Не женское это дело? Как женщины реализовывали себя в науке
В 2015 году ООН учредила Международный день женщин и девочек в науке, который ежегодно отмечается 11 февраля. В этот день в 1815 году родилась математик Ада Лавлейс, известная созданием первого алгоритма для механической вычислительной машины. Именно Ада предположила, что подобные аппараты когда-нибудь смогут выполнять самые разные задачи.
Конечно, в истории науки есть и другие знаменитые женщины-ученые. Например, Розалинд Франклин помогла открыть структуру молекулы ДНК. Её открытие после ссоры украл коллега Морис Уилкинс, который и представил рентгеновский снимок Джеймсу Уотсону и Фрэнсису Крику. В 1962 году всех троих мужчин наградили Нобелевской премией.

Зинаида Ермольева была одной из родоначальниц отечественной микробиологии, и в 1939 году изобрела методы экспресс-диагностики и эффективные препараты против холеры и брюшного тифа. Количество женщин, которые смогли проявить себя в научной сфере, впечатляющее, однако это не означает, что путь исследовательниц и изобретательниц был легким.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Еще в XIX веке женщинам сложно было поступить в университет, потому как в обществе существовали предубеждения относительно способности женщин к занятиям научной деятельностью. В Российской империи женщинам законодательно разрешили получать высшее образование и делать карьеру в науке в 1911 году, когда счет женщин-ученых в России уже шел на сотни. Для наглядности гендерного неравенства в высших учебных заведениях: с 1787 по 1800 год на «Теоретический и практический курс чистой математики в трех томах» подписалась лишь одна женщина; на «Полный географический лексикон» профессора Лангера — три; на «Начертание естественных законов происхождения вселенной» — одна. Всего пять женщин на всю империю. При этом согласно данным доктора исторических наук Ольги Вальковой из ИИЕТ РАН, женщины в те годы очень интересовались научными книгами и журналами (подписку на подобные издания оформили 103 женщины), наименованиями философско-религиозного содержания (36 подписчиц), изданиями с экономическими темами (20 женщин). Конечно, эти данные нельзя назвать в полной мере точными, потому как многие девушки могли выписывать подобную научную литературу на имя мужа.
У женщин было меньше возможностей попасть в престижное учебное заведение и посвятить свою жизнь исследованиям. Причинами тому служат царившие в то время убеждения, что главная задача женщины — успешно выйти замуж. Многие именно поэтому получали базовое образование, в дальнейшем забрасывая свои стремления изменить мир. Официально получать образование девочки в России смогли в 1724 году, после указа Петра I. В указе монахиням разрешалось воспитывать сирот и обучать их грамоте, при этом для девочек обязательными были курсы по шитью и рукоделию.

Спустя 30 лет были открыты специальные женские школы акушерства. В это же время в столице появились частные пансионы, где девочек учили правилам светского этикета. Однако прорывом в женском образовании стало появление Смольного института — «Воспитательное общество благородных девиц», которое открылось в 1764 году по указу Екатерины II. Чуть позже появились и «народные училища», где учиться могли дети обоих полов, однако обучение девочек в публичных школах считалось непристойным. При этом все существовавшие женские курсы, школы и училища давали преимущественно среднее образование и уделяли больше внимания нравственному воспитанию.
Смольный институт
Новые школы и продвинутые женские училища открылись уже при Александре II. В них образовательная программа была приближена к гимназической. Однако это все еще не считалось высшим образованием.

В 1860 году женщины впервые стали приходить на университетские лекции, но получить какую-либо ученую степень наравне с мужчинами было запрещено. На целых 72 года идея о женском образовании в Российской империи замялась. О ней не публиковались заметки в печати, идеи не обсуждались на законодательном уровне, хотя определенные попытки были. В 1868 году около 400 женщин потребовали от Санкт-Петербургского университета организацию специальных лекций и курсов.
Слушательницы на Бестужевских курсах
Годом «прорыва» можно считать 1872 год, когда в Москве профессор Владимир Герье открыл высшие женские курсы с упором на историко-филологические науки. В то же время открылись Лубянские курсы, которые своей стезей выбрали математику и естественные науки. В Медико-хирургической академии учредили «Особый медицинский курс для образования ученых акушерок», а в 1875 году правительство пообещало предоставить женщинам право на высшее образование.

Спустя два года в Санкт-Петербурге появились Бестужевские курсы, одно из первых женских высших учебных заведений в России. Вслед за ними появились и Казанские, Киевские, Сибирские. С 1907 года женщин начали принимать в Петербургский политехнический институт. В 1920-е годы было полностью реализовано право женщин на образование, а система раздельного обучения в школах прекратила свое существование.
Эффект Матильды
Стать учеными женщинам мешала не только недоступность высшего образования, но и стереотипное отношение в обществе в целом. Существует такое понятие, как эффект Матильды, которое впервые было описано суфражисткой Матильдой Джослин Гейдж в эссе «Женщина как изобретатель». В науку этот термин был введен только в 1993 году историком Маргарет В. Росситер.

Эффект Матильды — это систематическое отрицание вклада женщин в науку. Чаще всего он проявляется, когда интеллектуальные способности женщин ставятся под сомнение, значимость их достижений снижается специально, работа недооценивается или встречает скептическое отношение. Этот термин был создан по аналогии с эффектом Матфея — феноменом неравенства, когда работы уже известных ученых цитируются чаще и в целом привлекают больше внимания, в то время как аналогичные по качеству работы менее знаменитых исследователей не замечают. По такому же принципу работает и эффект Матильды: научные открытия мужчин привлекают больше обсуждения и ценятся значительно выше, чем достижения женщин. Именно поэтому, как предполагает этот термин, женщины в научной среде чаще остаются незамеченными.
Матильда Джослин Гейдж
Для того, чтобы наглядно увидеть, как работает эффект Матильды, можно обратиться к истории. В своем эссе Матильда Гейдж апеллировала к созданию хлопкоочистительной машины, которая отделяла семена от волокон хлопка и делала его пригодным для производства. В истории создателем этой машины считался Эли Уитни, однако, по утверждению Гейдж, идея разработки принадлежала Кэтрин Литтлфилд Грин. Рабочую модель машины Уитни и Литтлфилд Грин создали вместе, однако запатентовал машину именно Уитни, потому как женщинам в то время запрещалось получать патент. Это изобретение стало революционным открытием в хлопковой промышленности США, но о роли женщины в открытии долгое время не знали.

Кэтрин Литтфилд Грин
Маргарет Кин и её картины
Другой пример — художница Маргарет Кин, известная своими самобытными картинами «с большими глазами». Долгие годы ей приходилось мириться с тем, что весь мир считал автором произведений ее мужа. Уолтер Кин смог убедить супругу, что, если он будет представляться автором картин, они смогут получить намного больше прибыли. Маргарет Кин спустя время решила уйти от мужа и восстановить справедливость, и сделать она это смогла только через суд. Во время судебного заседания она нарисовала картину, в то время как муж не смог сделать даже нескольких штрихов. В итоге Уолтеру Кину пришлось выплатить компенсацию и навсегда отказаться от авторства.
А что сейчас?
В 2020 году ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) выяснили, что мужчины и женщины публикуют в год примерно одинаковое количество статей. В 1955 году доля женщин как активно публикующихся научных авторов составляла всего 12%, в то время как в 2005 году эта цифра выросла до 35%. Однако также было установлено, что цитируемость статей за авторством мужчин на 30% выше. Согласно исследованию, женщины чаще мужчин оставляют исследовательскую карьеру, и процесс гендерного различия в публикационной активности составляет до 67%.

Тем не менее, в наши дни есть много потрясающих научных открытий, совершенных женщинами. Например, в 2019 году мир впервые увидел фотографии черной дыры благодаря аспирантке Массачусетского технологического института Кэтрин Боуман. Именно она разработала алгоритм, с помощью которого удалось соединить все фотографии телескопов, расположенных на разных континентах, и получить единое изображение. Кэтрин работала над этим открытием шесть лет.
В 2012 году болгарка Кристина Цветанова изобрела первый в мире планшет, который преобразует любой текст в текст Брайля в реальном времени.
Петра Водстром изобрела водонагревающий прибор, работающий на солнечной энергии, что позволяет решать проблему нехватки питьевой воды в странах третьего мира. Сейчас её изобретением пользуются 260 000 человек в 20 странах мира.
Конечно, это далеко не полный список женщин-изобретательниц и женщин-ученых. Однако признание женского вклада в развитие наук позволяет говорить о том, что женские имена звучат все чаще. Нередко их мотивация альтруистическая — они хотят сделать мир лучше и безопаснее. С учетом всех сегодняшних возможностей, которые есть у нас и которых не было у женщин-ученых предыдущих столетий, можно утверждать: открытий и изобретений, авторами которых станут женщины, со временем будет все больше.