Александр Егоров
Революция имени Уткина


Как "Футбольный клуб" навсегда изменил спортивную журналистику
«Футбольный клуб» – это передача не о футболе, это передача о свободе и о свободных людях, которая делается свободными людьми».
— Дмитрий Фёдоров
«Здравствуйте, вы в Футбольном клубе. Я Василий Уткин». Эту фразу с замиранием сердца ждал почти каждый любитель футбола в 90-х, сидя у экрана телевизора. Эта передача изменила игру и дала старт новому поколению спортивной журналистики. Этому поспособствовали смелость и свободомыслие ведущего и его команды, а также их революционный подход к репортажу. Они отказались от излишне сухой аналитики, присущей советской школе, и сделали ставку на развлекательно-ироничное повествование. При этом всё не скатывалось в фарс, а телепрограмма оставалась вполне серьёзной и невероятно качественной на фоне своих конкурентов. Без «Футбольного клуба» невозможно представить современную журналистику о футболе, ведь через его редакцию в своё время прошли такие звёзды как Юрий Дудь, Георгий Черданцев, Константин Генич, Роман Трушечкин, Илья Казаков, Денис Казанский и многие другие.

Авторская программа Василия Уткина стала настоящим прорывом в российском спортивном телевидении. Но смогла бы она появиться на телеэкранах при строгой советской системе? Или на современном федеральном ТВ?
Спортивная журналистика по-советски
В советские времена в жанре футбольного репортажа работали исключительно профессионалы, ведь уровень конкуренции был заоблачным. На огромную страну вещали всего несколько телеканалов, и поэтому вакантные места можно было пересчитать по пальцам. Более того, партия крайне требовательно подходила к выбору людей, которым поручалось выступать на весь Советский Союз. Кандидату, помимо лояльности к власти, необходимо было обладать собственным стилем и недюжинной харизмой. К микрофону подпускались только лучшие, и поэтому старшее поколение до сих пор помнит таких мастодонтов, как Николай Озеров, Котэ Махарадзе и Владимир Маслаченко.

У микрофона - Николай Озеров, легендарный советский комментатор.
Но советская школа футбольного репортажа имела и серьёзные недостатки. И речь даже не о том, что спорт был крайне политизирован, журналисты при любом случае хвалили партию, а спортсменов из капиталистических стран подвергали критике. Пожалуй, главной проблемой был сухой, почти роботизированный язык. И он был явно не к лицу такой яркой игре, как футбол. Но за отсутствием разнообразия советского человека всё устраивало. Так бы всё и продолжалось, если бы не развал СССР и появление новых независимых телеканалов. Но далеко не все мэтры сумели адаптироваться к новым веяниям времени.
Показательным примером является Владимир Перетурин. Он продолжил выпускать своё «Футбольное обозрение» и после радикальных перемен в стране и на ТВ, не внося почти никаких изменений. Это всё ещё была очень качественная передача, но архаичный стиль явно не способствовал привлечению новой молодой аудитории, что ожидаемо привело к снижению рейтингов.

«Футбольный клуб» как революция жанра
Но в 1994 году жанру футбольного репортажа было суждено навсегда измениться. Руководители новообразованного телеканала НТВ понимали, что в столь тяжёлое время народу необходим спорт и его качественное освещение, для поднятия духа нации. Создание спортивного контента доверили Анне Дмитриевой, бывшей теннисистке, которая нашла своё призвание в телевизионной журналистике.
Молодой НТВ хотел привлекать аудиторию инновационностью и дерзостью, поэтому при подборе ведущих ставка делалась на новые, ещё не успевшие надоесть зрителю лица. Первым ведущим «Футбольного клуба» стал Олег Винокуров. Будучи сотрудником еженедельника «Футбол», он перенёс серьёзность и академичность своего журнала на телеэкраны. Анна Дмитриева не хотела, чтобы её детище превращалось в клона «Футбольного обозрения», поэтому вскоре начались поиски новых кандидатов.
Василий Уткин и Дмитрий Фёдоров - подающие надежды журналисты.
Взгляд пал на 22-летнего Василия Уткина. После окончания филфака Педагогического института имени Ленина он занимался политической журналистикой на телевидении, но в связи с закрытием телекомпании ВИД остался не у дел. Работу на НТВ он рассматривал как временный вариант, ведь спортивная журналистика в то время котировалась очень низко, тем более телевизионная. Но футбол он любил и хорошо разбирался в нём, оттого и согласился на предложение Анны Дмитриевой. Заодно Василий позвал Дмитрия Фёдорова, своего друга по филфаку, который только-только покинул должность учителя литературы в частном колледже.
Буквально с первых минут эфира обновлённого «Футбольного клуба» зрителям стало ясно, что они стали свидетелями революции жанра. Дуэт двух филологов, Уткина и Фёдорова, сделал ставку на тщательную проработку текста. В отличие от того же нарочито официального Перетурина, их речь изобиловала самыми разнообразными метафорами и смелыми шутками, заставляя забыть об академичности репортёров советской школы. Оказалось, что футбольный репортаж может быть не только информативным, но и весёлым, удивляющим, способным развлечь даже непосвящённого зрителя.

Молодой Василий Уткин примеряет на себя образ ведущего в одном из первых выпусков "Футбольного клуба".
Ведущие «Футбольного клуба» позволяли себе произносить такие вещи, за которые в Советском Союзе им грозило бы моментальное увольнение или ещё чего похуже.
«Сегодня вы увидите матчи чемпионата России, от которых зависело распределение мест на пьедестале, в зоне УЕФА и зоне вылета — кстати, это очень разные зоны, каждая требует своего Солженицына».
«Гол со штрафного на 15-й минуте в ворота «Текстильщика» грозил падением производства в лёгкой промышленности. Так что в дело вмешивались и экономические проблемы страны».
«Несколько минут футболисты бегали по лужам, забавляя достопочтенную публику. Это был, конечно, не футбол. Ситуация напоминала порнофильм, в котором, чтобы немного разнообразить действие, персонажи делают своё дело в болоте».
Такой свободе «Футбольный клуб» обязан своему руководителю Анне Дмитриевой, либеральное мышление которой сыграло решающую роль в становлении молодых ведущих.
Лучезарная женщина с бокалом в руке - Анна Дмитриева. "Мама" современной спортивной журналистики.
«Анна Дмитриева нам сразу сказала: делайте все, что хотите. Мне на советском телевидении все запрещали, я поступать так же с вами не хочу. Мы иногда делали глупости, на что она с улыбкой говорила: «Ну что вы, дураки, опять затеяли?». Но никогда не вмешивалась в нашу работу. Полное доверие и убежденность, что мы талантливые люди. В карьере она для нас с Васей просто вторая мама».

Дмитрий Фёдоров
для sports.ru
Магнит для молодых талантов
Уткин и Ко говорили о футболе на языке народа, не изображая великих экспертов и не пытаясь ставить себя выше зрителей. Это привлекало множество фанатов, что положительно сказывалось на рейтингах программы. Но в первую очередь «Футбольный клуб» был ориентирован на молодёжь. В начале 90-х общество переживало духовный подъём. Появилась свобода слова и самоопределения, открылись границы, и люди верили, что страна изменится к лучшему. А программа Уткина и Фёдорова была чем-то вроде портала в новый, лучший мир. Через футбол зритель перемещался в другие страны, на заполненные европейские стадионы, и всё это под яркие комментарии молодых и талантливых ведущих. И ставка действительно сыграла. Эта передача вдохновляла тысячи, десятки тысяч молодых ребят не только на то, чтобы выйти во двор и попинать мяч, но и на нечто большее.

Например, без «Футбольного клуба», мы, возможно, никогда бы не узнали о Леониде Слуцком. Ещё будучи детским спортивным тренером в Волгограде, он не пропускал ни одного выпуска передачи. Даже когда эфир по времени совпадал с тренировкой, он просил свою бабушку записать его на видеокассету.

А уже через пару десятков лет Леонид стал главным тренером столичного ЦСКА, взял с ним 3 чемпионства и получил приглашение в сборную. Раньше его мотивировали сюжеты молодых энтузиастов с НТВ, а теперь он сам является живым примером для подражания для всех молодых любителей футбола.
Кроме того, «Футбольный клуб» породил и целое поколение спортивных журналистов. Одним из них был и Роман Трушечкин.
Уже в 96-м году 19-летний Роман попал в реакцию своего кумира. По его словам, Уткин для молодых журналистов был настоящим учителем. Он вкладывал душу в обучение своих подопечных, не жалея ни сил, ни времени.
1999 год. 22-летний Трушечкин освещает московский финал Кубка УЕФА.
«В середине 90-х круг комментаторов был узким. Были Виктор Михалыч [Гусев], Перетурин, Андрюха Голованов, Костя Выборнов. Никого из них, при всем уважении, не могу назвать людьми, на кого тогда ориентировался. Только на Уткина — Василий Вячеславович был единственным образцом».

О работе под руководством Уткина:
«…Был даже случай, когда мы один текст переписывали четыре раза. Чтобы найти баланс между тем, как сказать красиво, с какими-то шутками, панчами, но чтобы не было перебора и смотрелось естественно. Надо отдать должное Васе, что он с нами возился, хотя у него была куча других дел».

Роман Трушечкин
для sports.ru
Но Трушечкин – далеко не единственная звезда футбольных (и не только) медиа, которая начинала свой путь в редакции "Футбольного клуба".
Не только новизной, но и качеством
А вот старшее поколение болельщиков далеко не сразу оценило новый формат футбольной передачи. Критики было предостаточно. Молодой интеллигентный ведущий многими воспринимался в штыки. Кому-то он казался слишком "зелёным", чтобы вещать на всю страну о столь любимой народом игре. Других раздражала речь Уткина и его коллег: "заумные" метафоры, некоторая надменность и колкие фразы в отношении их любимых клубов и игроков. Третьи и вовсе заявляли, что команда "Футбольного клуба" абсолютно непрофессиональна, и в футболе совсем не разбирается.

Но со временем ситуация стала меняться. Люди начали осознавать, что «Футбольный клуб» - это не только про молодость, дерзость и витиеватые фразы. Это, прежде всего, очень качественная передача про футбол. Трудно себе представить, но в начале 90-х годов ни одна студия не предоставляла полный обзор тура отечественного чемпионата. И «Футбольный клуб» стал первым, кому это удалось осуществить. Всё благодаря тому, что НТВ позиционировал себя как новостной телеканал, и он мог предоставить материал почти из любого региона России в кратчайшие сроки.
Термоядерное ретро из 1997: Василий Уткин советует интернет.
Уткин и его команда работали на износ. Один из ярких примеров – репортаж с матча сборной России в Исландии в 1998. Точнее тот факт, что он вообще стал возможен. Тогда по стране ударил тяжелейший кризис, который затронул и телеканалы. Денег не было от слова совсем, и отправиться в Исландию мог только один человек. Василий Уткин не растерялся, взял камеру, на скорую руку разобрался с тем, как она работает, и в одиночку отправился в страну викингов. И даже в таких условиях результат получился отменным.
В Исландии Уткину позволили снимать даже в автобусе сборной. В наше время "Оукей, летс гоу" Анатолия Бышовца определённо стал бы мемом.
Для поддержания должного уровня мотивации Уткин ставил себе цели, которые, порой, казались невыполнимыми.
«Вася придумал себе сверхзадачу – сделать спорт таким же популярным, как выборы и другие явления политической жизни. Хорошо помню: «Спартак» победил в Лиге чемпионов «Реал» и в выпуске новостей Татьяны Митковой на НТВ это стало первой новостью. Вася тогда сказал: «Все, я победил!». В Советском Союзе такого быть не могло. Чтобы понимать: о победе на Кубке Канады-1981 в выпуске спортивных новостей рассказали последней новостью».

Дмитрий Фёдоров
для sports.ru
«Скандалы, интриги, расследования»
Ещё одна отличительная черта «Футбольного клуба» - там не боялись разбирать скандальные эпизоды из жизни российского футбола, делать действительно громкие заявления.

В центре внимания «Футбольного клуба» нередко оказывались договорные матчи. Например, игра между «Динамо» (СПб) и владикавказским «Иристоном» в 1996 - единственный официально зарегистрированный договорной матч в истории России. Без внимания не осталась и скандальная встреча «Жемчужины» и «Черноморца». Тогда команда «ФК» каким-то образом даже достала квитанции о ставках, сделанных людьми, которые явно знали исход матча заранее.

Но больше всего зрителям запомнился октябрьский выпуск 2006 года, в котором Уткин разобрал «странный» матч между «Ростовом» и «ЦСКА». Пока все центральные газеты и телепередачи молчали, ведущий "Футбольного клуба" очень толсто намекнул на то, что ростовчане как-то слишком приветливо встречали своих московских соперников в штрафной, раз за разом позволяя им забивать голы. Более того, он рассказал о возможной драке, произошедшей в раздевалке «Ростова» после матча. Так, нападающий Исо Каньеда, чуть ли не единственный, кого нельзя было обвинить в «игре в поддавки», пропустил следующий тур чемпионата из-за сотрясения мозга, хотя после матча с армейцами он покидал поле в полном здравии. А Милан Вьештица во время послематчевого интервью попросил снимать его с определённого ракурса, чтобы его синяк под глазом не был виден на телевизионной картинке.
За этими громкими заявлениями последовал судебный иск со стороны «ЦСКА», но Василий Уткин открыто сказал, что ему "плевать на результат суда". Сразу после выхода данного выпуска программы в эфир ведущий нанял себе охрану. Вполне разумное решение, ведь речь скорее всего шла о противостоянии с ростовскими и московскими криминальными элементами. Бояться их не стоит, а вот опасаться крайне рекомендуется.

Тем более, что на него уже нападали ранее. В 2001 году по пути на работу Василий Уткин внезапно для себя обнаружил, что кто-то воткнул в его спину заточку. Это сделал до сих пор неопознанный человек из толпы, не утруждаясь объяснить причину своих действий. Конечно, обыкновенный тычок заточкой не мог привести к смерти двухметрового, плотно сложенного мужчины. Но это был явный намёк на то, чтобы ведущий стал поскромнее в выражениях. Скромнее Уткин совершенно точно не стал, но ещё долго после этого страдал от посттравматического стресса.
Дело Уткина в «Футбольном клубе» продолжили его ученики. В 2011 году, когда Василий Уткин уже оставил пост ведущего, программу вёл Кирилл Дементьев. В одном из эфиров он обвинил брата Сергея Прядкина (на тот момент – президент российской премьер-лиги) в том, что тот промышляет агентской деятельностью, продавая зарубежных игроков в Россию. Тогда Дементьев почти сразу после эфира был отстранён от должности ведущего и обвинён в выполнении заказа (сам Кирилл это категорически отрицает). Судя по всему, к началу нового десятилетия свободы слова на телевидении поубавилось. Кстати, Уткин в той ситуации раскритиковал молодого журналиста, но лишь за то, что тот крайне безвкусно подал материал. А именно – просто пересказал материал «Новой газеты» на эту тему. Позже Дементьев согласился со своим наставником.

Дементьев во время его последнего эфира в качестве ведущего "ФК".
Что-то кончается, что-то начинается
За годы вещания «Футбольный клуб» пережил немало взлётов и падений. Программа постоянно видоизменялась, закрывалась и возобновляла вещание бесконечное количество раз. А у самого Уткина то терялся, то снова появлялся интерес к телевизионной деятельности. Более того, по словам некоторых коллег, со временем с ним становилось всё труднее работать, ведь уровень саркастичности и размеры его эго росли по мере повышения его популярности в народе.
«Рома – говно ты полное как комментатор. Никогда тебе никем не стать». Такую фразу Уткин однажды произнёс в адрес Романа Гутцайта. Эти слова можно рассматривать как обычное хамство, а можно и как заранее продуманный учительский приём, психологический способ мотивирования подопечного. Как результат – сейчас Роман является заместителем шеф-редактора Okko Спорт и комментатором Первого канала.

Конечно, ни о каких длительных обидах не могло идти и речи.
Можно по-разному относиться к Василию Уткину, ведь личность он действительно крайне противоречивая. Но абсолютно никто не будет спорить, что он – важнейшая фигура в футбольных медиа последних десятилетий. Со своим "Футбольным клубом" он, по сути, он переизобрёл жанр спортивной журналистики. Сделал его в разы ярче, разнообразнее, веселее и ближе к рядовым болельщикам. Воспитал десятки достойных преемников, а также сделал огромный вклад в популяризацию футбола в России.
Однако после скандального ухода с Матч-ТВ в 2016 Василий Уткин в телевизоре почти не появляется. Ему не дали полноценно поработать даже на домашнем Чемпионате Мира. Он успел прокомментировать всего один матч, после чего был убран с эфиров без объяснения причин. Очевидно, всё дело в его остром языке. Теперь он полностью переместился в интернет, выпускает обновлённый «Футбольный клуб» в формате видеоблога на YouTube, освещает выступления своего собственного футбольного клуба «Эгриси» и периодически ругается с медийными личностями вроде Тины Канделаки, Владимира Соловьёва или Артёма Дзюбы. Да, хватку он определённо ещё не растерял.
Уткин и без телевизора чувствует себя прекрасно. На его личный YouTube-канал на данный момент подписаны более 600 тысяч человек. Такая личность просто не может потерять актуальность.
В начале 90-х с телевидения спали оковы государственного контроля. Новые телеканалы были вольны самостоятельно выбирать вектор своего развития, и это значительно повысило уровень разнообразия и качества телевизионного контента. Молодые и талантливые журналисты получили возможность воплощать свои даже самые смелые идеи в жизнь и выходить с ними в эфир. Без привязки к государственной повестке и коммунистической идеологии. Без одобрения строгих цензоров. Слабо верится, что в Советском Союзе допустили бы появление передачи про футбол, в которой ведущий позволял бы себе шутить на околополитические темы и открыто критиковать действия высокопоставленных спортивных руководителей.

Но в ходе работы над статьёй вашего покорного слугу не покидала мысль о том, что телевизионная спортивная журналистика свернула куда-то не туда. Ведь даже старый «Футбольный клуб» с его пошарпанной картинкой смотрится в разы увлекательнее, чем футбольные передачи на нынешнем центральном спортивном телеканале. Современное спортивное телевидение деградирует, и во многом потому, что оно выдавливает своих наиболее ярких и идейных сотрудников в интернет.

За последние несколько лет «Матч-ТВ» потерял более полутора десятков именитых сотрудников. Одни были недовольны политикой канала, другие «не соответствовали бренду», третьи были отстранены без объяснения причин (но догадываются, что это связано с их гражданской позицией). Юрий Дудь, Евгений Савин, Нобель Арустамян, Денис Казанский – это лишь несколько имён из внушительного списка. Все они продолжают развиваться, экспериментировать с форматами, делать свежий контент, привлекающий аудиторию. А федеральный телеканал с огромными финансовыми ресурсами так и не смог найти им равноценную замену, что ожидаемо привело к кризису идей. Теперь «Матч-ТВ» старается угнаться за кратковременным хайпом. Как апогей всего этого - Дмитрий Губерниев доводит Ольгу Бузову до слёз цитатами из «Карлсона» в эфире главного спортивного телеканала страны.

Связано ли это с возвратом к идее государственного контроля над телевидением? Или всё дело в посредственном менеджменте? Скорее всего, оба варианта имеют место быть. Но последствия абсолютно очевидны: после завершения отборочного этапа Чемпионата мира главный тренер футбольной сборной даёт интервью в эфире YouTube-канала «Коммент.Шоу», а не на «Матч-ТВ».