Юлия чернышевская
Театр оргий и мистерий
Акции авангардистов: полный абсурд или осмысленное и беспощадное явление?
Прибитые к брусчатке гениталии. Танцы на алтаре. Тело в клетке... Всё это – российский акционизм. Явление столь же беспощадное, сколь и... осмысленное. Акции авангардистов выглядят со стороны как полный абсурд, колеблющийся от хулиганства до угрозы общественному порядку. Есть ли в этом хаосе свой космос смыслов?
ЧЕЛОВЕК-МЯСО
Акция — это символическое действие, вырванное из повседневного контекста. У неё обычно есть и сценарий, и элемент непредсказуемости. Это искусственно созданная ситуация, имеющая какой-то смысл для действующего лица, то есть художника. На первый план выходит не полученное в итоге произведение, а процесс его создания.
Венский акционизм
Ирония, плюрализм, неопределенность, фрагментарность, поверхностность, эпатажность, игровой принцип, утрата индивидуальности - культурные доминанты, которые акционисты свято чтят. Главная задача - стереть границы между реальностью искусственной и действительной. Это «авангардное» искусство питается из довольно далеких явлений. Многие исторические события можно назвать акционизмом. Например, мистерии раннего Ренессанса, когда они принимали формы шествий.

В своём ярчайшем воплощении акционизм возник в Италии в начале XX века. Но наиболее радикальные формы появились у венских акционистов в 60-е годы того же века. Их целью было осмысление Второй мировой войны. Художники использовали в своих произведениях христианские и языческие ритуалы, жертвоприношения, самоистязание, насилие, совокупление. Это было физическое воплощение потравматического синдрома войны у целой нации. Войны, которая превратила человека-рыцаря в человека-мясо. В Венском акционизме (поначалу это его называли Венским институтом прямого искусства) превалировали деструктивность и насилие. Главные элементы произведения искусства - обнаженные тела, кровь, туши животных.

Одним из «идолов» нового искусства стал Герман Нитч. Его мистерии вызывают тошнотворное отвращение. И, вместе с тем, будят в человеке врожденное любопытство к боли, к мясу, к крови: «Голый человек с забинтованными глазами лежит на спине, в разведенных руках держа концы веревки, обхватывающей его половые органы. На них вываливают кучу кишок, и он долго месит их с видимым удовольствием. Нитш поливает это месиво ведрами крови и время от времени поит ею актера. Затем актера уносят на носилках под какофонический шум, сменяющийся чарующей скрипичной пьесой».

Отто Мюль, его лучший друг, устраивал публичные оргии. Эротика вполне буквально соединялась (совокуплялась?) со смертью. Заинтригованы? Посмотрите «Сладкий фильм» Душана Макавеева. Или лучше не смотрите. Сцены-то там совсем не постановочные.

Ив Кляйн сменил алую кровь и туши животных на синюю краску и тела обнаженных девушек. Крис Бурден возвёл в абсолют самоистязание: простреленная рука, хождение босиком по стеклу, распятие на автомобиле. Про Рудольфа Шваркоглера ходят легенды, что он умер во время одной из акций. Художник отрезал по кусочку своих генеталий, пока не скончался от потери крови. По другой версии – это была актёрская игра, однако, когда Шваркоглер вернулся домой, он понял, что не сможет уничтожить своё лучшее произведение искусства тем, что останется жив. И... правильно, решил избавиться от свидетеля своего жульничества – самого себя.
Марина Абрамович в 70-х годах провела акцию «Ритм 0», где любой мог нанести ей увечья и нанес с помощью ножниц, хлыстов и даже пистолета, который вырвали в последний момент у одного из посетителей.

Звучит, как абсурд? Перейдём к тому, с чем вы знакомы поближе.
Марина Абрамович. Эксперимент.
БЕШЕНЫЙ ПЕС И ОСЕМЕНЕНИЕ ПОЛЕЙ
Первая волна российского акционизма: акцент на телесном радикализме, попытка преодолеть страх и фобии, а также практически полное отсутствие вербальности.
Россию самоистязания ради искусства не устроили. Нужна была идея! Протест! Всемирно известный «московский акционизм» породил акционизм политический. Он направлен на уязвимые места политической системы, которые в глазах художников требуют осмеяния и привлечения к ним внимания. В России, где публичная политика отсутствует, любое действие в общественном месте рассматривается как угроза «порядку вещей». Отсюда столь сильная политизация действий «Войны», Pussy Riot или Петра Павленского. Однако не будем забегать вперёд.


Информация о новых формах искусства (перфоманс, хэппенинг, гиперреализм, эвент, искусство демонстрации) поступала в СССР плохо и мало или не поступала вовсе. Из-за этого первые массовые выступления акционистов были лишены стиля, точек смысловой опоры и семантики результата. В 1970-е годы было несколько групп художников, которые занимались акциями. Самые известные - группа «Гнездо» и группа «Коллективные действия».

«Коллективные действия» устраивали перформансы, связанные с суперматизмом, – «Поездки за город». Смысл связанных с природой акций заключался в создании "мостов" через определенные семантические границы. Пустота подмосковного поля символизировала созерцание невидимого, запредельного. А «Помощь советской власти в борьбе за урожай» заключалась в мастурбации на плодородную землю.
В 90-х появился московский акционизм и начался он с деятельности Олега Кулика. В 1992 году Олег Кулик провел акцию «Пятачок раздает подарки», во время которой мясники зарезали настоящую свинью в галерее «Риджина». Общественность удивилась, возмутилась, но почему-то не восприняла тот факт, что акция Кулика была ответом на обсуждаемый в то время вопрос об отмене смертной казни.


В 1994 году обнаженный Кулик в образе бешеного пса рвался с цепи, которую крепко держал Александр Бренер в галерее Марата Гельмана. В 1995 году в Московском зоопарке голый Кулик изображал обезьяну — скакал по вольеру, поедал бананы и бросался шкурками во время акции «Опыты зооцентризма».

В 1995 году Кулик сделал невообразимое: создал партию животных, от которой он был намерен баллотироваться в президенты.
Политика как таковая меня не интересовала, я всегда хотел быть художником. Скорее это была метафора времени, когда политика идет не от ума, а от какой-то животной потребности выделиться, занять какое-то место, пометить столбы.
Олег Кулик
художник-акционист
Политики становилось всё больше. Даже больше, чем искусства. Александр Бренер в 1995 году в боксерских трусах и перчатках яростно мутузит воздух на Лобном месте с криками: «Борис, выходи!». Этой акцией Бренер хотел выразить свое резко отрицательное отношение к началу войны в Чечне.


АКЦИОНИЗМ В ПЛЕНУ У ФСБ
Нулевые подарили России три ярчайших представителя акционизма «второй волны». Эпатажем прославилась арт-группа «Война». Она образована в 2007 году Олегом Воротниковым, Натальей Сокол, Петром Верзиловым и Надеждой Толоконниковой.

В 2011 году «Война» даже получила престижную государственную премию «Кандинского», учреждённую Министерством культуры, в области современного искусства «Инновация» за акцию с рисованием полового органа на разводном мосту напротив здания ФСБ в Петербурге («Х** в плену у ФСБ», 2011). Что ещё делали «солдаты»? Устроили оргию в Государственном биологическом музее имени Тимирязева, целовали «ментов», а ещё «крали» куру. Всем этим «Война» двигалась к великой цели и стремилась реализовать задачи своего манифеста:
1
«Возрождение героических поведенческих идеалов художника-интеллектуала в стиле русского либертарного декабризма.

2
Возрождение живого экспрессивного искусства. Актуализация монументальных экспрессивных жанров.
3
Создание инновационного актуального арт-языка, творимого ради чистого искусства, а не ради денег, то есть языка адекватного сегодняшнему культурному и социально-политическому контексту.

4
Возрождение русской смеховой культуры, традиций абсурда и скарказма в рамках высокого искусства.
5
Концептуальное разрушение гламурного конъюктурно-конформистского российского арт-рынка.
6
Создание в России реального левого фронта искусства в традициях футуризма 1920-х годов.
7
Война с социально-политическим мракобесием и право-радикальной реакцией за свободу современного искусства».
Из «Войны» выросли «Pussy Riot». Феминистическая панк-группа «Pussy Riot» действует с 2011 года. Изначально группа существовала на принципах анонимности и была открыта к вступлению для любого человека, поддерживающего радикальный феминизм. Участницы организовывают выступления в несанкционированных местах, носят яркую одежду и вязаные балаклавы, закрывающие лица. Свою позицию девушки формулируют следующим образом: «феминизм, борьба с правоохранительными органами, защита ЛГБТ, антипутинизм и радикальная децентрализация органов власти, спасение Химкинского леса и перенос столицы РФ в Восточную Сибирь».
В марте 2012 года за акцию «Богородица, Путина прогони» были арестованы три участницы группы по обвинению в хулиганстве. В августе двое были осуждены на два года заключения. Прецедент послужил основой для создания знаменитого закона «Об оскорблении чувств верующих». Сегодня Алёхина и Толоконникова на свободе, спорят о правах на бренд Pussy Riot (ох уж этот женский коллектив!) и снимают гламурные клипы, разъезжая на гастролях по Европе.

Третья волна акционизма: принципиальное отдаление от идеализации и глорификации фигуры художника, предпочтение процесса коммуникации как важнейшей точки акции (он может длиться месяцами, в отличие от традиции «мгновенных» акций первого и второго периодов): «третий акционизм раскрывает этическое измерение публичного действия, создавая пространства не только разногласия, но участия и сочувствия».
Когда мы говорим о современности, на ум приходит поджигатель-провокатор Павленский. Лучше, чем он, о его акциях никто не скажет. Познакомимся?

1


Когда?
23 июля 2012 года. Акция «Шов» была проведена в поддержку арестованных участниц группы «Pussy Riot».

Где? Санкт-Петербург, Казанский собор

Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России — запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду.


2
Когда? 3 мая 2013 года

Где? Санкт-Петербург, здание Законодательного собрания

Череда законов, направленных на подавление гражданской активности, запугивание населения, неуклонно растущее число политзаключённых, законы об НКО, законы 18+, цензорские законы, активность Роскомнадзора, законы о пропаганде гомосексуализма — всё это законы не против криминала, а против людей. Ну и последний закон об оскорблении чувств верующих.

Человеческое тело голое, как туша, на нём ничего нет, вокруг него проволока, изобретённая для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах: все преследования политических активистов, «узников 6-го мая», государственные репрессии и есть метафора этого загона из колючей проволоки. Всё это делается, чтобы превратить людей в надёжно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться.


3

Когда? 10 ноября 2013 года. Акцию художник приурочил ко Дню полиции.
Где? Красная площадь.

Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке гениталии, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества.


4
Когда? 9 ноября 2015 года в 01 час 15 минут ночи.
Где? Здание органов госбезопасности на Лубянке.

Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек.

Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли.

Из России Павленский сбежал, раз уж его не захотели судить за терроризм. Зато во Франции «отсидел». А что же теперь осталось у нас? Новорождённая группа «Уродины» с их детскими ботиночками. Катрин Ненашева, создающая слабоватые пародии на самозаключение. Дарья Серенко, уже год гуляющая с табличками по метро, провозглашая «тихий пикет».

Уже не шокируют. Затишье перед бурей?