Ксения шаповалова
«...прекрасен наш союз»?

Как всем известные герои русской литературы проходили испытание дружбой.
Русские писатели для того, чтобы полнее раскрыть характер персонажа, проводят его, как правило, через испытания любовью и дружбой, потому что это одни из высших человеческих ценностей. Личность не может быть изолирована полностью от других людей и абсолютно закрыта от всех чувств. Однако как она поведет себя, столкнувшись с этими чувствами? Представляем подборку персонажей классической литературы, по разным причинам умеющих и не умеющих дружить.
Онегин и Ленский
Иллюстрация к роману в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
До боли знакомые пушкинские строчки говорят о том, что противоположности в дружбе часто притягиваются:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Однако разность характеров не дала приятельским отношениям превратиться в настоящую дружбу. Холодность, высокомерие, эгоизм и рассудочность Онегина не могли гармонично сочетаться с пылкостью, восторженностью, искренностью и чувствительностью Ленского. Герои стали друзьями действительно "от делать нечего". В том, что эта дружба не была крепкой, нас убеждает согласие Онегина на дуэль с Ленским. Главный герой противоречив: он презирает соседей-помещиков и в то же время он боится прослыть трусом, отказавшимся от поединка. Понимая ничтожность повода для дуэли, Онегин не находит силы извиниться перед своим приятелем. Он думает, что идет на дуэль защищать свою честь, на самом деле, согласившись на поединок с другом, Онегин эту честь теряет.

Печорин и Грушницкий
М.А. Врубель. Дуэль между Печориным и Грушницким
Не менее трагично складываются отношения Печорина и Грушницкого из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Печорин, как и Онегин, дружить не умеет и даже запишет в своем дневнике: "В дружбе один - всегда раб другого". Герой не смог искренне подружиться с Максимом Максимычем, испугал своим характером Вернера, единственного человека, с которым Печорину интересно было беседовать, недаром Вернера даже называют "интеллектуальным двойником" Печорина. Отношения с Грушницким - это даже не приятельство, а скрытая неприязнь, явное соперничество. Печорин хорошо знает людей и видит их насквозь. Он видит все недостатки и слабости Грушницкого: его трусость, хвастовство и низость. Между героями существует взаимная неприязнь, хотя внешне они кажутся приятелями: "...Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях", - напишет Печорин в своем дневнике. Грушницкого злит тот факт, что княжна Мери отдает предпочтение Печорину, поэтому герой распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери. Такие сплетни могли навсегда испортить репутацию девушки, поэтому Печорин, защищая ее честь, вызывает Грушницкого на дуэль. Перед дуэлью Грушницкий замышляет подлость: он хочет подсунуть Печорину незаряженный пистолет и тем самым опозорить его. Но главный герой случайным образом раскрывает этот подлый замысел. На дуэли герой требует заряженный пистолет, Печорин ранит Грушницкого. От полученного ранения тот падает с обрыва и погибает.
Базаров и Аркадий
Иллюстрация к роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Не умеет по-настоящему дружить и главный герой романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" Евгений Базаров. Найти себе в друзья личность столь же сильную по характеру герою не удалось. Некоторые называют дружбой отношения Базарова с Аркадием Кирсановым. Оба действительно молоды, увлечены идеями нигилизма. Но настоящей дружбой это назвать нельзя, ведь в подлинных отношениях люди равноправны, никто не ставит себя выше другого. У Базарова с Аркадием все наоборот. Здесь можно говорить не столько о дружбе и даже приятельстве, сколько об изначальном стремлении Аркадия подражать Базарову. Молодого человека сначала привлекала теория нигилизма, о которой так горячо рассуждал Базаров, приехавший в гости в имение Кирсановых. Однако вскоре Аркадий убеждается в том, что идея всеобщего отрицания ему не близка. Постепенно между Базаровым и Аркадием назревают противоречия. Последний не может простить приятеля за иронию и язвительность по отношению ко всем привычкам своих старших родственников (отца и дяди), ему непонятно отсутствие у Базарова чуткости к природе, поэзии, искусству. Испытание дружбой Базаров, как Онегин и Печорин, тоже не проходит, однако его отношения с Аркадием заканчиваются обыкновенным охлаждением и непониманием, а не дуэлью.
Обломов и Штольц
Иллюстрация к роману И.А. Гончарова "Обломов"
Тоже герои-антиподы, но, к счастью, в данном случае разность характеров не мешает, а, наоборот, помогает дружбе. Это герои, которые во многом дополняют друг друга. Они были знакомы с детства и пронесли свои отношения через всю жизнь. В Штольце с детства воспитали целеустремленность, активность, живой ум. Однако в его характере не было мягкости, философичности и мечтательности. Зато эти черты были у Обломова, которого с детства приучили к полной несамостоятельности и пассивности. Жизнь в Обломовке сделала его ленивым, но эту лень нельзя воспринимать буквально: как нежелание что-либо делать, это, скорее, некий протест против тех норм, по которым живет светское общество и по которым сам Обломов жить не собирается. Поэтому он защищается от светской суеты своим лежанием на диване. Вполне возможно, что герои тянулись друг к другу именно потому, что их характеры дополняли друг друга. Как бы то ни было, это дружба подлинная. Штольц искренне пытался пробудить Обломова к более активной жизни, желая ему лишь добра. Даже тогда, когда Обломов умирает, их дружба со Штольцем все равно живет: ведь Андрей забирает к себе на воспитание сына Ильи Ильича.
Андрей и Пьер
Иллюстрация к роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир"
Андрей и Пьер, на первый взгляд, тоже герои-антиподы. Казалось бы, они слишком разные, чтобы стать настоящими друзьями. Но это испытание дружбой они с честью проходят. Обоих объединяло то, что им чуждо светское общество, по своим нравственным ценностям молодые люди гораздо выше него. Оба мудры и являются интересными собеседниками друг для друга. Нередко именно беседы этих двух людей служили точкой отсчета для выхода из духовного кризиса. Оба действительно пережили немало взлетов и падений, но они не ожесточаются. Их беседы оказывают существенное влияние на мышление обоих. И даже когда их позиции разительно отличаются, каждый признаёт право другого на собственное мнение. Немаловажно, что они умеют радоваться друг за друга. Так, Пьер очень искренне, даже в ущерб собственному чувству, радуется возникновению привязанности Андрея к Наташе. Только настоящий друг способен на самопожертвование, доверие и бескорыстное общение. Именно Пьеру Андрей доверяет позаботиться о Наташе на время его отъезда, именно с ним Болконский делится болью из-за предательства девушки. Как и в романе "Обломов", эта дружба подлинная, и она тоже продолжает жить даже после смерти одного из персонажей: после гибели Болконского Пьер забирает на воспитание сына Андрея и растит его, как родного ребенка.