екатерина авакова
Свобода, равенство, братство
Почему во Франции XVIII века боролись за свободу, и с чего началась Великая Французская революция
Свобода ценилась человеком во всех странах мира и во все времена. Сейчас это естественное право каждого, данное от рождения, но так было не всегда. Людям приходилось бороться за свою свободу. Одним из самых ярких сражений за право быть свободным стала Великая французская революция.
После сдержанного и набожного Средневековья в эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму человека как к единственному инструменту познания мира и общества. Впервые в истории возник вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.
И хотя началось все с научной революции в Англии, со временем, идеи Просвещения охватили и другие европейские державы и особо влиятельными стали французские просветители, ставшие «властителями дум». Несмотря на разные взгляды и убеждения, они придерживались рационализма, направленного на критику Франции в вопросах политического и социального характера. Так, например, Вольтер, Руссо, Монтескье и Дидро создали идеи, которые впоследствии были подхвачены Великой Французской революцией.
Вольтер (1694 – 1778)
«‎Свобода – это не то, что вам дали. Это – то, что у вас нельзя отнять»‎

Вольтер считался ярым борцом против идеализма и религии и во многом опирался на научные достижения своего времени. Он считал, что религия мешает развитию науки, поэтому в своих статьях философ открыто критиковал религиозные постулаты и мораль как христианской церкви, так и иудаизма.

При этом Вольтер был сторонником абсолютной монархии. Он считал, что общество должно делиться на «образованных и богатых» и «обязанных на них работать». По мнению философа, именно такое разделение общества способствует его развитию. Но признавал Вольтер и естественные права каждого человека: свободу, собственность, безопасность и равенство.
Шарль Монтескье (1689 – 1755)
«‎Свобода — это право делать все, что не запрещено законом»‎

Основной ценностью человека, по мнению Монтескье, была политическая свобода. Согласно политико-правовой теории философа, свободу человека обеспечивают справедливые законы и правильная организация государства.

При этом он сформулировал такие основополагающие принципы политического либерализма, как отделение государства от гражданского общества, разделение властей, а также приоритет личной свободы, основанный на принципах естественного права человека.
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)
«‎Свобода не в том, чтобы делать то, что хочешь, а в том, чтобы не делать того, чего не хочешь»‎

В своих работах Руссо пытался объяснить причины социального неравенства и его виды. Он считал, что государство возникает в результате общественного договора и власть в государстве принадлежит народу. По этой причине суверенитет народа неотчуждаем, неделим и абсолютен.

В связи с этим закон у Руссо был гарантией людей от произвола со стороны правительства. Благодаря закону, как выражению общей воли, можно добиться равенства и контроля за деятельностью государства.
Дени Дидро (1713 – 1784)
«‎Человек не будет свободен до тех пор, пока последний король не будет повешен на кишках последнего священника»

Как и Вольтер, Дидро долгое время придерживался идей абсолютизма, поддерживал монархию и не доверял неразумной народной толпе, но незадолго до революции его взгляды изменились. О своих воззрениях он рассказывал в созданной «‎Энциклопедии»‎, где публиковались философские труды многих видных представителей французских просветителей.

В «‎Энциклопедии»‎ авторы успешно транслировали свою веру в силу разума и знаний. Из-за широкого распространения (первый том напечатан в 30 000 экземплярах) и популярности издание послужило основой для формирования свободолюбивых идей, которые разрушали старые ценности и создавали новые.
Большинство французских философов не застали революционную волну перемен, которая потрясла европейскую державу, а вот их труды сыграли в произошедшем ведущую роль. Интеллектуальное движение эпохи сильно повлияло на этику и социальную жизнь Европы: началась борьба за национальную независимость американских колоний, за отмену рабства и провозглашение прав человека. Аристократия потеряла свой авторитет, а церковь – влияние на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Французская революция конца XVIII века стала результатом как либеральных идей просветителей, так и социальных, политических и экономических проблем. В стране возник кризис, с которым монархическая власть не могла справиться.
Политические предпосылки

Дворянские собрания середины XVIII века.
До революции во Франции был монархический строй, который из-за своей консервативности получил название Старый порядок. Еще в середине XVIII века, когда ситуация в государстве была стабильной, короли не сумели реформировать правительственные институты, что и привело к серьезным, революционным последствиям.

Во время правления Людовика XVI престиж монархии упал до такой степени, что король оказался на грани открытого конфликта с аристократами, которые через парламенты пытались помешать повышению налогов в стране. Дворянские парламенты были региональными апелляционными судами, которые могли блокировать исполнение законодательства в своих провинциях. И хотя их власть зависела от социальных настроений в стране и расположения монарха, разогнать парламенты король не мог. Их поддерживал простой народ.
Социальные предпосылки
Карикатура конца XVIII века.
Еще в период XV – XVIII веков во Франции сформировался класс буржуазии, который играл фундаментальную роль во французской экономике: на 7,7% населения приходилось 39,1% всего национального дохода Франции. При Старом порядке буржуазия относилась к третьему сословию (крестьяне, рабочие, ремесленники), поскольку его члены не были ни священнослужителями (первое сословие), ни дворянами (второе сословие). Но такое положение состоятельных французов не устраивало. Учитывая свою финансовую силу, они хотели подняться по социальной лестнице, поэтому через договорные браки буржуа постепенно проникали во второе сословие, что уже не устраивало дворянство.

При этом промышленные и сельские рабочие были озабочены повышением стоимости жизни. К 1790-м года реальная стоимость жизни выросла на 62%, заработная плата упала на 25 %. Да и крестьяне составляли примерно 80 % населения Франции, но владели только 35 % земли, а цены на хлеб выросли на 88 %. Со временем это увеличило негативные настроения по отношению к политической элите, которую считали виновной в происходящем.

По этим причинам к началу Великой французской революции существовала серьезная социальная напряженность между сословиями.
Экономические предпосылки
Одной из главных причин революции стал финансовый кризис. Французский двор погряз в долгах, которые не мог погасить. Причинами кризиса стали введение ненужных для Франции войн (вмешательство в американскую войну за независимость, Семилетняя война) и проблема со сбором налогов.
Финансовая система в стране была неэффективной по трем причинам:
1) аристократия по-прежнему пользовалась значительным влиянием при дворе и не позволяла урезать свои налоговые привилегии.
2) с каждым годом налоговые выплаты увеличивались, несмотря на снижение доходов крестьян. В 1788 г. Францию постиг жестокий неурожай: в июле страшный град нанес полям непоправимый ущерб, а суровая зима отразилась на виноградниках. В результате в стране резко выросли цены на хлеб и товары первой необходимости. И тем не менее с крестьянства требовали феодальные повинности сеньору, десятину духовенству, а также налоги государству, в которые входили талья (прямой поземельный налог), подушный налог и такие косвенные поборы, как габель – налог на соль.
3) возник промышленный кризис. Из-за высокого уровня развития капи­талистической мануфактуры стал необходим переход к машинному способу производства. Но это было невозможно в условиях абсолютистско-феодального строя. Фабричное производство требовало новых условий труда, модернизированного законодательства, единых таможенных условий, общей валюты и фиксированных торговых налогов. А Франция была не готова пойти на такие уступки.
Также из-за финансовых трудностей французской Короны и отсутствия центрального банка кредиторы требовали более высоких процентных ставок, чтобы компенсировать более высокий риск. Во Франции процентные ставки были вдвое выше, чем в Великобритании, что еще больше увеличивало стоимость долга.

Все эти причины подогревали общество, показывали бедственность нынешнего положения. Из-за совокупности нерешенных проблем французское общество окончательно разочаровалось в своем монархе и открыто жаждало перемен.
Французская революция началась с образования Генеральных штатов в 1789 года, а закончилась только в XIX веке, хотя нет единого мнения в связи с каким событием это произошло. Революционные идеи того времени стали основой либеральной и социалистической демократии, а лозунги (такие как «Свобода, равенство, братство») превратились в символы многих последующих освободительных движений. Но самое главное произошло в начале революции.
Попытки правительства отменить налоговые привилегии первых двух сословий провалились, встретив сопротивление дворянских парламентов. Тогда правительство объявило о созыве Генеральных штатов, в которые входили представители всех трех сословий.
Великая французская революция
5 мая 1789 года в Версале открылось заседание Генеральных штатов. По традиции при голосовании у каждого сословия было по одному голосу. Но депутаты от третьего сословия, которых было вдвое больше, потребовали индивидуального голосования, что вызвало споры и раскол среди собравшихся. И тем не менее заседания продолжались.
Через полтора месяца, 20 июня, депутаты обнаружили зал заседаний запертым. После этого они самолично заняли один из залов Версаля и поклялись не расходиться, пока не будет выработана конституция. После недели забастовки Генеральные штаты объявили себя Национальным собранием, а 9 июля – Учредительным собранием, создавая во Франции новый государственный строй.
Вскоре по Парижу пошел слух о том, что правительство стягивает к Версалю войска и хочет разогнать Учредительное собрание. Людовик XVI сменил главу министерства и намеревался принять жесткие меры по подавлению многочисленных митингов в Париже. Но все планы нарушила революция.
Передвижения правительственных войск подтверждали подозрения «аристократического заговора». Толпы народа высыпали на улицы, начались массовые стычки с войсками. Так продолжалось 3 дня, а 14 июля толпа захватила 32 тысячи ружей и пошла к Бастилии – крепости-тюрьме, символизирующей в общественном сознании тиранию государственной власти.
После этого Учредительное собрание постепенно превратилось в высшую власть в стране: Людовик XVI начал постепенно утверждать любые декреты. Таким образом с 5 до 11 августа все крестьяне стали лично свободными, привилегии дворян и священнослужителей были отменены, введены равные налоги. А самое главное произошло 26 августа, когда Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина» — один из первых документов демократического конституционализма.
5 октября толпа отправилась в Версаль, где находился Людовик XVI, и потребовала, чтобы король одобрил Декларацию. Людовик был вынужден согласиться и во Франции перестала существовать абсолютная монархия. Позже это было закреплено в конституции, принятой Учредительным собранием 3 сентября 1791 года.
Приняв конституцию, Учредительное собрание разошлось. Законы теперь одобряло Законодательное собрание. Исполнительная власть осталась у короля, который превратился в чиновника, подчиняющегося воле народа. Чиновники и священники больше не назначались, а избирались, имущество церкви было национализировано.
Конечно, это было только начало революционных преобразований. Казнь короля, установление Якобинской диктатуры, Термидорианский переворот, смена конституции – все это ждало страну в будущем. Изначально народ требовал только реформ, которые могли бы дать хоть немного свободы.
И вскоре появляется главный лозунг революции – «‎Свобода, равенство, братство». Знаменитую формулу в своей речи 5 декабря 1790 года произнес Максимилиан Робеспьер — один из наиболее значимых революционеров своего времени. И свобода совсем не случайно стала началом этой триады: именно она в результате дала возможность французскому народу «‎делать все, что не наносит вреда другому»‎.

После революции народ освободился от налоговых поборов, появились бессословные суды и общеобразовательные школы, а закон стал единым для всех. Все это возникло в новой Франции – нации с масштабными идеями и высокими целями. Одно из старейших европейских государств на собственном примере показало всему феодальному миру возможность народа быть свободным, чем совершило еще одну революцию. Но на это раз уже не в стране, а в головах.