Яна Галина
Луговое загонье: как встречали лето на Русском Севере

Календарная обрядность в Архангельской области

Фольклор — это устная история народа, накопленный столетиями уникальный человеческий опыт, который сохраняет архаичные верования, аграрно-магические представления, а позже — и традиции православия. В этой истории мало фактов. Но в ней есть нечто большее. Она воплощает народное начало: мировосприятие наших предков, ощущение самой жизни — такой, какой её видели много лет назад.

Предыстория
Увидеть жизнь русской деревни изнутри уникальный опыт. Начиная с архитектуры русской избы, организации быта и хозяйственных работ заканчивая местным фольклором. Всё это мне было привычно, понятно и очень любимо.

Я выросла в маленьком городе на юге Архангельской области в Котласе. И каждое лето на протяжении двадцати лет я проводила в Песочном «в деревне у бабушки», как ласково это место называли у нас в семье.
Посёлок Песочный расположен в Ленском районе (юго-восточная часть Архангельской области), на берегу реки Вычегда, в трёх часах езды от Котласа.
В 2020 году я закончила 1 курс филфака и поехала на фольклорно-антропологическую практику. Волею судьбы я оказалась в родном Песочном.

Я всегда любила рассказы дедушки про лестную нечисть, банников и водяных. Теперь же детские вопросы получили научное основание. Я ходила по домам местных старожил и задавала вопросы про календарные праздники, местные поверья, обряды, слушала старинные песни.

Летние месяцы выдались насыщенными. Практика была успешно закончена. Но что более ценно я углубилась в историю родного края и узнала то, о чём раньше даже не слышала.

Оказывается, на протяжении долгих лет в Ленском районе праздновали Луговое загонье. Название непривычное. Что это? Давайте разбираться.
Что такое «загонье»?
Со словом «луговое» всё понятно. Можно предположить, что оно отсылает к локусу – месту проведения праздника. Так и есть.

«Загонье» вызывает больше вопросов. Архангельский областной словарь под редакцией О. Г. Гецовой описывает четыре значения этого слова.
Примечание
Жители соседних деревень и посёлков (например, п. Урдома) иногда называют этот день «Луговым заговеньем». Но, т. к. мои информанты упоминали только слово «загонье», то и в этой статье я буду использовать именно его. Слова являются фонетическими вариантами названия одного явления.
  • 1.

    — праздник, который отмечается в последний день перед многодневным постом (см. за́говенье в 1 значении).
  • 2.

    — то же, что за́говенье в третьем значении: последняя неделя перед Великим постом, в которую разрешается есть все скоромные продукты, кроме мяса; масленица.
  • 3.

    — последний день перед Рождественским постом.
  • 4.

    — праздник, отмечаемый в первое воскресенье после Троицы – последний день перед Петровским постом.
При этом помета Лен., указывающая на то, что это слово встречается именно в Ленском районе, присутствует лишь в двух значениях, в первом основном и наиболее обобщенном, и в четвертом, на которое я и буду опираться. Это связано с тем, что Луговое загонье в Ленском районе праздновалось в конце июня, что противоречит второму и третьему значениям.
Луговое загонье, он был где-то в конце июня ешшо.

Валерий Владимирович Попов, 1940 г. р.

Итак, мы выяснили, что Луговое загонье — это праздник, входящий в цикл летней календарной обрядности Ленского района Архангельской области. Осталось разобраться в его структуре и местных особенностях.
Структура праздника
Луговое загонье праздновалось в конце июня и представляло собой своеобразный переход от весны к лету. Вместе с ним заканчивались посевные работы и начинались приготовления к сенокосу.
Луговое… это же перед самым сенокосом. Косить то раньше начинали после Петрового дня, чтобы трава отцвела уже, как бы процвела, вот эти метёлки-то чтобы вышли, да отцвели, а потом уже сено лучше сохнет, молодая то трава плохо сохнет.

<А петров день это какого числа?>

12 июля.

<А луговое как праздновали?>

Пива наварят да поют, да пляшут. Вот и луговое. Гулянку такую делают.

<Это чтобы сенокос хорошо прошел или…?>

Ну просто что люди расслабятся, погуляют, а потом работать пошли.

Марина Николаевна Иванова, 1958 г. р.

Структура праздника говорит о том, что это ни что иное, как петровские гуляния, или гуляния в честь Петрова дня, который по современному календарю празднуется 12 июля, а по дореформенному — 29 июня.

Это подтверждает Архангельский областной словарь: «Луговое загонье празднуется в первое воскресенье после Троицы и является последним днём перед Петровским постом, который заканчивается в Петров день». Связь Лугового загонья с Петровским постом может свидетельствовать о переплетении древних аграрно-магических представлений с православием.
<А раньше как праздновали?>

Луговое?

<Да.>

А вот там магазин есь, в Козьмино. Тут только ручей этот перейдешь. И приезжали с этого, с Острова, гармонисты. И плясали за этим. И яйца катали ешшо. Луговое дык.

Валентина Степановна Седунова, 1936 г. р.

Условно празднование можно разделить на две части: катание яиц и пляски под гармонь. Начнем с первой.

Традиционно катание яиц — это пасхальная игра, поэтому её появление в рамках Лугового загонья необычно. Пасхальное катание яиц имеет несколько вариантов. Как правило, яйца скатывают с небольшой возвышенности: холма или самодельной горки. Победившим считается тот, чьё яйцо укатится дальше. Также цель игры может заключаться в том, чтобы разбить наибольшее количество яиц противника.

Катание яиц в рамках Лугового загонья несколько отличается от пасхальной традиции. Для игры выбирается ровное место, яйца выстраивают в ряд и, что самое важное, их выбивают мячом.
Ну, яйца принесут варёные, в ряд выстоят и… вот у нас, у одного был, у Михаила Ивановича, тут сосед наш был… у него был мячик.

<Большой?>

Нет, маленький.

<…>

Дак вот… на како расстояние отойдут и его, этот мячик, швырнут. Ежели кто выбьет из этой полосы яйцо, он забират, этот человек. А катали – там токо ровное место было, вот где Александра Дмитриевна-то жила, мой брат да... там было ровное место. Вот, на этом месте все с них, это… сходились.

Валентина Степановна Седунова, 1936 г. р.

Мяч как атрибут весенних петровских гуляний появляется здесь не случайно. Игры в яйца проходили в период с Пасхи до Троицы и возобновлялись к летнему солнцевороту, включаясь «в массовые молодежные гуляния, носившие в это время — время активации природных сил, женского и мужского начала, брачно-эротический характер». Эти игры были разнообразны по видам и половозрастному составу участников. Так, «катания мячом в яйца» были либо женскими играми (девушек и молодиц), либо смешанными (молодежи), иногда с участием молодых супружеских пар. Взрослые (семейные) люди и старики участвовали в таких играх довольно редко. Об этом пишет Т. А. Бернштам в статье «Мяч в русском фольклоре и обрядовых играх». Это противоречит моим данным.

Одна из информанток говорит о том, что на Луговое загонье ходили всей семьей. Ограничений для участия в катании яиц также не было, однако взрослые занимались этим чаще. Если дети или подростки всё-таки участвовали в катании яиц, они либо проигрывали из-за неравенства сил, либо прибегали к различным хитростям.
Тоже мы… собиралось очень много народу, мы еще были маленькие и тоже ходили. И почему-то тоже ходили с яйцами, я не помню. Не знаю почему, но папа мне ещё говорил. Мы пошли это все на луговое, все нарядились, ну вот. Будут яйца то катать, дак я вам яйцо давай знаешь какое сделаю? Мы говорит, дырочку сделаем, яйцо то оттуда выльем, а туда смолы нальём, вы знаете скоко яиц насобираете! Мы так делали. Но мы ни чё это самое. Ходили с этими яйцами и с яйцами домой возвращались. Ну, потому что взрослые тут в основном гуляли, а мы то были подростки.

Нина Владимировна Белоголова, 1947 г. р.

В этом отрывке интересно и то, зачем информантке были необходимы такие крепкие яйца, ведь при катании мяча, как рассказывала В. С. Седунова, задача заключалась в том, чтобы сбить наибольшее количество яиц, а не разбить их.

Вполне возможно, что во времена Нины Владимировны катали уже не мяч, а само яйцо, которое при попадании в другое яйцо, действительно, могло разбиться, и тогда доставалось сопернику. Валентина Степановна родилась на 10 лет раньше Нины Владимировны, что, вероятно, говорит об изменчивости традиции. Подтверждение этому мы также находим и у Бернштам.

Причины исчезновения обрядовых игр в мяч могут быть разными. Первая кроется в утрате ритуального значения и преобразовании обрядовых игр в «бытовые» игры, в результате чего они получили широкое распространение у детей и подростков. Вторая причина, как ни странно, заключается в замене мяча или шара яйцом. Если первое положение довольно понятно, то второе требует объяснений.

Яйцо — это сложный полисемантический символ, игравший важную роль во многих календарных обрядах, особенно весенне-летнего цикла. Большинство исследователей толкуют классическую функцию яйца как плодородную. Поэтому игры, связанные с катанием яиц по земле, представляют собой магическое действо: наделение земли плодородием. Однако Бернштам более склонна к мнению о том, что «в играх с яйцами на первый (и, возможно, единственный) план выступает половая символика яйца» — либо как мужского начала, либо — андрогинного. В последнем случае мужское начало соединяется с женским, что позволяет подключать и другие женские символы, в частности и мяч (подробнее о женском начале в символе шара (мяча) Бернштам рассказывает в рамках свадебного обряда). Поэтому в катании мячом в яйца семантика «игрового соединения полов» выступает более отчетливо, чем в катании яйцом в яйца.

В середине XX века в Ленском районе петровские гуляния ещё отчасти сохраняли свою «языческую форму брачных отношений со свободным выбором и сменой брачных пар». Об этом свидетельствуют рассказы информантов о том, что на Луговое загонье, проводимое в с. Козьмино, съезжались жители соседних деревень. Массовые сборища молодежи из близлежащих поселений и первоначальный характер самих гуляний позволяет сопоставить их с «игрищами между сёл».
Но больше-то все там плясали ходили. Раньше эти всякие, не то что щяс кривляются, раньше ведь танцевали, да колхозная была, пля… плясали колхозную, да это, русского, да… А теперь-то ведь вишь какие пляски-то. Кривляются, да…

<А русского? Это русский танец такой?>

Нее, это русско… ну, русско… да. Играют русского, и человек выходит, пляшет один.

<В кругу?>

Нее, не в кругу. Просто выходит и… Раньше гармонистов было много с Шономы, да с этого, с Острова. Деревня Остров. Не знаешь?

Валентина Степановна Седунова, 1936 г. р.

Календарная обрядность сегодня

Сегодня в Ленском районе Луговое загонье практически не празднуется. Оно сохранилось лишь в д. Остров.

Луговое, у нас… в Острову дак щас отмечают вот тут за рекой деревня остров, жители, собираются они каждый год тоже, тоже где-то в начале июля они, которые раньше тут жили, щас многие в Урдоме живут, вот дак они приезжают вот в это, в это, в Острову отмечать. А у нас дак здесь нет.

Валерий Владимирович Попов, 1940 г. р.

В середине XX века в Ленском районе начался процесс исчезновения обрядовых игр. Этому способствовало вовлечение в игру взрослых (семейных) людей и подростков, из-за чего эти игры постепенно утратили своё ритуальное значение соединения полов.


Близость города, увеличение числа приезжих рабочих, появление радио, телевидения, а позже и интернета — усугубило ситуацию.


Современная тенденция вымирания русской деревни приведёт к утрате фольклора и потере ценных знаний о жизни прошлого, народном мировосприятии и понимании жизни.


Изучение календарной обрядности отдаленных регионов нашей страны очень значимо. Такие исследования способны не только подтвердить выводы известных нам учёных (таких, как Т. А. Бернштам, В. Я. Пропп, И. П. Сахаров и пр.), но и открыть новые горизонты для научного знания — углубить наше представление о духовной культуре прошлого.