Свиридова Анна
Несвобода — путь к свободе
Как женщины боролись за свободу
Строгая иерархия, скромное довольствие и невозможность выйти за пределы учреждения: вот что были вынуждены терпеть девушки, попавшие в Институт благородных девиц. В мае 1764 года Екатерина II подписала указ о создании первого высшего учебного заведения для девушек — Смольного института благородных девиц.
Смольный институт благородных девиц
Смольный институт благородных девиц
Будучи императрицей России Екатерина II задумалась об оптимизации системы образования по аналогии Сен-Сирского института. Было создано «Императорское воспитательное общество благородных девиц», которое позже приняло название «Смольный институт благородных девиц». Главной идеей учебного заведения было «развитие новой породы людей».
В организации института Екатерине помогал И. И. Бецкой, президент Академии художеств, а позже попечитель Смольного института
...произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которых дети своим же прямым и основательным воспитанием правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети передали б своим детям, и так следуя из родов в роды в будущие веки
И. И. Бецкой, попечитель Смольного института
Смольный институт стал одним из первых воспитательных и образовательных учреждений для девушек от шести до восемнадцати лет. Для того чтобы создать «новых людей», необходимо было оградить девушек от привычного образа жизни, изолировать от окружающего мира. Идея института была прописана в официальном документе, который был составлен Бецким и подписан Екатериной II: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама императрица активно участвовала в жизни заведения: выделяла огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела другие беседы с классными дамами и воспитанницами.
Была решена неразрешимая проблема — воспитывать, воспитывать без принуждения. Там воспитываются Дамы благородные и очень образованные. Там у каждой есть возможность найти применение своим силам и развиваться. И было совершено настоящее чудо — была создана школа, которой никогда не было, нет, и вряд ли появится. Если это заведение пройдет испытание временем, дамы мало в чем будут уступать рыцарям, а лицо империи изменится за каких-нибудь 20 лет
Дени Дидро, писатель

Однако не все могли попасть в институт благородных девиц. Ключевую роль в наборе студенток играло происхождение. Также будущие воспитанницы должны были сдать вступительные экзамены по русскому и французскому языкам и иметь хорошее религиозное воспитание.

Смольный институт благородных девиц стал первым в России привилегированным женским учебным заведением закрытого типа для девушек. Около 200 юных воспитанниц получали всестороннее образование, а лучшим из них поступало предложение стать фрейлинами при царской семье.
Двенадцать лет вдали от дома
Изначально обучение в Смольном институте длилось двенадцать лет. Отправляя шестилетних девочек на учебу, родители фактически лишали их свободы. В течение всего обучения семьям не позволено было забирать ребенка домой, даже на праздники и каникулы. Встречи с родными проходили на территории института, а переписка контролировалась воспитательницами. Подобными методами Екатерина II планировала защитить воспитанниц от неблаготворного влияния семейной среды.
В XVIII веке в русской знати еще встречались люди малообразованные. К примеру, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», которая была написана в 1782 году, описывала распространённый на тот момент типаж русских провинциальных дворян: неграмотные, с грубыми нравами, с трудом умеющие читать. Именно по этой причине государственный деятель И. Бецкой рекомендовал учредить несколько закрытых учебных заведений, где дети смогли бы избавиться от пагубного влияния окружающей жизни.
Воспитанницам было запрещено выходить за территорию образовательного учреждения, лишь через забор им удавалось узнать как течет жизнь вне стен
Елизавета Николаевна Семевская (Цевловская)
Как вспоминала воспитанница института Елизавета Цевловская: «Во время всей нашей затворнической жизни нам не удавалось видеть ни широкого горизонта, ни простора полей и лугов, ни гор, ни лесов, ни моря, ни рек и озёр, ни восхода и заката солнца, ни бурана в степи, хотя мы и делали сочинения о всех этих явлениях природы»
Однако покинуть свою альма матер было возможно: раз в год девушек вывозили в Таврический сад, но перед посещением ворота заблаговременно закрывали от всех людей. Периодически смолянок водили на театральные представления и в картинные галереи, прививая любовь к искусству.
Классы в институте делились по возрасту учениц и каждый имел свой цвет формы: первые три класса — кофейного, средние — синего, старшие — белого.
Для многих воспитанниц ученическая форма была важным атрибутом и ассоциировалась с новой жизнью.
Только когда наконец с меня сняли мое домашнее, очень скромное платье и надели на меня длинное до полу, тяжелое камлотовое платье кофейного цвета, белый длинный полотняный передник и белую же пелеринку, мне сделалось как будто холодно и горло сдавило. Но все было так ново и интересно кругом и шло так быстро одно за другим, что думать было некогда, и я вошла сама того не сознавая как бы в другую, новую и интересную для меня жизнь.
А. С. Ешевская, выпускница Смольного института
Воспитатели были строги и во всем требовали беспрекословного подчинения. Из воспоминаний Ешевской: «Главная мысль моя была о том, хорошая или дурная будет у меня начальница. Мысль о дурной, злой начальнице страшила меня, и я старалась узнать о ней возможно больше, но чем больше я о ней расспрашивала, тем страшней она казалась в моем воображении». К примеру, волосы полагалось убирать в косы, украшения запрещались. В том случае, если воспитанница не следовала уставу, то получала прозвище «мовешка», что в переводе с французского языка на русский означает «дурнушка». Послушных девушек называли «парфетками» – «совершенная». Таким образом, всех пытались подогнать под один канон, ограничивая индивидуальность.
Несмотря на то, что воспитанницы находились в невыносимых условиях, им было категорически запрещено жаловаться и плакать. Тоска по дому или уныние жестко высмеивалось: сначала воспитательницами, а потом и другими ученицами. В результате, воспоминания о доме и близких просто стирались из памяти.
А. Ешевская, выпускница Смольного института
Таким образом, институт становился единственно
возможной реальностью для воспитанниц
Ограничение свободы: воспоминания
Елизаветы Водовозовой
Елизавета Николаевна Водовозова
Ценные воспоминания детской писательницы и педагога Е. Н. Водовозовой, которые рассказывают о жизни воспитанниц Смольного института, изначально не публиковали из-за цензуры. Однако в 1911 году мемуары вышли в свет. Главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в просвещении и нравственном развитии обучающихся. Это же отметила и Водовозова: «Институт в прежнее время играл весьма важную роль в жизни нашего общества. Институтки в качестве воспитательниц и учительниц, как своих, так и чужих детей, очень долго имели огромное влияние на умственное и нравственное развитие целого ряда поколений». По мнению воспитанницы, идея Екатерины II о создании в России «новых людей» была забыта.
До 1860 года Смольный включал два комплекса: Николаевский и Александровский. За стенами «благородной» части воспитывались девушки высоких чинов, а за второй «мещанской» — дети дворянского происхождения. Е. Водовозова приехала на учебу в конце 50-х годов и попала во вторую половину. Воспитанница была встречена неприветливо, грубо и в первый же день встала в строй.
По институтским правилам требовалось, чтобы воспитанницы, куда бы они ни отправлялись, выступали как солдаты, представляя стройную колонну, и двигались без шума. Если предводительница этой женской армии прибавит шагу, — и воспитанницы должны идти скорее, не расстраивая колонны; при этом они обязаны молчать; если одна из воспитанниц произносила хотя слово, такое преступление редко оставалось безнаказанным…
Е. Водовозова, выпускница Смольного института
Когда Е. Водовозова попала в Смольный, телесные наказания убрали, но способов унизительных экзекуций было множество: девочек толкали, пинали, ругали и часто наказывали. В свой первый день в институте Елизавета увидела двух девочек, которые стояли около стола: у одной была приколота к переднику бумажка, что означало она играла с ней на уроке; у другой был приколот чулок — плохо зашила его или вовсе не зашила. «К молчанию и безусловному повиновению институток приучали весьма систематично. Впрочем, на женщину в то время вообще смотрели, как на существо вполне подчиненное и подвластное родителям или мужу, — институт стремился подготовить её к выполнению этого назначения, но чаще всего достигал совершенно противоположных результатов», — писала Елизавета. После окончания института девушки чувствовали себя неприспособленными к нормальной жизни. Современники говорили о первых смолянках как о «поколении страдающих и непонятых жен».
Воспоминания Елизаветы Водовозовой о том, как в Смольном институте девочек истязали, морили голодом и подавляли их свободу, пронизаны духом движения за права женщин, которое разворачивалось в мире с начала XIX века. Причиной тому было ограничения возможностей для женщин, как по закону, так и по общепринятым представлениям о женской судьбе. Девушки, в отличие от мужчин, не могли пойти на службу, в университет, получить профессию. Российское законодательство утверждало: муж должен обеспечить семью, поэтому первостепенной задачей для них — материально встать на ноги. Идти в содержанки или замуж за какого-нибудь купца девушки не хотели.
Вследствие чего выход был один — начинать что-либо делать самим. Так возникла идея по созданию женского движения.
Из-за подобных ограничений, молодое поколение шестидесятых годов XIX века стало бороться за всеобщее образование, за экономическую самостоятельность женщин. К примеру, открывали детские сады, чтобы женщины могли учиться и работать.
В Российской империи женщина не могла получить высшего профессионального образования. Для того, чтобы заниматься большой наукой, девушкам приходилось уезжать в европейские университеты. Позже напишут, что студентки из России проложили путь массовому женскому высшему образованию. Отмена крепостного права дала неожиданный эффект: она ускорила эмансипацию женщин. Такого эффекта власти никак не предполагали. В результате волна грамотных женщин, твердо намеренных выжить и помочь выжить своим родителям, захлестнула большие города. Женщины быстро стали теснить мужчин в тех областях, где требовались аккуратность и грамотность, но не предлагалось много денег. Образование, места продавцов в лавках, работа переписчиков (а позже — машинисток), журналистика, разного рода искусства — стали выходом из «несвободы» девушек. Елизавета Водовозова, ездила в Германию и Швейцарию изучать устройство передовых детских садов, чтобы наладить дошкольное образование в России. Она пыталась устраивать то же самое на родине.
Анна Шабанова: путь к свободе
В то время как Запад ведет борьбу за имущественные и избирательные права женщин, в России задачами женского движения были: обеспечение экономической независимости (право на труд), право на высшее образование, на равное с мужчиной наследное право и расширение прав женщины в семье. Дискриминационная политика государства не только ограничивала права женщин, но и обрекала их на вечную нужду и зависимость. После отмены крепостного права сотни девушек из обнищавших дворянских семей были вынуждены уехать в город в поисках источников существования. Однако не только дворянки стремились получить образование и профессию, но и женщины более низких сословий.
А. Н. Шабанова
А. Н. Шабанова окончила закрытый частный пансион для девочек в Смоленске. И несмотря на то, что она не является выпускницей Смольного института, Анна также прошла через всю несправедливость и ограничения свободы, свойственные женскому образованию того времени. Шабанова является настоящим лицом русского феминизма второй половины XIX века. Потомственная дворянка, семья которой разорилась после отмены крепостного права, приняла решение получить высшее образования и, преодолев массу трудностей, стала первой женщиной-педиатром в России.
После медицинских курсов Анна была направлена в детское отделение военного госпиталя, где она должна была занять должность врача. Однако каково же было ее возмущение, когда предложили занять место воспитательницы детского отделения, но исполнять при этом функции врача. Она категорически отказалась.
Поэтому в 1880-1890 годах она начинает борьбу за введение
понятия «женщина-врач»
Сначала было получено разрешение на работу женщинам-врачам в качестве ординаторов при госпиталях. Затем ее усилиями был учрежден нагрудный знак «женщина-врач» — это было первое официальное признание прав женщин на медицинскую практику. А. Н. Шабанова была одной из учредительниц и председателем первой признанной в России женской общественной организации — «Русского женского взаимно-благотворительного общества», целью которого было «объединение женщин для содействия их духовному развитию, а также улучшению их положения — материального, социального и правового»
В наши дни обучение девушек в университетах – дело обычное. Значительная часть выпускников высших учебных заведений – женщины. Кроме того, женщин все чаще выдвигают на руководящие должности. На примере воспитанниц Смольного института мы можем увидеть как в недрах одного из самых консервативных учреждений Российской империи зрело недовольство. Не все смолянки хотели быть жёнами и матерями, некоторые вступили в борьбу за женскую свободу быть той, кем она хочет быть. Пройдя через тяжелые испытания и ограничения, они пришли к свободе.