Елена Кудрявцева

Ария войны

Дмитрий Шостакович писал: «Однажды я услышал в разговоре поразившую меня фразу: «Никакая симфония не остановит танк, никакая песня не прервет полет бомбардировщика с бомбами». Фраза эта громкая, но глубоко не верная по существу».
Этот материал мы решили отнести в рубрику "иZOOMление".
А вы задумывались о великой силе музыки в годы войн?
Да, на войне на силу отвечать следует только силой. Но всегда есть что-то, что укрепляет эту силу, поднимает дух – музыка, очищающая душу. Она же помогает нам осмыслить мировой военный катаклизм и его последствия. Посредством музыки люди отдают дань героям, предостерегают будущие поколения от повторения катастрофы, увековечивая пережитую трагедию в искусстве.
Балет
Война на танцевальной сцене отражена спектром остро эмоциональных балетов. Их постановщики сказали новое слово не только в содержательном наполнении оперно-балетного репертуара, но и в хореографии в целом. Это такие спектакли, как «Татьяна» («Дочь народа») А. Крейна, «Берег счастья» А. Спадевеккиа, «Бухенвальдский набат» (по мотивам песни В. Мурадели-А. Соболева). Про некоторые поговорим чуть подробнее.
Мало кто знает, но «Ленинградская симфония» - это не только великое произведение Шостаковича, но и одноименный балет по ее мотивам. Первая постановка одноактного балета на музыку первой части знаменитой Седьмой симфонии прошла в Нью-Йорке в 1945 году и осуществлена известным хореографом Леонидом Мясиным. Однако широкую известность получила версия советского балетмейстера Игоря Бельского, поставленная в Ленинградском театре оперы и балета в 1961 году. Идея Бельского поставить балет на музыку Шостаковича встретила одобрение композитора, который сказал: «Если вы хотите ставить балет-симфонию, именно балет-симфонию, то должны создать хореографическую партитуру. Как есть партитура музыкальная, так у вас должна быть хореографическая». Однако проект не вызвал интереса у руководства театра а главный балетмейстер театра Константин Сергеев согласился на постановку, лишь когда Бельский предложил сделать спектакль "внеплановым и молодёжным". Ни залов, ни сцены, ни репетиционного времени у постановочной группы не было — работали где придётся, в нерабочее время под магнитофонную запись. Впоследствии «Ленинградская симфония» приобрела большую популярность, переносилась на многие сцены и бала хорошо принята не только в СССР, но и в западных странах.
А. Эшпай "Помните!" Она - Е. Брижинская, Он - С. Воробьев. Куйбышевский театр оперы и балета.
Одна из важных вех в развитии актуального балетного искусства явилась постановка балета «Помните!» («Круг») Андрея Эшпая, осуществленная в 1981 году на сцене Куйбышевского театра. Балет-предупреждение, глубочайший в плане интертекстуальности, «Помните!» проникнут ощущением трагичной конфликтности мира, хрупкого по своей сути. Слово свидетелю первой постановки, музыковеду Инне Касьяновой: «Помните!» – спектакль высокой публицистической направленности, не имеющий, пожалуй, аналогов в балетном искусстве по глубине философского обобщения, раскрытия темы борьбы за мир языком хореографии и его музыкального решения… Эшпай как бы дает «срез» музыкальных стилей, характерных для 20-х – 30-х годов ХХ века, – неоклассика, джаз, модерн во всех его проявлениях. Но как, каким другим языком точно и емко можно было рассказать о пути человечества к мировой катастрофе?! Мы проживали вместе с композитором и постановщиком (И. Чернышевым – прим. автора) эволюцию поколения… Раскованность превращалась во вседозволенность, происходила переоценка ценностей. Из конструктивной пластики рождалась шагистика. Невольно вспомнились кадры фильма «Обыкновенный фашизм». А потом – лес рук, шаг по распростертым телам, призрачный хоровод теней, ассоциирующий к картинам Пикассо, трансформированному Матиссу и трагедии Хиросимы и Нагасаки. На сцене люди, превратившиеся в надгробия. Звучание срывающегося в плаче одинокого голоса альтовой флейты, колокол и – хорал как музыкальный символ смерти, близкий средневековой секвенции «Dies irae» («День гнева»)…»
Опера
Всегда полная экспрессии в средствах выражения, в сочетании с военной тематикой опера становится еще более пронзительной, проникновенной. Трагедию и героизм военных лет воплотили в себе спектакли «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, «Дневник Анны Франк» Г. Фрида, «Семья Тараса» Д. Кабалевского, «А зори здесь тихие» К. Молчанова. Последняя являет особенно интересное явление в оперном искусстве: сюжет повести Бориса Васильева так полюбился китайскому народу, что в 2015 году опера с этим названием была заново поставлена пекинским Национальным центром исполнительских искусств, но уже на музыку Тан Цзяньпина, перед которым стояла трудная задача придания ей русского духа. Режиссер Ван Сяоин говорит: «Перед тем, как создавать постановку, я прочитал повесть "А зори здесь тихие", потом посмотрел фильм режиссера Станислава Ростоцкого. Я знаю, как любят в России это произведение. И я старался показать теплоту человеческих отношений и беспощадную жестокость войны».
Одной из первых опер, отразивших события недавней войны стала «Повесть о настоящем человеке» (1948) Сергея Прокофьева по одноименному произведению Бориса Полевого, которая, в свою очередь, основана на героической биографии летчика Алексея Маресьева. Прокофьеву удалось создать новаторское по содержанию и по форме произведение. Творческая смелость композиторского замысла состояла в разрушении привычно оперной условности, ведь место действия — аэродром, воздушный бой, госпиталь, а драматургический конфликт представлен лишь через описания событий, переживания героев, а не посредством их столкновений друг с другом. Однако закрытый показ оперы в Ленинградском театре оперы и балета завершился разгромом. Премьера в новой редакции состоялась только после смерти композитора в Большом театре в 1960 году.
Оперетта
Традиционно жанр оперетты воспринимаются зрителем в первую очередь как развлекательный. Однако постановщики довольно удачно воплощают в этом жанре тему войны: «Раскинулось море широко» В. Витлина, Л. Круца и Н. Минха, «Нет меня счастливей» Андрея Эшпая и другие.
К. Листов "Севастопольский вальс", Государственный Академический музыкальный театр Республики Крым
В 1961 году Константин Листов создает героико-романтическую оперетту «Севастопольский вальс», лейтмотивом которой стала мелодия одноименного вальса. Композитор вспоминал: «Я написал много песен о море и моряках, и когда мои соавторы предложили написать музыкальную комедию о севастопольцах, я радостно согласился, потому что в этой, близко знакомой мне теме сочетаются героика и лирика, романтика и юмор». Действие этой романтической истории происходит в дни героической обороны Севастополя, в июне 1942 года, на Инкерманских высотах, а затем в мирное время, когда фронтовые друзья встречаются вновь. В 2010 году, в канун 65-летия Победы, спектакль поставили в Петербурге, где он прошёл 400 раз, в Воронеже и других городах России.