РЕГИНА БИКТИМИРОВА
Похищение Европы: история миграции мусульманского населения на Европейский континент
Вопреки распространённому мнению, мусульмане появились в Европе задолго до миграционного кризиса 2015 года. На протяжении веков они влияют на культуру европейских стран.
Когда и при каких обстоятельствах в Европе появились первые мусульмане?
Ислам сегодня – это религия с самым быстрорастущим числом последователей. Если современная динамика роста сохранится в будущем, то уже к 2060 г. ислам обгонит христианство по численности верующих (по данным Pew Research Center). На 2020 г. в мире насчитывалось 1,9 млрд. мусульман, что составляло 24,7% от всего населения планеты. В Европе сейчас проживает около 50 млн. мусульман, то есть чуть более 5% от общемирового количества представителей этой религии. Чисто статистически получается, что мусульманином является каждый 8 житель Европы. Однако, надо понимать, что это сильно усреднённая цифра: есть, например, Франция, где доля мусульманского населения уже превысила 20% от общего числа жителей; есть государства вроде Исландии, где на всю страну приходится лишь 1282 приверженца ислама. А есть такие страны, как Босния и Герцеговина, в которых мусульманское население является автохтонным.
История ислама и мусульманских общин в Европе начинается фактически с момента зарождения самого ислама и Праведного Халифата (632 – 661 гг.) на территории современной Саудовской Аравии. Этот период взрывного распространения ислама за пределы Аравийского полуострова вошел в историю как «Арабские завоевания в Европе» и закономерно считается первым этапом массовой исламской миграции. Праведный Халифат, впоследствии разделенный на несколько более мелких халифатов, эмиратов и султанатов, в разные периоды своей истории контролировал обширные европейские регионы. Так, вся территория современной Португалии и большая часть Испании входили в состав Кордовского эмирата (756 - 1492 гг.). В чуть более раннее время Южная Италия, Сицилия, а также острова Мальта, Родос, Крит и Кипр подчинялись Арабскому халифату.
Архитектурно-парковый ансамбль «Альгамбра», расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании.
Второй этап активного продвижения ислама в Европу связан с турецкими завоеваниями и подчинением Высокой Порте (правительству Османской империи) всей Юго-Восточной Европы. Начиная с падения Константинополя 29 мая 1453 г., турецкая экспансия продвинулась до Вены, и затем подчинила регион современной Западной Украины, на территории которой удерживала власть в течение 40 лет.

После прихода турок на Балканы некогда единые народы разделились по конфессиональному признаку и начали формировать этнические общности: босняки, помаки, гагаузы. Регион в Сербии Новопазарский санджак, который был создан во времена турецкой экспансии, сохранил своё историческое название по сей день. Турецкое влияние отразилось в фольклоре и в традициях кухни балканских государств, их национальной символике, куда пришли такие турецкие символы, как полумесяц, волк и др. Многочисленные турецкие слова перешли в балканские идиомы и остались в национальных языках.
Жан-Жозеф Бенжамен-Констан, Вступление Мехмеда II в Константинополь, 1876 г.
Третьим этапом массовой исламской миграции в страны Европы принято считать послевоенные 1950-1970-х гг., когда большинство европейских стран остро нуждалось в восстановлении и, соответственно, рабочей силе. Именно на этом этапе в Европе зародилась политика мультикультурализма. В этот период на судьбу европейских государств в вопросах миграции мусульманского населения оказывали влияние совершенно разные исторические события в странах исламского мира.

Так, для Великобритании главной причиной формирования в ней крупной мусульманской общины стали последствия индо-пакистанских войн, которые произошли по причине распада Британской Индии и ухода англичан оттуда. Жителям бывших колоний, которые находились под властью Великобритании около ста лет, было проще переезжать в на территорию вчерашней метрополии, культуру и язык которой они знали и понимали, нежели выживать на родине в череде вооружённых конфликтов.

Во Франции большую роль в жизни самого общества и общефранцузской культуры сыграла война за независимость Алжира (1 ноября 1954 г. – 19 марта 1962 г.) и последующие за ней события, которые впоследствии были ярко отражены во французском кинематографе. Мусульмане массово начали прибывать во Францию после Алжирской войны, а также после парада независимости, который прошёл, в том числе, и в бывших колониальных владениях Франции в Западной и Экваториальной Африке. Этот процесс начался почти 70 лет назад и продолжается до сих пор.

В контексте формирования мусульманских общин в Европе стоит упомянуть и Швецию. На её территорию только за последние 17 лет перебралось в пропорциональном соотношении приблизительно такое же количество мусульманского населения, как на территорию Франции в течение последних семи десятилетий. Связано это с тем, что скандинавские страны традиционно имеют мягкую миграционную политику, оказывают поддержку беженцам и платят высокие пособия социально незащищённым группам населения.
Великая мечеть Парижа
"В Германии хватает начальников различных рангов, с удовольствием проявляющих свою власть над иностранцами" (Гюнтер Вальраф).
В Германии основную часть мусульманского населения составляют турки. Их массовой миграции в Европу способствовало два фактора: исключительно неблагоприятная внутриполитическая обстановка в самой Турции периода 1960-2021 гг. (в это время в стране было совершено около 14 государственных переворотов и их попыток) и массовые разрушения инфраструктуры в послевоенной Германии. Выезжали из Турции по большей части высококвалифицированные и наиболее образованные представители турецкого общества, что позволяло им достаточно быстро интегрироваться в немецкий социум. Немецкий журналист Гюнтер Вальраф в 1960-е гг. провёл расследование о положении турецких гастарбайтеров в Германии, притворившись одним из них. В интервью, данному Deutsche Welle в 2003 г., он заявил, что "в Германии хватает начальников различных рангов, с удовольствием проявляющих свою власть над иностранцами. Хотя следует признать, что за последние годы ситуация значительно изменилась, и немцы стали отзывчивее". На данный момент неизвестно точное количество турок, проживающих в современной Германии, однако, по мнению немецких исследователей, их число колеблется между 2,5 и 4 млн. человек.
Мескита - Кордовская соборная мечеть (Испания)
Получение независимости Марокко от Франции 2 марта 1956 г. оказало влияние на миграцию марокканцев в Испанию. Да, именно в Испанию, а не во Францию. Как было указано выше, Испания – одна из немногих европейских стран, чья история напрямую и наиболее тесно связана с мусульманским миром фактически с момента его зарождения и становления. Несмотря на этот факт, на 2021 г. Испания, по сравнению со многими странами Западной и Южной Европы, имеет достаточно небольшое количество мусульман на своей территории – их доля составляет 4% от общего населения страны. Меньше, чем в Испании, мусульман проживает только в Португалии – 0,3% населения, что интересно, если учесть, что в период с 711 по 1249 гг. территория этой страны полностью находилась под управлением мусульманских завоевателей. Мусульманство внесло значительный вклад в культуру Южной Европы, который отражается в национальных кухнях – например, Каталонии, Валенсии, и Гренады. Даже испанская сиеста берёт своё начало из порядков мавров, жизнь которых регламентировалась Кораном: полуденный сон между молитвами зухр и аср.
Кадр из полицейского репортажа. Памятник «Русалочка», Копенгаген, Дания, 21.05.2007 г.
В состав Испании входят два автономных города на африканском континенте – Сеута и Мелилья. На 2021 г. проживающее в них население уже наполовину состоит из мусульман, и, согласно прогнозам, в ближайшем будущем их станет ещё больше. Подобная ситуация происходит и в шведском городе Мальмё, являющимся единой агломерацией со столицей Дании Копенгагеном – там население на 90% состоит из мигрантов, 78% из которых на 2017 г. являлись мусульманами.
Четвертым этапом массового переезда мусульман в Европу стал начавшийся в 2015 г. общеевропейский миграционный кризис. По приблизительным подсчётам, с 2015 по 2020 г. в Европу с трёх основных направлений – из Марокко в Испанию, из Ливии в Италию и из Турции в Грецию – прибыло от 3,5 до 4 млн. мигрантов. Это 10% от общемусульманского населения Европы – то есть каждый десятый мусульманин, проживающий сегодня в Европе, прибыл туда во время или немногим позже европейского миграционного кризиса. На данный момент окончательные последствия этого кризиса для Европы остаются неясными, однако с уверенностью можно сказать, что восприятие мусульман и отношение к ним со стороны европейского общества в корне изменилось. Открытая и приветливая политика мультикультурализма осталась в прошлом. Социологические опросы показывают откровенное недовольство прибывающими беженцами и мигрантами со стороны коренного европейского населения, особенно в странах бывшего «советского лагеря». Рост неприязни и дискриминации в отношении мусульман уже наблюдается и в таких толерантных государствах Северной Европы, как Финляндия, Дания, Швеция и Норвегия. Вследствие миграционного кризиса в некоторых европейских государствах – например, Польше, Венгрии, Германии, Австрии – пришли к власти или получили значительное влияние националистические и правые популистские партии. Поворот политических настроений «вправо», рост ксенофобии, неприязнь по отношению к мигрантам, нежелание принимать беженцев и негуманные поступки со стороны политических элит (инициируемые правительством Италии суды над беженцами , отказ от принятия их властями Мальты и Испании) – лишь некоторые характеристики данного этапа, а окончательные последствия будут известны только в будущем. Однако все прогнозы говорят об одном – количество представителей мусульманских общин в Европе будет лишь увеличиваться.
Австрия. Мигранты ожидают поезд в Германию на Западном железнодорожном вокзале Вены. 5 сентября 2015 года.
Миграционный кризис пополнил ряды уже существующих исламских общин Европы и во многом спровоцировал ситуацию, когда количество мусульманского населения некоторых стран из статистической погрешности стало значимым меньшинством. В результате, стали появляться политические партии исламского толка (например, в Финляндии), посты мэров столиц стали занимать потомки мигрантов-мусульман (мэр Лондона Садик Хан, мэр Роттердама Ахмед Абуталеб). Сами европейские города стремительно меняют свой облик, что отражается как на национальном составе их жителей, так и в окружающей их действительности. Из пятидесяти независимых государств Европы лишь в десяти нет мечети в столице. Становится очевидно, что ислам на этот раз пришёл в Европу всерьёз и надолго.