Яна Титоренко
IRFE
В эмиграции Феликс и Ирина Юсуповы открыли модный дом, назвав его по первым буквам имен – ИрФе. Бренд имел ошеломительный успех, французская столица преклонялась перед изысканным вкусом российского дворянства и утонченностью княгини Ирины.
"Сядь прямо, локти так прижми. Ты мясо ешь, как варвары. Но мясо не любили мы. Вот это тон Романовых", – такие строчки есть в песни из мультфильма "Анастасия", посвященного Великой Княжне Анастасии, дочери Николая II. Пресловутый "тон Романовых", о котором идет речь, во все времена означал изысканные манеры, выдержку, благородство и чувство вкуса. Ирина Александровна Романова, в замужестве – Юсупова, принадлежала к этой же "романовской" плеяде: ее называли одной из самых красивых женщин России; эмигрировав в Париж после революции, Ирина вместе с супругом Феликсом Юсуповым основала модный дом – "IRFE".

Эпатажный образ Феликса Юсупова привлекал внимание, а княжна императорской крови, выступавшая моделью, обеспечила "ИрФе" благосклонность парижской публики, и вскоре модный дом российских эмигрантов стал одним из самых влиятельных во Франции.
Феликс Юсупов пишет в мемуарах, что специальной рекламы они не делали, но публика всё равно приходила – в погоне за национальным колоритом или чтобы лично увидеть владельцев – убийцу Распутина и племянницу императора. Он упоминает, в частности, историю про одну мадам, что с порога потребовала: «Подать сюда князя! И водки». Был сделан заказ на пятнадцать платьев и кокошник, который так понравился клиентке, что она всюду появлялась только в нем.

Модный дом IRFE первым начал выпускать спортивную одежду, а его парфюмерная линейка была представлена четырьмя ароматами: – Blonde – для блондинок, Brunette – для брюнеток, Titiane – для шатенок и Grey Silver – для женщин элегантного возраста.

Филиалы открылись в Берлине и Лондоне, Феликс, несмотря на то, что он не имел предпринимательской жилки, вложился ещё в несколько проектов – магазин фарфора и два ресторана в "русском стиле".

Выдержка из мемуаров Феликса Юсупова
"Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цвета сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды"

Оценки французских журналов 1925
В роли модели выступала не только сама Ирина Юсупова, но и некоторые ее подруги – княжны Трубецкая и Оболенские, графиня Воронцова-Дашкова. IRFE дал работу и пристанище многим русским эмигрантам, приятелям Юсуповых по прошлой жизни. Так, работал на IRFE двоюродный брат Ирины, князь Гавриил Константинович Романов.

Французский Vogue писал: «Перед Вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей».

Модный дом IRFE был закрыт в 1931 году по экономическим соображениям, но, несмотря на почти вековое затишье, ему удалось пережить своих основателей. В 2008 году модель Ольга Сорокина решила восстановить один из старейших модных домов Парижа: перед этим она встретилась с прямым потомком Юсуповых – их внучкой, Ксенией Шереметевой-Сфири. Современный IRFE во многом наследует своему предшественнику. Например, клатч на снимке справа украшен короной рода Юсуповых.

Весенне-летняя коллекция IRFE 2014 года была посвящена 400-летию дома Романовых.

Я выделила основные элементы Irfe — аристократический романтизм, русскую культуру и историю — и попыталась перевести все это на язык fashion. Несмотря на то, что за нашими плечами осталось блестящее прошлое, мне хочется думать об Irfe, как о современной марке.

Ольга Сорокина, современный владелец модного дома Irfe

Ольга Сорокина в образе модного дома ИрФе
Модный дом ИрФе, безусловно, привлекал внимание эпатажным образом основателя, Феликса Юсупова, но не только дурная слава убийцы Распутина способствовала популярности дома. За ИрФе стоит больше, чем фамилия древнего ногайского рода, бывшего некогда самым богатым в России. За ним – "тон Романовых", любезно подаренный присутствием Ирины Юсуповой. Ирэн, как ее называли домашние, была не только законодательницей мод и таинственной красавицей, бежавшей из страны, где ее дядю расстреляли вместе с детьми. Она несла с собой Российскую империю – красивая, элегантная и утонченная. Неудивительно, что французская публика, страстно желавшая приблизиться к аристократизму, пришла в такой восторг от женщины, которая, по Байрону, "идет во всей красе, светла, как ночь ее страны".

Каждому, в ком врожденный аристократизм вызывает благоговейное чувство восторга, хочется иметь возможность приблизиться к нему – хотя бы в одежде. Именно поэтому IRFE был так популярен в свое время, именно поэтому через почти сто лет открылся вновь: это слава дома Романовых, неисчерпаемая, как и прежде, романтизм русской аристократии и национальная культура тому виной.