Ксения Шаповалова
"Письма к русской молодежи"
И.С. Шмелев стал одним из духовных лидеров эмиграции. Какие советы, актуальные и по сей день, он дал молодежи?
Этот материал мы решили отнести в рубрику "РеZOOMе".
Наш автор рассуждает о том, что именно хотел сказать русской молодежи И.С. Шмелев в своих двух письмах.
С 1927 по 1930 годы в Берлине небольшим тиражом вышли девять тонких тетрадок, которые по праву заняли важно место в публицистике русского зарубежья. Это был журнал «Русский Колокол». Его цель, как определяла сама редакция, – служение самобытной и великой России. А задача – глубокое и всестороннее обновление духа в русском образованном слое, укрепление русского самосознания. Именно поэтому журнал имел красивый подзаголовок:
журнал национальной и патриотической волевой идеи.


Редакция писала: «Мы исповедуем родину как священное начало. Мы осуждаем революцию; мы отрицаем социализм и коммунизм; но мы не ищем восстановления дореволюционных порядков. Мы верим в величие новой, грядущей России». Авторы, публиковавшиеся в «Русском колоколе», верили в то, что Россия сможет восстановиться на путях религиозного очищения. Они отмечали, что журнал не связан ни с какими партиями и организациями.

Одним из авторов, публиковавшхся в «Русском колоколе», был Иван Сергеевич Шмелев – выдающийся русский писатель и публицист, яркий представитель консервативно-христианского направления русской словесности. Писатель уехал из России в 1922 году и в изгнании стал одним из духовных лидеров русской эмиграции.

Образ автора в публицистике Шмелева – это образ человека, не принявшего революцию, стремящегося описать все ужасы происходящего в России, которую он был вынужден покинуть. Важно отметить, что И.С. Шмелёв работает в рамках философской, исторической публицистики. Он не претендовал на решение различных социальных проблем в своих публицистических выступлениях, но он их ставил. Всякое его произведение обращено не только к преходящему интересу дня, но к вечным темам и проблемам - любви, добра, правды, долга, ответственности. Таким образом, не стоит вычленять в его публицистическом наследии только социальный ракурс, необходимо учитывать значимость философского начала. Так «вечное» включается, переходит в социальный и исторический план раздумий писателя. И потому основными темами, которые попадают в поле зрения Шмелева, становятся темы исторической судьбы России, путей её возрождения – политического и главное – духовного, вопросы развития русской культуры, «божественная» задача, которую Россия решает в своём историческом пути, вопросы человеческой памяти, долга, ответственности личной и всенародной.

К молодежи...
Примерами работ Шмелева, в которых поднимаются упомянутые проблемы и «вечные вопросы» переходят в социальный и исторический план, можно назвать «Письма к русской молодежи». Это два письма, написанные в 1928 году и опубликованные в «Русском колоколе». Первое – ответ на письмо воспитанниц выпускного класса Мариинского Донского института в Югославии, второе – ответ на письмо воспитанников выпускного класса Крымского кадетского корпуса в Югославии.

Таким образом, одно письмо обращено к девушкам и начинается с обращения «Славные русские девушки!», другое обращено к юношам и начинается с обращения «Милые юные друзья!»

Автор отмечает, что не смеет считать себя «духовным вождем», но ему важно, что молодые люди обратились к нему за напутствием и советом. Он отмечает у русской молодежи, оказавшейся в эмиграции, душевную потребность вдумчиво относиться к жизни. Эту серьезность Шмелев считает следствием пережитого русского страдания – потери Родины. По мысли Шмелева, страдание необходимо человеку, оно углубляет, умудряет его душу.

Обращаясь к истории России, Шмелев отмечает, что русская душа всегда была душой страстной, жаждущей дела и подвига. Именно поэтому «русская молодежь всегда была неспокойна духом, пытлива, идеалистична, порывиста в исканиях лучшего — для всех». Автор считает, что увлеченная идеей русская молодежь не заметила, что пошла за ложными вождями.
И вот, чудеснейшие свойства парящей русской души, кипевшие в русской молодежи, способствовали невольно великому разгрому, разоренью, разложению, растлению России...
По мнению Шмелева, нужно отталкиваться от того отрицательного опыта, который дала революция. Революция обнаружила свою гибельность для страны и нравственности молодежи. Этой гибельности, по мысли авторов «Русского колокола», нужно противопоставить спасительность других путей, одним из которых можно назвать воспитание молодежи и формирование в ее сознании исторической памяти.

Причину катастрофы Шмелев видит в том, что многие увлеклись идеями наднациональными, хотя для страны и ее народа, особенно молодежи, важна идея национальная и постижение прежде всего – души и духа своего народа. Шмелев писал:
Народ, не познавший общего, своего, национального, не помог истинным сынам России, лучшим из своих братьев, и понес — и не по своей вине! — страшнейшую из страшнейших кару.
Призыв Шмелева к молодежи связан с тем, что национальное начало должно быть выше и важнее наднационального, только тогда возможно возражение страны: «Учитесь быть близкими народу, учитесь с народом быть и делать, когда наступит пора; полюбите его — вы из него же вышли!»

Автора радует, что после случившейся духовной катастрофы молодые люди, оказавшиеся в эмиграции, начинают снова искать верный путь. И делает это именно русская молодежь: «Я слышу в Ваших простых словах — голос исканий. Не угас русский святой огонь, русский духовный пыл, стремление к истинному и доброму. Нерусские девушки не спрашивают об этом. Им не нужно «благословения» и «слова»: накатанные у них дорожки, привычные. А Вы... Вы, русские бездорожницы, вышли искать Россию…»

Революционное крушение России, по мысли Шмелева, было прежде всего идейным и волевым крушением русской интеллигенции. «Прежняя русская интеллигенция была часто безвольна, мечтательна, жила миражами и полетами легкой мысли, смотрела часто поверх России, знала Россию мало, искала вождей в чужом, — и довела Россию, помогла довести Россию до провала, не сумела себя использовать для России». Отсюда основная задача, которую ставит Шмелев перед молодыми людьми: идейное и волевое обновление духа, ведь именно русская молодежь должна стать в России новой культурной сменой.

Для Шмелева важна идея исторической памяти, которую нужно формировать в сознании молодежи. Причем ее формирование тесно связано с идеей религиозной:

Вы чутко правы, прося напутствия. Вы — религиозны, Вы — кровь отцов: молились они перед походом. И Вы — в походе. Вы знаете наше прошлое. Вы знаете, на чем стоит и строится добрая, человеческая жизнь. Знаете и другое: как убивается эта жизнь. Вы — мужчины, вы — русские, с великою кровью предков, великих предков, создавших Великую Россию из пустыря, раскинутого на четверть мира.
Шмелев призывает молодых людей обратиться к истории и брать пример должного поведения у героев прошлых лет: «Перед глазами у вас много примеров достойнейших, много таких испытанных, кого возьмете в пример, — Белая Армия России с ее вождями, погибшие доблестно герои, великие духом мужи, как, например, — мученик, великий гражданин России — князь Павел Долгоруков».

Но простого примера недостаточно. Обратившись к истории, необходимо постигать душу своего народа, искать ее в истории и в русской литературе: «…ищите ее в творениях наших писателей – великих!»

Коммунисты, по мысли автора, чужие по крови народу. Но этого нельзя сказать о молодой русской интеллигенции, оказавшейся за пределами Родины. Шмелев уверен, что народ быстро сборист «ярмо коммунизма». И тогда именно русской молодежи, которая сейчас в эмиграции, предстоит стать культурной сменой: «Великое дело ждет вас: Россию ставить, Россию вести!»

Шмелев формулирует миссию служения Родине как для девушек, так и для юношей. Обращаясь к девушкам, он говорит: «Вы, русские девушки, станете русскими женщинами. Вам предстоит великое: создавать новую, чистую, русскую семью, обновлять, очищать от скверны родной народ. Вы понесете народу Бога, понесете в жизнь правду, — все то ценнейшее, чем возвеличена русская женщина: выполнение долга, самоотверженность, милосердие, чистоту, духовность, кротость, готовность к подвигу, верность и глубину любви... Теперь, когда Россия осквернена до сердца, когда все обесчещено, растлено, Ваша великая миссия — нести чистоту, утверждать нравственность, дать здоровое поколение, воспитать его, научить жизни в Боге».

Обращаясь к молодым людям, автор пишет: «Вам выпадает на долю заново строить, воссоздавать и охранять Россию, истинную, свою, Великую Россию. Снова, как будто, приходится начинать русскую историю. Значит, прежде всего, надо быть сильными. Вы — мужчины, вы — русские, с великою кровью предков. И вот, выпадает вам — быть воинами-строителями, как встарь».

Шмелев считает, что если мужчина должен строить новую страну, то женщина – освещать ее. Оба письма заканчиваются публицистическими выводами-прогнозами: «Россия будет! Вы для Нее живете, для Нее страдали, и Ее вы получите в награду и в работу, воссоздадите, укрепите, — и сумеете защитить, вы добрая, сильная, славная наша молодежь!»

Чтобы лечить раны Родины, по мысли Шмелева, нужно знать о ней и знать прежде всего историю страны. «Познавайте ее, бывшую, незапятнанную. Познавайте и смрадную. Набирайтесь знаний, готовьте себя здесь к работе там: школьной, ученой, воспитательной, духовной, просветительской, проповеднической, лечебной, всякой, какая кому по склонностям, по силам. Но прежде всего: живую, человеческую душу в себе храните, чтобы творить с любовью».

Журнал «Русский колокол» мыслился редакцией как идеологически-философский и политико-публицистический. При этом он не должен иметь отвлеченно-научного характера: он должен быть прост и доступен. «Мы вовсе не должны впадать в банальную агитацию. Напротив: необходимы и разъясняющие, и спокойно аргументирующие статьи», - писала редакция. Так и язык работ Шмелева прост, доступен, метафоричен и проникнут теплотой чувства. Автор не столько сосредотачивается на политической злобе дня, сколько поднимается над текущими событиями и задумывается о вечных проблемах долга, совести, чести.

В тот исторический отрезок времени издание было призвано поднять дух русской интеллектуальной диаспоры, находившейся в критическом состоянии, и способствовать сохранению исторического и национального самосознания эмиграции. Как и большинство его современников, Шмелев не сомневался в том, что будущность народа во многом определяется уровнем его национального самосознания. Автор верил, что Россию поведет и впредь ее собственный национально чувствующий и мыслящий образованный слой, но уже с новой идеей, которая имеет свои глубокие, национально-исторические корни.