Александр Кириенко
Во имя Вечного Синего Неба
Как монголы поверили в себя и создали империю
«Силою Вечного Неба все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где всходит, пожалованы нам. Кроме приказа Вечного Неба так никто ничего не может сделать. Ныне вы должны сказать чистосердечно «мы станем вашими подданными, мы отдадим вам все свое имущество». Ты сам во главе королей, все вместе без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу Вечного Неба и воспротивитесь нашим приказам, то станете (нашими) врагами».
Эти слова были написаны ханом Гуюком, внуком Чингисхана, правителем Монгольской империи, в 1246 году. И адресованы они не кому-нибудь, а самому Папе Римскому Иннокентию IV. Обычно в таком тоне к римскому понтифику не писали. Однако хан Гуюк мог себе это позволить – за ним стояли огромная империя и самая мощная армия XIII века.

А ведь еще сорок лет назад ничего этого не было и в помине. В 1206 году Тэмуджин был поднят на белой кошме* и получил имя Чингисхана. Так монголы показали Вечному Синему Небу, что у них появился новый правитель и что они верят ему. И я убежден, что именно вера помогла создать огромную империю, а самое главное, ее удержать.
Поднятие на белой кошме
Древний обычай объявления хана. В монгольском обществе действовала военная демократия, при которой все решения принимались воинами. Хан избирался на общемонгольском съезде – курултае. После чего его поднимали на войлочном ковре из верблюжьей или овечьей шерсти (кошме). Ковёр был обязательно белого цвета, священного для монголов. После избрания Чингисхана, все дальнейшие ханы избирались только из потомков великого завоевателя.
Монголы: начало
Вера в Вечное Синее Небо у монголов была и раньше. И до Чингисхана у монголов были ханы и их тоже поднимали на белой кошме. Попытаемся понять, почему 1206 год стал переломным в монгольской и мировой истории. Монголия, что в XIII веке, что сейчас, это очень суровая страна. Она зажата между горами на севере (Алтай, Саяны, Хангай, Хинган) и пустыней Гоби на юге. Отсюда и резкие перепады температуры, от -42º зимой до +38º летом. Эта территория – бескрайняя степь, изрезанная грядами холмов, почти непригодная для земледелия. Собственно им монголы и не занимались – они были кочевниками.

Монголы пришли сюда в VI веке на смену другим великим кочевым народам прошлого. Перед их глазами всегда были памятники эпохи гуннов, тюрок, уйгуров и киданей. И пускай монголы не знали истории этих племен, но имперские мотивы были ими усвоены с самого начала.

По легенде, все монголы являются потомками серого волка и рыжей лани. Их сын родился у подножия священной горы Бурхан-халдун и был благословлен самим Тенгри, богом Вечного Неба. Поэтому каждый монгол был носителем священного предназначения. Особо выделялись рыжеволосые и сероглазые люди, которые на фоне темноволосых и кареглазых монголов, выглядели прямыми потомками Тенгри. И поскольку небо всегда было над головой, монгол постоянно ощущал свою связь с богом и ответственность перед ним.
Саму веру в Тенгри монголы унаследовали от тюрок. Эта шаманистская религия основана на связи с природой. Помимо бога неба Тенгри, в ней есть богиня земли Умай, правитель подземного мира Эрлик и еще 96 богов. Но монголы практически сразу выделили лишь одного бога – Тенгри, который становится всеобъемлющим, как само небо.
Монголы мучительно осознавали несоответствие их высокого божественного предназначения и реального состояния дел. Весь евразийский континент переживал упадок централизованных государств, это было время бесконечных феодальных и локальных войн. И если в земледельческом обществе действовали хоть какие-то законы, то в кочевом борьба за власть и имущество принимала крайние формы.

Хаос безвластия был выгоден нойонам, монгольским князьям, но совершенно не нравился основной массе монгольского народа, состоящей из обычных пастухов и ремесленников. Именно их грабили и убивали нойоны, уводили в плен их жен и дочерей, оставляя лишь пепел и разруху. В монгольском обществе сформировался запрос на сильного правителя, чья власть была бы столь всеобъемлюща, как власть Вечного Синего Неба. Всё было к этому готово и все ждали появления Мессии.
Тэмуджин:
рождение легенды
Когда читаешь биографию Тэмуджина (в будущем Чингисхана), не можешь избавиться от ощущения, что буквально все в его жизни вело к получению титула хана всех монголов. Однако это являлось результатом более позднего обожествления Чингисхана. Именно Чингисхана, а не Тэмуджина. Потому что жизнь этого человека не изобиловала счастливыми моментами: смерть отца, предательство дяди, рабство, бедность, потеря любимой, измена
друзей, разорение и упадок, многочисленные унижения.

Тэмуджин в плену у дяди
(кадр из х/ф "Монгол". реж. Сергей Бодров-ст)
Здесь нечем было гордиться, но именно это сделало Тэмуджина близким и понятным для тысяч простых монголов. Князь, ставший рабом, и сумевший вернуть утраченное – вот то чудо, которое дало ему ханскую шапку.

Провозглашение Темуджина Чингисханом на курултае 1206 г.
(из манускрипта Рашид-ад-дина)
Тэмуджин родился в знатном семействе Борджигинов, чьи представители издревле претендовали на ханский титул. Его отец, Есугай-богатур (богатырь), был внуком первого общемонгольского хана Хабула, и находился в одном шаге от того, чтобы самому стать правителем. Однако он был отравлен татарами, которые отомстили ему за его походы против них. После этого жизнь маленького Тэмуджина резко изменилась.

Если до этого он был наследником богатого рода, сыном влиятельного князя и даже имел собственную невесту Бортэ, то после смерти отца он теряет все. Завистливый дядя Таргутай-Кирилтух уводит весь улус (владения) своего брата, оставляя вдов и детей Есугая на голодную смерть. Приближалась суровая зима, запасов не было, из жилья у оставленных была лишь одна старая рваная юрта.
В это время Тэмуджину было всего девять лет. Что мог сделать ребёнок там, где и взрослые люди впали бы в отчаяние. И вот здесь проявилась главная черта характера Тэмуджина – его вера в себя. Он поверил в то, что сможет спасти свою семью. И самое главное, его семья поверила в него.

Хотя и не обошлось без кровавых эксцессов. Младший брат Бектер не слушался Тэмуджина, отбирал у него всю его добычу, из-за чего семья голодала еще больше. Придя в ярость, Тэмуджин вместе с другим братом, Хасаром, убили Бектера.
«Бектер в это время стерег на холме девять соловых меринов. Темучжин подкрался к нему сзади, а Хасар - спереди. Когда они приблизились, держа наготове свои стрелы, Бектер обратился к ним с такими словами: 'Думаете ли вы о том, с чьей помощью можно исполнить непосильную для вас месть за обиды, нанесенные тайчиудскими братьями? Зачем вы смотрите на меня, будто я у вас ресница в глазу иль заноза в зубах. Чего же стоят такие рассуждения, когда у нас нет друзей, кроме своих теней, нет хлыста, кроме скотского хвоста. Не разоряйте же моего очага, не губите Бельгутая!' С этими словами он покорно присел на корточки. Темуджин же с Хасаром тут же в упор пронзили его выстрелами спереди и сзади и ушли».

Сокровенное сказание монголов
Это было тяжкое преступление. Именно оно дало право Таргутаю-Кирилтуху схватить Тэмуджина. В глазах монголов тот, кто убил брата, был большим преступником, чем тот, кто его предал. Однако Тэмуджина нельзя было казнить, возраст не тот, и потому его сделали рабом. Более того, пленника сделали помощником кузнеца, что для монгола было унижением. Настоящий воин должен был брать все, что ему нужно в бою, а не делать это своими руками.


Тэмуджин пал еще ниже, но не утратил веры в себя и в свою судьбу. Вместо отчаяния, он начал учиться кузнечному мастерству, долго и упорно осваивая это тяжелое ремесло. Чем очень удивил тех, кто ждал истерику избалованного барчука. «Будь проще и люди к тебе потянутся», – вот тот принцип, который помог выжить Тэмуджину.
Вскоре, сбежав из плена, Тэмуджин нашел свою семью, и они откочевали в более безопасное место. Тэмуджин начал работать и учить своих братьев кузнечному делу. Вместе они вырезали стрелы, ковали наконечники и ножи, делали седла. С ними расплачивались лошадьми и овцами. Тэмуджин постепенно из ремесленника превращался в пастуха, который считался выше в социальной иерархии. Его пример восхищал, поэтому монголы не дали Таргутаю снова взять Тэмуджина в плен.
Сотовая (рыжая) лошадь была любимой породой Чингисхана


Это счастье продлилось недолго, вскоре у нашего героя украли коней. Тогда Тэмуджин испытал всю горечь и боль, которую до него испытывали сотни таких же простых пастухов как и он. Потеря скакуна для монгола равносильна потере чести или жизни, а для Тэмуджина это было потерей и того, и другого.
Вскочив на старую и хромую кобылу, которую не взяли даже воры, он помчался за ними. Это был скорее шаг отчаяния, чем продуманный ход. Во время погони он встретил Боорчу, который помог ему вернуть коней и стал его первым нукером (сподвижником). Впоследствии, Боорчу не раз доказывал свою преданность. Он выдержал проверку, устроенную Чингисханом, во время раздачи привилегий и должностей. В тот день Боорчу не получил ничего и от него ждали недовольства, а то и мятежа. Но Боорчу беспрекословно подчинился воле Чингисхана. Великий хан был доволен и сделал его начальником своей личной гвардии. Во всех походах Чингисхана Боорчу был его правой рукой.
Боорчу

Другим человеком, который безусловно поверил в Тэмуджина и всю жизнь его поддерживал, была его жена Бортэ. Они познакомились, когда Тэмуджину было 9 лет, а Бортэ 10 лет. Есугай привёз своего сына свататься к дочери князя унгиратов* и было заключено соглашение о свадьбе. Однако это не был брак только по расчету. Мальчик и девочка полюбили друг друга и сохранили эту любовь до конца. Бортэ родит Чингисхану четырёх сыновей: Джучи, Чагатая, Угэдэя, Толуя. И только её дети получат права наследования и будут носить имя Чингизидов.


Унгираты
Монгольское племя, которое располагалось в центре и на севере современной Монголии. Это племя славилось красавицами, и многие знатные монголы брали унгираток в жены. Благодаря браку с Бортэ, Тэмуджин сумел вернуться в круг монгольской знати. После создания империи, унгираты вошли в состав элиты, представительницы этого племени становились жёнами монгольских ханов и китайских императоров.
И только сила собственного авторитета, его слава среди монголов помогли Тэмуджину получить в жены Бортэ. Потому что ничего другого он не мог предложить. Он был простой пастух, утративший княжеское достоинство, от которого отвернулся его собственный род. Без влиятельных друзей, без военной силы и улуса, он не мог соперничать с нойонами. А Бортэ была дочерью богатого князя, который правил целым племенем. И все же, произошло чудо, Бортэ дождалась Тэмуджина и вышла за него замуж.
Бортэ
Все мы любим сказки про то, как принцесса влюбляется в бедняка, и их сильное чувство побеждает все преграды. В жизни такое случается крайне редко. Но с Тэмуджином как раз и произошел этот редкий случай. Дочь богатого и могущественного нойона отказала всем женихам ради мальчика, с которым она познакомилась десять далеких лет назад, и который стал никем. И, тем не менее, она вышла за него замуж, пошла в его старую и порванную юрту, и встала рядом с мужем, не гнушаясь домашней работы. Это рассказывали как сказку, но это была правда, которая давала надежду всем бедным пастухам и рядовым воинам. Они стали верить, что и с ними может произойти подобное.
И когда меркиты* украли Бортэ у Темуджина, все эти люди пришли к нему на помощь. Потому что разделяли боль потери любимой женщины со своим вождем. Ведь Тэмуджин нарушил ради Бортэ все старые родоплеменные законы, когда объявил о походе на меркитов. Ему говорили: «Мы, монголы, ради женщин не воюем». Но он отбросил старый закон и его поддержали. В этот момент совпали его вера в себя и чаяния простых монголов, которые увидели в Тэмуджине свою надежду и своего вождя. В тот момент родился Чингисхан.
Меркиты
Одно из монгольских племён, обитавших на юге Забайкалья и севере Монголии. В своё время, Есугай, отец Чингисхана, отбил невесту у одного знатного меркита. Кража невесты или жены была постоянной практикой, рождавшей межплеменные конфликты. Когда Тэмуджин женился, меркиты отомстили ему, украв его жену Бортэ. Чтобы вернуть её, Тэмуджин собрал огромное войско и разгромил меркитов. После чего, данное племя перестало существовать.
Чингисхан и Небесный приказ
Когда Тэмуджин стал Чингисханом, на первый план стали выходить мистические детали его биографии. Это и легенда о том, что он родился, сжимая сгусток крови в руке; и место его рождения (берега священной реки Онон), где по легенде появился самый первый монгол. Все моменты, когда Тэмуджин прятался от своих врагов на горе Бурхан-халдун, у Чингисхана превратились в прямое общение с богом Тенгри. Даже его внешность способствовала мнению, что он не простой человек, а, как минимум, полубог. Чингисхан был высоким, рыжеволосым и имел, как писали современники, «кошачьи глаза» серого цвета. В Сокровенном сказании монголов о нем сказано, что у него «во взгляде – огонь, а лицо – как заря».
Апелляция к высшей силе была необходима Чингисхану для утверждения своей независимости, и сакральной легитимации своей власти. Была ли в этом только прагматика, или Чингисхан верил в предначертанность своей судьбы? Думаю, что его не могла не поражать та удачливость, которая сопровождала его, и та отзывчивость других людей, которую он встречал. Безусловно, он считал себя избранником Вечного Синего Неба и себя исполнителем его воли.

Отринув старый закон, Чингисхан встал перед необходимостью принять новый. И тут он мог опереться на авторитет Великого Неба, чью волю он формулировал. А его воля была такова: раз и навсегда прекратить междоусобные распри и установить прочный мир. Это поразительно точно совпадало с желаниями самого Чингисхана, пережившего все злоключения беззаконного времени, так и с надеждами монгольского народа, мечтавшим прекратить это самое беззаконное время. Так появилась Великая Яса Чингисхана. Для монголов она стала чем-то наподобие Библии или Корана. Персидский историк Джувейни так описывал появление этого свода законов:
«В то время как Всемогущий выделил Чингисхана из числа его современников по разуму и интеллекту… он (Чингисхан), лишь опираясь на глубины своей души и без утомительного изучения анналов, без согласования с (традициями) древних времен, изобрел все приемы (государственного управления)»

«История завоевателя мира»
Чингисхан представлен как пророк, как выразитель воли Вечного Неба. Законодательство было суровым, практически за любое преступление, особенно военное или уголовное, следовала смерть. Это дисциплинировало нацию. Свобода вероисповедания и гарантии правосудия привлекали к Чингисхану новых людей, которые охотно переходили под его власть. В основу империи был положен новый принцип:
«Существует равенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия. Никакого внимания не уделяется богатству или значимости»

Однако не всем нравились эти новые законы. Нойоны выступили против, ведь рушилась старая система, построенная на кровно-племенных связях. Началась гражданская война. В её ходе была мобилизована вся нация, ни один монгол не смог остаться в стороне. В итоге победил имперский принцип, и Чингисхан получил хорошо организованную и мотивированную армию, к тому же религиозно экзальтированную.

Всех этих людей невозможно было распустить по домам, они были воинами, отвыкшими от мирной жизни, убежденными в своей правоте и избранности. Великая Яса работала, было создано государство, налажены экономические связи, освоена территория. Монголия была на пике, и при этом продолжала развитие. Тогда и появился Небесный приказ.
Небесный приказ был типичным результатом веры в собственную исключительность и желания принести «благую весть» соседним народам. Его суть заключалась в том, что все земли мира уже принадлежат монголам, только есть те, что покорились и есть те, которые надо покорить. И везде монголы должны установить порядок, чтобы «дева, несущая золотой самородок на голове, могла спокойно пройти от одного конца страны до другого».
Установление порядка было навязчивой идеей Чингисхана. По преданию, очнувшись после тяжелого ранения отравленной стрелой, первое, что сказал великий завоеватель, было: «Почему юрта не прибрана?». Потрясатель вселенной хотел быть ее устроителем. Идея Небесного приказа нашла отклик в сердцах монголов, и вскоре были начаты великие походы.
Pax mongolica
Римская и Монгольская империи в сравнении
Мир XIII века и вправду нуждался в стабильности и порядке. Это было время феодальной раздробленности, войны всех против всех. Монголы же выдвинули альтернативу: одну глобальную войну вместо бесчисленных мелких конфликтов. Очень скоро в Небесном приказе появилась новая цель – дойти до последнего моря.


Монголы были настолько одержимы идеей завоевания, что до нас дошла литературная пародия более позднего времени. Её сделали переводчики при дворе монгольского хана. В этом тексте Чингисхан завоевывает весь мир, но будучи не в силах остановиться, вторгается в потусторонний. И только гибель от молнии, которую посылает испуганный Тенгри, останавливает полководца в его захватническом порыве.
Монгольские конные лучники.
Иллюстрация из "Сборника летописей" Рашид ад-Дина
Одновременно удивительно и нет, что монголам так быстро удалось покорить столь большую территорию. Их абсолютной вере в себя, в своего хана и в свое дело мало что могло противостоять. Например, тот же Китай. Эта древняя и могущественная империя очень редко управлялась самими китайцами. Как правило, императорские династии имели неместное происхождение и являлись захватчиками этой страны. Но Китай обладал «мягкой силой» своей культуры, которая ассимилировала иноземцев и, в конечном счете, таким образом побеждала их.
На момент вторжения Чингисхана, Китай в очередной раз был раздроблен и находился под управлением чужеземных династий. Чиновничий аппарат разложился, процветала коррупция, китайская армия существовала только на бумаге, а те немногие солдаты, что были, быстро отступили перед армией монголов. Захватив Северный Китай, Чингисхан расчистил путь самым лучшим представителям китайской администрации, ярким представителем которых был Елюй Чуцай. Благодаря этому деятелю, лучшие китайские традиции государственного строительства были распространены далеко за пределы Китая и оказали огромное влияние на генезис евразийских государств.
Вот таким добрым китайским дедушкой представляли Чингисхана в более поздние времена
Или, например, государство Хорезмшахов, объединившее Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи), богатейший регион Ближнего Востока. Тогда двор хорезмшахов погряз в интригах и роскоши. Как писали современники, ни одна молитва не начиналась без просьбы о свержении шаха. Правящая династия была занята междоусобицами больше, чем управлением страной и каждый наместник провинции был ее фактическим правителем, нещадно грабя население. Один из таких местных государей позволил себе тягчайшее преступление: он убил монгольских послов и ограбил монгольских купцов. И шах простил его, посчитав, что варвары заслуживают подобной участи.
Это вызвало ярость Чингисхана, и его армия сделала стремительный марш-бросок, вторгаясь в страну Хорезмшахов. В это время, шах Мухаммед II находился в панике. Он не мог собрать армию, так как боялся, что она его свергнет. Однако ситуация становилась с каждым днём все хуже, монголы взяли Отрар, Ургенч, Бухару, Самарканд. Шах решился созвать армию. Армия практически сразу свергла шаха Мухаммеда II и отдельные отряды перешли на сторону Чингисхана. Это многое говорит о легитимности режима. Чингисхан уничтожил государство Хорезмшахов, не трогая при этом исламскую религию и науку, чем привлек на свою сторону знать и простых людей. Завоеватель ушел, оставив гарнизоны и наместников. Но вместо восстания появились монеты с надписью «Праведный, Великий Чингисхан».

«Праведный, Великий Чингисхан »
Этот путь был продолжен и после смерти Чингисхана. Монголы завоюют весь Китай, Индию, часть Восточной Европы, Ближнего Востока, Сибири, Центральной Азии. Везде, где они побывали, в лучшую сторону изменялось государственное, политическое, социальное, культурное пространство. Некоторые государства они впервые объединяли после долгой раздробленности. Например, Русь и Китай, которые являются сегодня главными наследниками Монгольской империи. Другие государства монголы включали в новые для них экономические и культурные связи. В конце концов, именно Чингисхан возродил Великий Шелковый путь, объединив в одном политическом пространстве Китай, Ближний Восток и Европу. Монгольская империя стала первым опытом глобализации по азиатскому сценарию. И надо сказать, во многом успешным.
История Монгольской империи – это история о том, как один человек поверил в себя, а после сумел пробудить эту веру и в других. Без веры людей в него, Тэмуджин никогда бы не стал Чингисханом. Без веры в Вечное Синее Небо Чингисхану не удалось бы сформулировать идею Небесного приказа. Без веры в эту идею не было бы создано огромного государства. Империя Чингисхана стала основой национального самосознания монголов, утвердила их веру в собственную нацию. Как ни крути, но именно вера является фундаментом всех мыслей и поступков, направленных на великое. И без нее нельзя стать ни великим человеком, ни великой нацией.