Полина симонова
Изменчивость в постоянстве





«Прежняя мода через пять лет кажется безобразной,
через двадцать — забавной, а через пятьдесят — очаровательной»

Понятие «мода» (фр. mode) начало свою жизнь еще в латинском языке, на котором говорили древние римляне. Слово писалось «modus» и означало меру предмета, правило, предписание, образ. Позже это понятие стали использовать во Франции, где оно нашло популярность у людей высших сословий. С XIV века благодаря Бургундскому двору и возникновению кроя слово «мода» все чаще использовалось для обозначения стиля и актуальных в то время нарядов. В русском языке это понятие появилось лишь в конце XVII века во времена правления Петра I, который был увлечен всем европейским. При нем русские бояре были вынуждены следовать так называемой моде: одеваться в европейские наряды, базируясь на стиле живущих в Европе людей.
Развитие моды всегда было связано с общественно-политическими явлениями, такими как революции, крупные исторические потрясения (Великая французская революция, Английская буржуазная революция, Первая и Вторая Мировые войны и т.д.). Мода по своей природе является интернациональным и безвременным явлением, поскольку ей может следовать челочек вне зависимости от местонахождения, а также эпохи, в которую он живет. Можно сказать, что понятие моды субъективно, потому что человек либо следит за новыми коллекциями известных дизайнеров, относится к ним с трепетом и уважением, одевается только «от кутюр» и считает это модным, либо вообще не следует моде, не знает новинок, одевается так, как ему нравится.
Важнейшей закономерностью развития моды является цикличность. Исследователи выявили несколько стадий циклов моды, которые постоянно повторяются, дополняются некоторыми модными тенденциями прошлых времен:

  • возникновение новой моды (появление лидеров, которые реализуют свои идеи и придумывают названия своей моде)
  • распространение, так называемый «пик» (привлечение последователей или подражателей, которые обеспечивают новой моде популярность и общее признание)
  • потеря исключительности (массовое производство одежды, присоединение «запоздалого большинства»)
  • спад (стадия отмирания старых образцов, потеря данных модных ценностей у преобладающего количества людей)
Многие образы, которые современные модницы используют для создания своего стиля, были придуманы в прошлых десятилетиях и даже в прошлых веках. Так, например, рюши, которые девушки носили в XIX веке, снова начали пользоваться большим спросом в модной индустрии. Воланы и жабо, подобно рюшам, прошли путь от XIX века до «нулевых» и до 1920-х.
Баска, баскина — широкая оборка на кофте или платье, некогда популярная в 1940-х годах, набирает популярность и в настоящее время. Девушки носят такую одежду, чтобы скрыть недостатки фигуры или, наоборот, подчеркнуть ее достоинства.
Юбка миди. В 1930-х годах такой вид юбки приходился по душе многим модницам. Спустя почти целое столетие мода вернулась: на показах известных дизайнеров всё чаще можно увидеть сочетание юбки миди с легкими блузками, теплыми свитерами и даже со спортивными топами.
Носки с сандалиями и туфлями были настоящим «писком» моды в 30-х, 40-х и 50-х годах ХХ века. Спустя время все стали постепенно забывать о таком способе ношения обуви, но в 2014 году неожиданно вспомнили. После модных показов тренд перебрался, что называется, «в народ», да там живет и по сей день.
Брюки-кюлоты прошли огромный путь и часто становились неотъемлемой частью гардероба модных девушек. Сегодня многие из них выбирают для образа именно брюки-кюлоты, экспериментируя с цветом, фасоном и длиной.
1901-й является годом рождения тренча — модели дождевого плаща, главным отличием которого является наличие отложного большого двубортного воротника, присутствие погон на плечах, манжет и пояса. Именно в этот год министерство Великобритании утверждает тренч в качестве солдатской одежды. После Первой Мировой войны данный плащ перекочевал в гардеробы гражданских лиц и стал очень популярен среди них.
Шелковое платье бельевого стиля, платье-комбинация. Два десятка лет назад все девушки, которые любили одеваться в струящуюся ткань, чувствовали себя в таком наряде комфортно и стильно. В настоящее время мода вернулась: в кафе, ресторанах, на улицах всё чаще можно встретить модниц в таких платьях.
Джинсы клеш были популярны в двухтысячных, когда не существовало границ для самовыражения. Спустя время данный вид одежды снова отвоевывает себе место в шкафах модниц. Плавная линия кроя, одинаковая ширина брюк на уровне бедер и внизу — такая модель никогда не выйдет из моды.
«Мода не стоит на месте, но одежда остается неизменной».
Джанни Версаче, итальянский модельер и дизайнер
Отрицать влияние моды на жизнь человека совершенно бессмысленно, поскольку в любую эпоху одежда не только отражала внутренний мир людей, их привычки и образ жизни, но и давала возможность выразить себя и показать свою индивидуальность. В погоне за стилем и превосходством в одежде не стоит забывать о комфорте, удобстве и разумном потреблении. Всё в жизни циклично, даже мода, поэтому практически для всего, что мы видим в современных коллекциях одежды и аксессуаров, вдохновением послужили идеи из прошлого. Будучи переосмысленными и переработанными, они становятся модными новинками.