ДАРЬЯ АБУТАЛИПОВА
Уважаемые зрители!
Был дан третий звонок. Просьба выключить Ваши мобильные телефоны и открыть "Zoom".
Вечерний город освещают жёлтые фонари. По улицам раздаётся стук копыт от впряженных в карету лошадей. Шорох бальных платьев заполняет фойе, из одного конца которого в другой пролетают лёгкие перешёптывания. Звучит долгожданный звонок, и наряжавшиеся весь день фигуры медленно плывут в залу на свои места. Постепенно гаснет свет, открывается занавес, и начинается другая жизнь.

Российскому театру уже более 250 лет, как и неразрывно связанному с ним театральному этикету. Конечно, некоторые правила поведения изменились, но основные остались такими же, как в царские времена.
Рождение театра связано с указом Елизаветы Петровны об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра 30 августа 1756 года.
В России XVIII века театральный этикет был таким:
Опаздывать на спектакль было не только можно, но и нужно. Перед основным представлением давали пьесу «на съезд гостей», предназначенную для того, чтобы зрители могли собраться. В то время свет не гас, а гости ходили по залу, а уехать, не досмотрев пьесу, не считалось дурным тоном.
Император Павел I принял указ, согласно которому зрители не смели рукоплескать актерам, если он сам находился в театре и не аплодировал.
Главным элементом подготовки к посещению театра был выбор наряда. Люди целый день продумывали малейшую деталь своего вечернего образа. Например, подходящим украшением для девушек считалась вещь только хорошей художественной работы.
С каждым десятилетием театр занимает всё большее место в жизни людей, меняются и нормы поведения при его посещении. В XIX веке театр уже приравнивается к великосветскому мероприятию, поэтому гости должны держаться прилично и воспитано.
* Самым важным условием являлось соблюдение строгой тишины: во время представления неприлично обращаться к соседям, а также разговаривать со своими спутниками.

* Выбор наряда теперь стал зависеть не только от качества вещей, но и от занимаемого места в зале: чем скромнее ярус, тем скромнее и платье. На торжественных и парадных спектаклях, принято было всем надевать в ложах костюм декольте с короткими рукавами, причем пожилые дамы надевают сверху кружева или легкую накидку. В партер дамам приличнее всего являться в черном платье и в скромной городской шляпке. В бельэтаже и бенуаре костюмы требовались тоже нарядные, зачастую декольте.

* Ни прически, ни шляпки не должны быть слишком высоки или огромны, для того чтобы не мешать сидящим позади видеть сцену.

* Важным правилом являлось то, что аплодировали только мужчины, поскольку ни одна благовоспитанная женщина никогда не позволила бы себе такого шумного проявления своего одобрения. Но и аплодисменты мужчин не должны быть чересчур громкими.

* Передние места в ложах всегда предоставлялись дамам, которым необходимо было сидеть без шляп – пожилые и замужние надевали чепчики или куафюры с цветами, а молодые девушки прикалывали к волосам цветы или банты.
* Неприлично было оглядывать театральную залу в бинокль во время представления, ведь внимание должно быть сосредоточено на сцене. Это общее правило для всех, но в особенности избегать осматривать публику должны были молодые девушки, даже в антрактах им следовало делать это крайне осторожно, не обращая на себя ничьего внимания. Высказывать кому свое мнение, хвалить или порицать самоуверенно того или другого актера молоденьким девушкам также неприлично. Они должны держаться как можно спокойнее и незаметнее.

* Если в театре оказывались знакомые, то их необходимо было приветствовать издалека легким наклонением головы.
* Дамам вообще лучше было не выходить из лож или из партера, но если уж очень жарко, то они могли прогуляться со своим кавалером в фойе; одна же дама туда идти не может.

* В ложу можно было принести мороженое или прохладительное питье, однако в партере этого не делалось.

* Разрешено было приносить одеколон во флакончике , но при условии, что он не имел сильного запаха, который может быть неприятен окружающим.
* Мода на дарение цветочных букетов актерам в театре начала распространяться в Росси и только с 40-х гг. 19 века. Впервые цветы стали подносить на представлениях знаменитой итальянской танцовщицы Марии Тальони, гастролировавшей в Петербурге в 1837–1842 гг, так как театральные правила, касавшиеся цветочных букетов, были очень строги. Даже в начале XX в. светские представления о хороших манерах не рекомендовали девушкам и молодым женщинам не только громко приветствовать артистов, аплодировать, но и дарить им букеты.
В конце XIX века некоторые правила претерпели изменения. Так, если в ложу, где мужчина занимал переднее место, входили дамы, он должен был предложить своё место одной из них, хоть они и не знакомы. Даже в случае отказа, мужчине было необходимо настоять на своем предложении. Если гости чистили апельсин или брали конфеты, то нужно было предложить их особам, сидящим в их ложе. Кроме того, светский человек обязан был предложить дамам афишу спектакля, а также осведомиться, не желают ли они какого-либо прохладительного напитка, фруктов, конфет, и в случае утвердительного ответа с их стороны, немедленно выполнить просьбу. К своим местам принято было проходить лицом к залу, то есть спиной к сцене. Напомним, что такие правила приняты в Европе. А в некоторых других странах, например, в США, проходят наоборот – лицом к сцене.

Что касается правил поведения в театре XX века, то здесь всё остаётся почти таким же, как было и в XIX веке:
* Не полагалось появляться женщине одной в ложе – её должны были сопровождать либо пожилая дама, либо муж, отец. Также приходить в театр с посторонним мужчиной для девушки было крайне неприлично.

* В ложе дама могла оставаться в головном уборе.

* Нельзя было громко рукоплескать, а также чересчур шумно выражать восторг, а тем более недовольство.

* Единственное весомое отличие театрального этикета XX века: выбору наряда уделялось намного меньше времени. Теперь люди старались сильно не выделяться, предпочтение отдавалось скромным платьям и костюмам.
Какие же основные правила театрального этикета в России XXI века? Фактически всё те же, только в более упрощенной форме.

Основы театрального этикета в XXI веке:
1.
Женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг. Однако приходить в театр в повседневной одежде (например, джинсах, кофте и кедах) не приемлемо. Необходимо быть одетыми более празднично, чем обычно. И не стоит забывать: лучше скромно, чем нелепо.
2.
Освежать свои духи непосредственно перед спектаклем — дурной тон.
3.
Мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам, и, сдав верхнюю одежду, номерки он оставляет у себя. Также именно кавалеру нужно предъявить контролёру билеты. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.
4.
Идя к своим местам, первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт девушка. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.
5.
По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно.
6.
Стоит помнить, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.
7.
Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может принести неудобство рядом сидящему человеку. Помните, что закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.
8.
Если вы разочарованы спектаклем, следует дождаться антракта и только тогда покинуть театр.
9.
Подарить цветы актерам можно только в конце спектакля на финальном поклоне. Но ни в коем случае нельзя подниматься на сцену – вручите букет, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера, либо передайте его через служащего театра.
10.
Если зрителю нужно раньше уйти из театра, то по последний акт ему нужно смотреть на балконе, затем, никого не потревожив, он уходит.
11.
В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.
Вечерний город освещают фары пролетающих мимо машин. Автомобильные гудки доносятся то с одной, то с другой стороны улицы. Но вот распахиваются двери главного входа, и шум улицы растворяется в цоканье женских сапог, дружеских разговорах и доносящегося из всех углов фойе лёгкого смеха. Первый звонок. Самые ответственные уже спешат в зал. Второй звонок приветствует суета. Долгожданный третий звонок. Все места заняты. По залу пролетает шелест от перешёптываний. Медленно гаснет свет, поднимается занавес, все смолкают – начинается другая жизнь.