Сергей Ущиповский
Инопланетный образ – случайность или закономерность?
Будущие навязчиво-вероятные конкуренты человеческой цивилизации в игровых вселенных
Этот материал мы решили отнести в рубрику "иZOOMление".
О том, кто может оказаться нашими будущими «оппонентами» в космосе.
Задумывался ли кто-нибудь из современных игроманов и любителей фантастики над очень интересным вопросом. Почему инопланетяне, другие расы галактик, выглядят так или иначе? И почему наблюдается такая схожесть типов наших конкурентов по космосу? Почти одни и те же монстры идут через совершенно различные фильмы, компьютерные игры, фантастические романы. Так в чём же дело? Порассуждаем на эту тему...

Эта статья не имеет практической значимости, но зато она поможет вам скоротать время при перезагрузке процессора и возбудит ваши собственные фантазии, может, натолкнёт на личные размышления...
О чём пойдёт речь? Начнём с сути инопланетных рас. Вероятно первое, что приходит в голову сценаристам блокбастеров и хитовых компьютерных игр - это сочинить инопланетян, непохожих на нас. То есть, взять другой принцип развития, совершенно отличный от землян. И здесь упорно и даже навязчиво присутствуют два варианта.

Ведь, что у нас, землян, в экономическом плане ключевое, какие принципы лежат в основе нашей цивилизации? Известно что, известно какие! Технический прогресс земной цивилизации основан на использовании энергии вещества-ресурса (руды, жидкости, газа и т.д.), его сжигании, сжимании, расщеплении и т.п. Соответственно и вся инфраструктура (коммуникации, сооружения, техника) такой цивилизации сделана из искусственно обработанных материалов, «посажена» на примитивное «внешнее топливо». Такая искусственно созданная среда требует немалой возни, она громоздка и грубовата. Земляне во всех фантастических сюжетах примерно одинаковы и узнаваемы. Морпехи («марины») культовой real-time стратегии «Старкрафт», как две капли воды похожи на десантников в фильмах «Звёздный десант» и «Чужой». «Качок» Арни в «Хищнике» пользуется всё теми же славными автоматами, ружьями и базуками. А боевые крейсера землян (из того же «Звёздного десанта» и «Вавилона-5») такие же неповоротливые, чудовищные, навороченные, но мощные, как и в играх «Старкрафт», «Империя Галактика»», «Звёздные пилигримы», «Гегемония» и т.д.

Цивилизации технически «продвинутых» инопланетян основаны на использовании иных, более тонких и загадочных видов энергии.
Так какая же альтернатива нам напрашивается в первую очередь? Конечно тоже «технотронная цивилизация», но только более «продвинутая». Почему тоже технотронная? Да потому что такой вариант наиболее понятен. Мол, это и у нас будет в далёком будущем. Раз техника, значит, тоже используют какие-то машины и устройства, какие-то энергии. Но раз «продвинутая», значит, это всё должно быть принципиально иное и более совершенное, «крутое».

Итак, в этом случае мы получаем или протоссов в «Старкрафте», или ворлонцев в «Вавилоне - 5» и псайклосов в фильме «Поле битвы - Земля» и, наконец, знаменитых «хищников». И ведь, наверное, всем бросилось в глаза, что протоссы и «хищники» в принципе похожи друг на друга как близнецы-братья (разве что первые посимпатичнее и «фейсом», и душой). Не знаю, кто у кого «позаимствовал» образ, но не в этом дело.

Цивилизации технически «продвинутых» инопланетян основаны на использовании иных, более тонких и загадочных видов энергии. У протоссов «Старкрафта» это «псиэнергия». Она у них и источник питания зданий и машин, и оружие рядовых воинов («псиклинки» зелотов) и средство массового поражения врагов («псишторм» темпларов). Своеобразными накопителями, концентрирующими и передающими по цепи эту энергию, у них являлись кристаллы - «пилоны».
Менее понятна природа энергии, употребляемая инопланетянами в фильме «Звёздные врата», а также в «Хищнике». Однако, судя по голубоватым и красноватым молниям, которые мечут они во врагов с поразительной лёгкостью, ясно, что это то ли лазеры, то ли электромагнитные разряды. Идея суперэнергии доведена до крайности у ворлонцев из сериала «Вавилон - 5». Эти инопланетяне уже сами по себе энергетические сгустки-существа.

Ну а что же в арсенале супертехнологий «продвинутых» братьев по разуму? Здесь наблюдается поразительная повторяемость. Джентльменский набор, как правило, один и тот же. Во-первых, это невидимость (оптический камуфляж), этой штукой успешно пользовались и протоссы, и «хищники». Во-вторых, это конечно телепортация (мгновенное перемещение на громадные расстояния), куда ж без неё!

Протоссы «выписывают» все свои постройки прямо со своей родной планеты Аюр. Просто «включают» искривление в пространстве и материализуют объект, заложенный очевидно в матрице их главного столичного «компа». Тактическая телепортация (переброс по карте туда-сюда) - на вооружении их самого ценного космического корабля - арбитра. Стационарные же телепортеры, своеобразные «пространственные лифты», понастроены и у протоссов, и у инопланетян фильмов «Звёздные врата», «Поле битвы - Земля», да и много ещё где.

Третья же постоянная «технологическая фишка» технически продвинутых - это «защитное поле». Оно заменяет им банальную броню землян. Причём это поле подзаряжается! Протоссы, «хищники», ворлонцы, минбарцы и т.п. неизменно бегают в облегчённых, но защищённых каким-нибудь «плазмополем» костюмчиках.

«Техницизм», доведённый до крайности, приводит к появлению цивилизации киборгов-роботов. И вот вам «борги» сериала и созданных на его основе бесчисленных компьютерных игр - «Стар-Трек» или победители-компьютеры во вселенной «Матрица».

Да, наблюдая эту упорную повторяемость инопланетных технологий, которые предлагают нам наши фантасты, нетрудно догадаться о «навязчивых идеях» человечества... Итак, с этой альтернативой всё понятно. «Технически продвинутые» инопланетяне - это наше далёкое будущее, к которому надо стремиться.
Любой муравейник-термитник - это готовая модель автономного самоуправляющегося общества
Вторая же наиболее часто используемая в фантастических сюжетах альтернативная нам цивилизация - принципиально отлична от нас и представители этих сообществ изначально другие или... «чужие». Здесь, как раз, налицо полный отказ от каких-либо искусственных технологий. В основе их цивилизации лежит принцип бесконечной эволюции «живой материи». Перевоплощения биоорганики - их жизнь, процветание и оружие.

И вот по киноэкранам и компьютерным мониторам зашагали жуткие «чужие», мерзкие зерги, страшные арахниды и т.д., и т. п. Причём сразу же бросается в глаза, что все они похожи, зергов и арахнид вообще не различить. А напоминают они все кого? Да конечно наших насекомых! Увеличьте в размерах земных термитов, пауков, мокриц - и вы упадёте в обморок.

Однако за прототип таких инопланетных монстров сценаристами взяты не просто насекомые, а «общественные насекомые» (типа термитов, муравьёв и пчёл). А почему? Да потому что любой муравейник-термитник - это готовая модель автономного самоуправляющегося общества! Причём эти импульсы самоуправления достаточно загадочны, ведь в наших насекомых нет «сознания». Поэтому сценаристы-креативщики что «Близзарда», что Голливуда, стараясь сочинить именно «мыслящего» органического конкурента землян, наделяют разумом руководителя этих ульев-термитников. Именно он - источник воли, размножения и мутаций, по его «указке» все бегают и сражаются. Таковы «Сверхразум» и «серебраты» у зергов, такова «матка» у «чужих», таков и студенистый «мозговик» у арахнид в «Звёздном десанте».
Подданные же таких «мозговых генетических центров» - орды насекомоподобных тварей, как правило, бестолковы и тупы. В их микроскопическом сознании заложены только две функции - сражаться и работать.
Идея мутации биоматерии доведена до крайности у зергов. У них даже здания «вырастают» из живых рабочих - «дронов». А потому эти здания тоже живые - они «рождаются», «дышат», обливаются кровью. Вообще-то они смахивают на наши внутренние органы и потому жутковаты.

Ну а что же в боевом арсенале у монстров органического типа? Неужели они - «жалкие черви» могут что-то противопоставить технологическим, вооружённым до зубов противникам? Да, и ещё как! Как раз вопрос стоит наоборот, как спастись от этих бестий?!

Во-первых, их много. Они лезут изо всех щелей. Во-вторых, к их услугам все гадости, которые придумал природа за время своей эволюции. Пешие воины имеют двойной, тройной ряд зубищ, кинжальные когти и рога-копья. Арахниды в «Звёздном десанте» - живой пример таких «мясорубок». «Стрелки» же плюются всеми видами жутчайших кислот и ядов. «Дифилер» зергов своей кислотой «чума» способен постепенно уничтожить всю базу, а кислотные «бомбы» маток арахнид жгут космические крейсера как спичечные коробки. У «чужих» же из знаменитого фильма вместо крови вообще кислота и есть, так что смертелен даже их «поцелуй».

И, наконец, главная пакость «разумных насекомых»... Они могут заражать и инфицировать другие расы. Они буквально «влезают» вам в глотку и сжирают вас изнутри. И вот наш брат землянин превращается то в питательное сырьё-куколку (как в «Чужом»), то в зомби-камикадзе (как в «Старкрафте). Короче, хуже не бывает...

Движет же этими ордами только одно желание - сожрать и растерзать любого, кто препятствует их безопасности и бесконечному размножению. И только «Сверхразум» зергов здесь исключение, у него, видите ли, был грандиозный глобальный замысел.

Так к чему это всё я? А к тому, что схожесть типов наших будущих вероятных противников в космосе неслучайна! Повторяемость именно этих двух альтернативных нам вариантов у творцов игровых вселенных («технологическо-энергетического» и «органического») свидетельствует, что интуитивно мы нащупали самое реальное, что здесь может быть.
Да, да, с большей долей вероятности нашими будущими «оппонентами» в космосе могут оказаться, говоря обобщённо, «протоссы - хищники» и «зерги - чужие».
А вы можете предложить что-нибудь другое? Каких-нибудь неорганических тварей из камня и углерода или «огненных демонов»? Не смешите меня! Футуристическая фантастика (если она претендует на вариант будущего) должна хоть немного опираться на реальность. Только вот...такая возможная реальность конечно пугает. Ведь во всех историях о будущем нет мира и покоя, а есть война. М-да, остаётся надеяться, что неведомый будущий «технически продвинутый» инопланетянин окажется добрым «псилоном» из игры «Мастер Ориона», ну на худой конец - протоссом (с ними как-то же можно было договориться). А «органический сосед» по галактике лучше бы смахивал на божью коровку, ну, в крайнем случае, на ... «черепашку-ниндзя». А?