Одна из важных вех в развитии актуального балетного искусства явилась постановка балета «Помните!» («Круг») Андрея Эшпая, осуществленная в 1981 году на сцене Куйбышевского театра. Балет-предупреждение, глубочайший в плане интертекстуальности, «Помните!» проникнут ощущением трагичной конфликтности мира, хрупкого по своей сути. Слово свидетелю первой постановки, музыковеду Инне Касьяновой: «Помните!» – спектакль высокой публицистической направленности, не имеющий, пожалуй, аналогов в балетном искусстве по глубине философского обобщения, раскрытия темы борьбы за мир языком хореографии и его музыкального решения… Эшпай как бы дает «срез» музыкальных стилей, характерных для 20-х – 30-х годов ХХ века, – неоклассика, джаз, модерн во всех его проявлениях. Но как, каким другим языком точно и емко можно было рассказать о пути человечества к мировой катастрофе?! Мы проживали вместе с композитором и постановщиком (И. Чернышевым – прим. автора) эволюцию поколения… Раскованность превращалась во вседозволенность, происходила переоценка ценностей. Из конструктивной пластики рождалась шагистика. Невольно вспомнились кадры фильма «Обыкновенный фашизм». А потом – лес рук, шаг по распростертым телам, призрачный хоровод теней, ассоциирующий к картинам Пикассо, трансформированному Матиссу и трагедии Хиросимы и Нагасаки. На сцене люди, превратившиеся в надгробия. Звучание срывающегося в плаче одинокого голоса альтовой флейты, колокол и – хорал как музыкальный символ смерти, близкий средневековой секвенции «Dies irae» («День гнева»)…»