни ему открылась истина как историческая правда. Как настоящий художник Мастер стремился к постижению тайны Богочеловека и многое при этом «угадал». Это было учтено и замечено Там. Учтено и то, что герой творил в атеистической стране. «Покой» и обретение вечного, настоящего Дома как промежуточное состояние между раем и адом связан и с идеей о примирении Бога и дьявола. Устроить судьбу Мастера просит Иешуа, но и сам Воланд об этом догадался. Иешуа и Волонда примиряет человеческая земная любовь и настоящий творческий подвиг Мастера.

Некоторые считают, что покой и дом – не награда, а наказание героя. Но это оказывается единственным решением судьбы многострадального художника, который не был «удостоен света», но получил возможность творческого покоя в своем Доме, которого он был лишен на земле.
«Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя».

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Дом как ключевой образ в романе претерпевает серьезные трансформации. Создается и модель «антидома», моделируется образ «нехорошей квартиры». На протяжении всего романа писатель противопоставляет Дому настоящему разные «антидома»: коммунальные квартиры, дом Грибоедова, сумасшедший дом, Варьете. Все они играют роль домов-масок, лишенных духовного начала, свободы. Но даже среди этого «бездомья» находятся герои, которые видят фальшь окружающего, обладают свободой внутренней. Это не только Мастер. С его уходом идеи героя не умирают, а живут в его последователе. Для Мастера – это Иванушка Бездомный, имеющий в начале романа символичную фамилию: она говорит о неприкаянности его души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности. Однако в конце произведения фамилия героя другая. Почему так происходит?

В начале произведения Иван молод, он человек искренний и добрый и, в отличие от многих героев романа, может анализировать свои поступки. Но общество, в котором находится герой, чудовищно испорчено, оно не дает человеку шанса на духовную эволюцию. Иван поначалу действительно бездомный: он одинок, его веру совращает Берлиоз, у героя нет прочного нравственного стержня. К концу романа из поэта Бездомного Иван превращается в профессора истории Ивана Николаевича Понырева. Даже фамилия героя меняется, ведь пройдя непростой путь, Иван обретает главное: веру и стремление к духовной глубине, к истинной нравственности, а значит Дом в самом широком смысле этого слова.

Точкой отсчета духовной эволюции Ивана можно считать эпизод встречи с Воландом и гибели Берлиоза, который страшно наказан за свое неверие. Бездомный, пытаясь догнать шайку Воланда, попадает в коммунальную квартиру, где почему-то берет икону и свечу и… идет к реке. Купание Ивана в реке – не признак сумасшествия. Это символ очищения от грехов, своеобразное крещение героя. Теперь Иван другой, он чист душой, но именно таких людей общество понять не способно. Именно поэтому для собравшихся в Грибоедове пришедший в кальсонах и со свечой поэт кажется безумцем. Поэт Рюхин доставляет Ивана в дом скорби.

Нельзя не отметить, что Булгаков продолжает традиции Достоевского и создает целую систему двойников. У Ивана одним из двойников является Рюхин. Судьба последнего наглядно показывает, что стало бы с Бездомным, если бы он не изменил свои взгляды на жизнь. Даже возрасты героев зеркально отражены: Рюхину 32, Ивану 23. Судьба неталантливого Рюхина – это духовный тупик, которого Ивану удалось избежать.

Есть мнение, что Иван перевоплощается в другого своего двойника – Мастера. Он является герою не извне, а из его же собственных видений и снов. Эта традиция вновь идет от Достоевского, разрабатывающего сложное взаимодействие реального и ирреального. Гость Ивана Карамазова – кошмар. Гость Ивана Бездомного – откровение. Карамазов ненавидит гостя, отрицает его, Бездомный – жадно слушает, не сомневаясь в его существовании. Через двойника герой познает себя, а читатель – героя.

Иван честно признается Мастеру, что его атеистические произведения чудовищны, и обещает больше не писать: «Обещаю и клянусь!». Именно после этой фразы Иван становится духовным учеником Мастера. За недолгое время ученичества Иван смог понять и принять все то, что учитель оставил ему в духовное наследство.

Покидая этот мир, Мастер оставляет в нём достойного ученика, который отказывается от бездарной поэзии, становится сотрудником Института истории и философии и не перестаёт обращаться теперь, наяву и во сне, к тому странному периоду своей жизни, который совершенно его изменил. Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя и во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа. Именно он может нести слово истины дальше в мир. Последняя, 32 глава романа носит название «Прощение и вечный приют». Воланд произносит фразу: «Всё будет правильно, на этом построен мир». С Маргаритой Мастер обретает покой в «вечном доме», свой покой и свой дом обретает и Иван, фамилия которого больше не Бездомный.

Ю.М. Лотман в статье «Дом в «Мастере и Маргарите» пишет: «Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выражение в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви». Обретение этого Дома – обретение самого себя, возможность творить и любить, духовно совершенствоваться. Дом истинный, а не «антидом» – это не только конкретное пространство, но еще и Дом в философском смысле – это Дом души, ее покой и свобода, которые положительные герои стремятся найти. И пока светит лампа под зеленым абажуром, задвинуты кремовые шторы и не потух огонь в бронзовой лампадке, еще не все потеряно.