елена кудрявцева
Советские иконы
Мода всегда была культом, а потому словосочетание «иконы стиля» - так именуют образцы для подражания - как нельзя лучше передает всю суть страстного желания «простых смертных» походить на своих кумиров и преклоняться перед идеалами.
Информация о том, какие тренды на данный момент актуальны на Западе, доходила до простых граждан с большим опозданием и порой - в искаженном виде. Именно поэтому актрисы и певицы на советской сцене стали как бы проводниками в мир моды. Составим же небольшой «лукбук» и поговорим об образах тех, на кого равнялись советские женщины, чьи образы они копировали, подчас создавая их в буквальном смысле из подручных материалов.
Любовь Орлова

1930-е в СССР. Среди прочих ассоциаций на ум, несомненно, приходят: «Веселые ребята», «Цирк» и пара Александрова-Орловой. Знаменитый стиль артистки – стиль «Золотого Голливуда» - придумал для нее муж, Григорий Александров. Режиссер не стал изобретать велосипед, а просто-напросто скопировал образ Марлен Дитрих, которую хорошо знал. Рафинированный образ дивы манил советских зрительниц, прикладывавших массу усилий в попытках повторить орловскую укладку волнами. Модницы, располагающие определенными возможностями, заказывали у портных элегантные платья с вырезами и не выходили в свет без перчаток.
Людмила Гурченко

Фильм «Карнавальная ночь», вышедший на экраны в 1956 году, сделал знаменитой не только молодую актрису Людмилу Гурченко, но и стиль New Look, придуманный Кристианом Диором еще в 1947-м году. Хрупкая и нежная, Гурченко в этих нарядах походила на прекрасный и кокетливый цветок. Несмотря не то, что мода на New Look в Европе близилась к закату, советским зрительницам это было не только неизвестно, но и совершенно неважно. Поэтому при каждом просмотре картины модницы старательно запоминали образы артистки, стремясь не упускать деталей.

Мы, конечно, помним Людмилу Марковну одетой с иголочки на протяжении всей карьеры. При этом многие наряды актриса шила сама, а некоторые дизайнерские платья самостоятельно переделывала: Гурченко обладала безупречным вкусом. Стиль 1920-х всегда оставался ее любимым, предпочтение она отдавала дорогим тканям, акценты расставляла грамотно: визитная карточка артистки – осиная талия (всего 48 см!).
Владимир Высоцкий и Марина Влади
Марина Влади

Француженка (хотя и русского происхождения) по определению не могла не стать иконой стиля в СССР. А после свадьбы с Владимиром Высоцким ее популярность приобрела новые масштабы. Влади следила за европейской модой и могла себе позволить выглядеть так, как считала нужным. Говорят, каждый ее выход сопровождался долгими обсуждениями нарядов, иногда возмущением по поводу их откровенности, но всегда – восхищением. Именно Влади советские женщины обязаны появлением моды на естественную прическу из распущенных волос и обтягивающие джинсы.
Эдита Пьеха

Можно сказать, что Эдита Станиславовна произвела настоящую революцию на советской эстраде. До нее артисты почти не двигались на сцене, а со слушателями в зале не вступали даже в зрительный контакт. Смелая Пьеха внесла в это царство идолов яркость, раскованность и свой уникальный стиль. В начале карьеры ее даже называли «стилягой». Певица ввела моду на блузы с бантами, шляпки с вуалью, стильную бижутерию, мини-юбки, а пышные прически и неизменные стрелки копировали все ее поклонницы. «В моем гардеробе нет черных платьев, - говорит Пьеха, - нет серых платьев, нет коричневых. Потому что черный — это траур, коричневый — это так повседневно, а серый — просто пыль. Зато есть восточные красивые оттенки: сиреневый, зеленый, бирюзовый, голубой». Одевалась исполнительница, как и некоторые другие советские дивы, у модельера Вячеслава Зайцева.
София Ротару

Молодая Ротару не могла похвастаться наличием заграничных нарядов в своем гардеробе, но, возможно, это-то и помогло ей выработать свой собственный стиль. Именно она познакомила советских женщин с этно-шиком: разноцветные платья, блузы с орнаментом и широкими рукавами, яркие украшения. Увидев такое на сцене, девушки бросились переделывать старые бабушкины вышиванки. На Западе этот стиль был присущ в основном хиппи, но и в СССР, как ни странно, пришелся ко двору.
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Барбара Брыльска

«В советских актрисах секса не было, а в ней был», - так Валентина Талызина однажды объяснила тот факт, что на роль Нади в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» была выбрана не одна из выдающихся советских кинодив (Гурченко, Фрейндлих, Немоляева также проходили пробы), а неизвестная полячка, которая к тому же не знает русского языка. Такая притягательная Наденька тут же стала культовым образом для женщин СССР. Надо сказать, что для простой учительницы выглядела Надя-Барбара слишком модно. Однако такой образ не оттолкнул зрительниц, напротив. Повторить пытались всё: от духов «Lancome Climat» (их по сюжету дарит Наде несчастный Ипполит), цепочки «стебель бамбука» до лисьей шапки «воронье гнездо» и, конечно, бежевого платья в стиле сафари, с подачи Ива Сен-Лорана как раз ставшем популярным в 70-х.
Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран
Майя Плисецкая

Прославленная на весь мир балерина совершенно заслуженно могла позволить себе то же самое, что, скажем, советские министры. То же самое, только чуть больше. Возвращаясь с обновками из заграничных поездок, Плисецкая вновь и вновь становилась законодательницей мод на ближайшие сезоны. Дива была знакома с Ивом Сен-Лораном, Пьер Карден создавал наряды специально для нее, а Коко Шанель как-то устроила для балерины специальный показ, в качестве подарка разрешив выбрать любой понравившийся костюм. Конечно же, самые актуальные вещи появлялись в гардеробе артистки одновременно с тем, как входили в моду. Она, к примеру, была первой из советских женщин, примерившей стиль милитари. И, естественно, угнаться за этой иконой стиля простым гражданкам было невозможно, как ни старайся.
Раиса Горбачева

Жена первого и единственного президента СССР стала первой леди в западном понимании этого выражения. До нее супруги советских лидеров оставались в их тени. Раиса Максимовна была не только активной, но и крайне элегантной, чем привлекла внимание иностранных журналистов (в 1988 году журнал Time даже поставил на обложку ее портрет). Горбачева ввела в моду деловой костюм-двойку с юбкой, до этого ассоциировавшийся лишь с «серой мышью» или «синим чулком», сделав его популярным на многие годы. Выглядела первая леди всегда женственно и эффектно, это породило немало слухов о миллионах, которые якобы тратятся на наряды. Горбачева парировала: «Есть масса мифов и домыслов о каком-то моем необычайном пристрастии к виллам, дачам, роскошным нарядам, драгоценностям. Я не шила ни у Зайцева, как он намекал в своих интервью, ни у Ива Сен-Лорана, как утверждали журналисты... Меня одевали женщины-мастера из ателье на Кузнецком мосту». Так или иначе, образ Раисы Максимовны стал отражением и даже символом нового времени.