Юлия Хазова
«Религия – яд, береги ребят!»:
как творцы коммунизма новую религию придумывали
Когда я

итожу

то, что прожил,

и роюсь в днях —

ярчайший где.

я вспоминаю

одно и то же —

двадцать пятое,

первый день*.

В. Маяковский

*отсылка к Библии - первый день сотворения мира; 25 октября 1917 года – день установления советской власти.
В 1902 году Ленин и Плеханов написали программу РСДРП, в которой значились следующие положения:

  • «Чтобы совершить социальную революцию, пролетариат должен завоевать политическую власть, которая позволит ему уст­ранить все препятствия, стоящие на пути к его великой цели. В этом смысле диктатура пролетариата составляет необходимое политическое условие социальной револю­ции».

  • «Великая цель освободительной борьбы пролетариата может быть достигнута лишь путем соединенных усилий пролетариев всех стран. Поэтому современное рабочее движение должно было стать и давно уже стало между­народным, и русская социал-демократия смотрит на себя, как на один из отрядов все­мирной армии пролетариата, как на часть международной социал-демократии».

  • «Царское самодержавие представля­ет из себя самый значительный остаток крепостного порядка, самый могучий оплот всего того варварства и всех тех бедствий, от которых уже избавились свободные политически страны; оно яв­ляется самым злейшим и опаснейшим врагом освободительного движения про­летариата».
И еще одним необходимым политическим условием для совершения социальной революции Ленин определяет устранение религии как «одного из видов духовного гнета».
«...Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».

В.И. Ленин «Социализм и религия» 1905 г.

В той же статье Ленин говорил о том, что религии РСДРП противопоставит
«спокойную, выдержанную и терпеливую, чуждую всякого разжигания второстепенных разногласий, проповедь пролетарской солидарности и научного миросозерцания».
Первоначальные идеи Ленина об отказе от старой морали и создании мира с новыми духовными ориентирами преломились в призме двух революций. В 1917 году большевики ожидали мирового капиталистического кризиса и начала пролетарской революции. Но этого не произошло, пролетарии всех стран не объединились в едином порыве мировой социалистической революции. В марте 1921 года партия взяла курс на проведение новой экономической политики (НЭП), при сохранении политической диктатуры пролетариата и сосредоточении власти в руках одной партии - коммунистов. Об этом Ленин говорил еще ещё в 1902 году в своей работе «Что делать?», где вывел тезис позволивший подменить диктатуру пролетариата на диктатуру партии.
Его проект установления диктатуры пролетариата, по сути, повторял привычную для России самодержавную традицию, хотя казался прямо противоположным ей.
Некоторые историки сталинизма считаютают, что культ диктатора на самом деле был заложен в самом основании большевизма. В начале XX века в России еще не сложился такой класс как пролетариат, который должен был выиграть борьбу за власть. За неимением такового теоретикам большевизма пришлось придумать иную концепцию партии, которая берет диктаторскую власть в стране на себя. На практике, имея такого сильного и харизматичного лидера, как Ленин, диктатура партии очень быстро превратилась в диктатуру одного ярко выраженного лидера. Он изначально выбрал иерархичное построение партии с жёсткой дисциплиной и строгой секретностью. Каждый член партии подчинялся ее решениям, а тот, кто принимал решения от ее имени, становился настоящим вождем и диктатором.

Пришедший к власти Сталин плавно продолжил авторитарную тенденцию развития партии и государства. Страна в это время переживала не самые лучшие времена: разрушение старой морали, запрет религии, отсутствие промышленности и международная изоляция.


Никита Поздняков "Face of Darkness", 2015
Сталин прекрасно понимал и рационально оценивал экономическое и психологическое состояние, в котором находилась страна. Нужно как можно быстрее возвращаться на рельсы такого привычного для русского человека самодержавия, восстанавливать экономику, наращивать промышленность, устранять повальную безграмотность и воспитывать новое поколение.

Решением стал «ребрендинг» государственного устройства, Сталину нужно было всего лишь упаковать старую религию в новую идеологию.
Сталин - семинарист и его богостроительство
Запись из дневника 1935 года входившей в семейный круг Сталина Марии Сванидзе:

«Он как-то сказал об овациях, устраиваемых ему, — наро­ду нужен царь, т. е. человек, которому они могут поклоняться и во имя кото­рого жить и работать».
В 1899 году двадцатилетний Сосо Джугашвили был исключен из Тифлисской семинарии с формулировкой «за неявку на экзамены по неизвестной причине». Можно спорить, из-за чего юный революционер не явился на экзамены, но точно не из-за того, что не знал богословия. Вся его последующая жизнь показала, что церковные учения он знал великолепно. Получив власть в свои руки, он начинает вплетать религиозные мотивы в коммунистическую идеологию. Любой религии нужен Абсолют - Бог. С этого абсолюта и начинается Сталинское Богостроительство.



26 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов он произнёс удивительно похожую на клятву речь, в которой он возвеличивал почившего вождя, а членов партии называл последователями его харизмы и торжественно обещал выполнять его «заповеди».

Сталину же принадлежала идея забальзамировать тело Ленина и положить его в склепе для народного поклонения, тем самым дав коммунизму «Гроб Господень». Этот шаг, кстати, многими высокопоставленными членами партии был воспринят в штыки:
Лев Троцкий
Бальзамировать останки Ленина - это значит под коммунистическим флагом воскресить практику русской православной церкви поклонения мощам святых угодников…
Николай Бухарин
Делать из останков Ленина бальзамированную мумию - это оскорбительно для его памяти и совершенно противоречит ленинскому материалистическо-диалектическому мировоззрению..., «странным духом» несет из каких-то щелей в партии.
Лев Каменев
Присвоение Петрограду имени Ленина и издание миллионными тиражами его сочинений - это вполне подходящие способы почтить память Ленина, но предложение относительно бальзамирования его тела - это отголосок того
«поповства», которое Ленин бичевал в своем философском труде
«Материализм и эмпириокритизм».
Однако под влиянием целой серии правительственных постановлений в стране очень стремительно расцвёл культ Ленина
День смерти Ленина, 21 января, объявили ежегодным днем траура
Петроград переименовали в Ленинград
Памятники Ленину надлежало воздвигнуть в Москве и других крупных городах
Вновь созданному Институту
В. И. Ленина поручалось подготовить массовое издание его трудов на различных языках
Гроб с телом решено было установить в склепе у Кремлевской стены на Красной площади и сделать его доступным для посещения народом
Начало новой «спасительной» идеологии, во главе которой стоит культ Ленина, было положено, дальше остается заменить переменную «x» на «y» и решить бесхитростное уравнение.
Итак, кейс: как придумать новую религию и заставить в нее поверить?
Сталинский режим очень быстро нащупал путь возвращения старых обычаев и правил в новой оболочке.
«Марксизм-ленинизм — это вывернутое наизнанку христианство и «поповщина». Где было белое, там в коммунизме стало черное, и наоборот. Переменились только названия».

Епископ Варнава (Беляев) «Записные книжки»
Как это работает
Святая троица//Маркс-Ленин-Сталин
Сравнить
Вера в загробный мир//Вера в светлое будущее
Сравнить
Нагорная проповедь//Кодекс строителей коммунизма
Сравнить
Святые мощи//Нетленные мощи
Сравнить
Крестный ход//Праздничные демонстрации
Сравнить
Хоругви и иконы//Агитационные плакаты
Сравнить
Старые святые//Новые святые
Сравнить
Святая троица//Маркс-Энгельс-Ленин

В религии должен существовать сверхчеловек - Бог, который возвышается над миром «земным». Таковым в коммунизме по праву считается Ленин. В христианстве существует принцип троичности Бога, то есть единый и единственный Бог познается в трех равнозначных ипостасях, сливающихся в одном существе: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

Святая троица: Отец, Сын и Святой дух превратились в коммунизме еще при Сталине в Бога отца - Карла Маркса, Бога сына - Ленина, и Святого духа - Фридриха Энгельса, а уже позднее и в Бога отца – Ленина, Бога сына – Сталина и Святого духа - марсксизма.

Вера в загробный мир//Вера в светлое будущее

В религии центральной становится идея «вечной жизни», которая предполагает понимание, что земная жизнь является необходимым условием и преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. То есть, в зависимости от того, как человек провел свою настоящую жизнь, будет протекать его загробная. Тем, кто богоугоден, живет по заповедям, терпит лишения, религия обещает Рай, в обратном случае - Ад.

Коммунизм обещает светлое будущее (читай «Вечную жизнь») тем, кто будет ради него много работать, соблюдать партийные указания, быть верным Марксистским догмам, правильно мыслить, быть терпеливым, коммунизм обещает «Рай на земле», а в противном случае - Гулаг («Ад на земле»).
Нагорная проповедь//Кодекс строителей коммунизма

Любая религия нуждается в своде основных правил, в христианстве эту роль выполняет Нагорная проповедь Христа, а коммунистические моральные нормы были зафиксированы в «Моральном кодексе строителя коммунизма». С ним составители недолго мудрствовали, сами авторы этого свода – Ф. М. Бурлацкий и Е. И. Кусков – утверждали, что при его составлении они опирались не только на коммунистические постулаты, но также и на заповеди Моисея и Христа. Делалось это для того, чтобы всё действительно плавно «легло» на общественное сознание. Таким образом, это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов.
«Моральный кодекс строителя коммунизма» вошел в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, которые были приняты XXII съездом в 1961 году.

Следует отметить, что еще до 1961 года коммунизм ориентировался, как на догму, на речь Владимира Ленина на III Всероссийском съезде комсомола в октябрь 1920, которая состояла из нескольких тезисов. Все они сводились к отрицанию морали, которая следует из велений Господа Бога, и принятию новой морали, подчиненной интересам классовой борьбы пролетариата и проистекающей из интересов этой борьбы.

Позже как основной догматический свод коммунизма утвердилась Конституция СССР 1936 года Сталина, которую называли «конституцией победившего социализма». Она зафиксировала отсутствие в стране эксплуататорских классов и достижение морально-политического единства общества.

Вообще любые коммунистические труды в Советское время имели значение, сопоставимое с трудами и учениями святых.
Девять заповедей Христа из Нагорной проповеди

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Моральный кодекс строителя коммунизма

  1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

  2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

  3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

  4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

  5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

  6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

  7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

  8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

  9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

  10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

  11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

  12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Постановление наркомата юстиции от 16 февраля 1919 года

«Вскрытие мощей необходимо приветствовать, так как во всех случаях, как и следовало ожидать, на поверку оказывается, что никаких "мощей" не существует, и при этом ясно для всех вскрывается многовековой обман служителей культа, а также и спекуляция эксплуататорского класса на религиозных чувствах темной и невежественной массы», — было написано в разъяснениях к документу.
Святые мощи//Нетленные мощи

Вера в Бога предполагает его материальные воплощения и проявления, которые позволили бы осуществлять связь с высшим существом. Это могут быть храмы с нетленными мощами, иконами и другими атрибутами веры, или священные места, куда совершаются паломничества.


После опубликования в 1918 году декрета об отделении государства от церкви стала популярна практика вскрытия мощей святых, чтобы развенчать миф об их нетленности.
«Оказалось, что серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т.д.»

Петр Красиков, ответственный редактор журнала «Революция и церковь», а также глава 8-го отдела Наркомюста.
Дальше последовали массовые разгромы церквей, сами храмы взрывали или превращали в склады, цеха, библиотеки или жилые помещения, купола переплавляли, иконы использовали для изготовления сундуков и другой домашней утвари. На месте храмов возводили дворцы культуры, яркий пример тому - план по возведению Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя в Москве.

Закончив с изобличением святых мощей и уничтожением всеобщих мест поклонения или общения с Богом, коммунисты создают новые места поклонения, новому Богу. Итак, у нас появляются действительно нетленные мощи и новое место культа - тело Ленина в Мавзолее.
Кроме того, на место красного угла в дореволюционной России теперь встают
«красные уголки» - обязательное место ритуального поклонения коммунизму во всех государственных учреждениях.

Если раньше красный угол представлял из себя действительно угол в крестьянской избе, в котором стояли иконы, лампадки, церковные свечи и религиозная литература, в советское время это были место, наполненное коммунистической символикой: портретами и бюстами вождей, красными знаменами, идеологическими плакатами, литературой.
Крестный ход//Праздничные демонстрации

Теперь уже не трудно догадаться, что любому проявлению религии можно найти аналогию в коммунизме. Так, праздничные демонстрации с плакатами вождей, лозунгами, знаменами, и другой коммунистической символикой очень явно напоминают Крестный ход - торжественное церковное шествие с большим крестом, иконами, хоругвями и другими христианскими святынями.

Очень просто уловить связь и обнаружить сходство между другой христианской и коммунистической символикой: Библия - «Капитал» К. Маркса, крестик - красная звезда или пионерский галстук.

Хоругви и иконы//Агитационные плакаты

Дальше по логике вещей напрашиваются аналогии между хоругвями, иконами и агитационными плакатами, портретами вождей.

Можно заметить, что многие большевистские плакаты мало отличаются от икон. Рабочий или солдат изображаются в образе Святого Георгия, когда тот сидит на коне и побеждает дракона, при этом дракон олицетворяет буржуазию.

Иногда на плакатах встречались надписи «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» выполненные вязью, как в церковных писаниях и книгах.

Старые святые//Новые святые

Для утверждения новой религии нужны яркие и показательные примеры и образы. Агитация политика в СССР проводилась по госзаказу и выполнялась целом рядом именитых писателей и поэтов. Настольной книгой любого коммуниста был роман Николая Островского «Как закалялась сталь», главный герой которой - Павка Корчагин, был чуть ли не канонизирован.

В «Правде» Борис Полевой приводит яркий пример: «В африканских джунглях умирал молодой негр. Случайно его приютил у себя добрый и сострадательный коммунист. Этому коммунисту пришло на ум дать умирающему, которому никакие лекарства уже не помогали, читать книгу "Как закалялась сталь".
Негр стал пробегать книгу глазами и хоть ничего из нее и не понимал, но чудо свершилось: ему становилось все лучше и лучше, и при чтении последней страницы он встал на ноги, попросил есть и вскоре выздоровел совершенно. В благодарность он принял имя героя книги – Корчагина...»

Епископ Варнава (Беляев) «Записные книжки», 1950-1960г.
Сам Полевой стал автором еще одной настольной книги - «Повести о настоящем человеке» и истории еще одного канонизированного героя - Алексея Маресьева.

К слову, в советское время было распространена пропаганда самопожертвования ради коммунистической «веры» - получение звание «Героя» посмертно можно сравнить с принятием мученической смерти у библейских святых. Так в коммунистической религии появлялись новые Святые.
Интересно, что «певец революции» - Владимир Маяковский при всем своем богохульстве пишет свою антирелигиозную и агитационную поэму «Владимир Ильич Ленин», которая разошлась на цитаты («Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить»; «Партия и Ленин - близнецы-братья»; «Мы говорим Ленин, подразумеваем - Партия, мы говорим партия, подразумеваем - Ленин»; «Ленин и теперь живее всех живых»), по концепции Евангелия от Иоанна.
Готово!
Теперь вы знаете, как сотворить новую религию и заставить в нее поверить. Сделать это, несомненно, сложно, но, как доказывает история, в этом нет ничего недосягаемого и сверхъестественного (почти). Особое внимание стоит уделить изучению религии, которую вы берете за основу новой. Избегайте полного копирования и при любом совпадении отрицайте сходства. Если избежать ошибок на первых этапах, это позволит быстро и эффективно получить видимые результаты.
P.S.