Алёна Капустина
Почему я это вижу?
Фотоподборка рекламных кампаний Comme des Garçons: феминизм, абсурд и искренность
Почему модные вещи premium-класса невероятно дорогие? Хорошая ткань, авторское видение, капсульная коллекция и, конечно, проводник понтов в мир «простых смертных», – так всегда думала я. Но однажды мои взгляды девочки, видевшей сумку Gucci только на рынке и смеявшейся над ее пестротой, изменила цитата из фильма «Дьявол носит Prada»:
– Я еще только учусь разбираться во всех этих шмотках.

– В этих шмотках? Вы думаете, что они к вам не имеют отношения? Вы подходите к шкафу и выбираете, не знаю, этот мешковатый голубой свитер, поскольку хотите всем показать, что вы – человек серьезный и вас совсем не волнует, во что вы одеты, но вы не знаете о том, что свитер не просто голубой: не лазурный, не бирюзовый, а небесно-голубой. И вам невдомек, что в 2002 году Оскар де ла Рента создал коллекцию платьев такого цвета, а затем Ив Сен-Лоран – коллекцию небесно-голубых френчей. И вскоре другие дизайнеры ввели небесно-голубой цвет в свою палитру. А затем он просочился в крупные магазины одежды, а потом, спускаясь все ниже, достиг магазина уцененных товаров, где вы его и нашли.
Мода – не просто одежда, это произведение искусства со своей философией. В мире моды манифесты пишутся новыми платьями, сапогами, помадами "не тех цветов" и вызовами. Один из таких манифестов создала Рей Кавакубо, открыв однажды бренд Comme des Garçons. Философия одежды Рэй – это уникальное, минимальное, непропорциональное и натуральное. Дизайнер всегда создает из вещи неповторимый арт-объект – не крадет у других, а рисует новое. Восхваляет несовершенство формы – считает, что одежда должна делать человека живым и настоящим. Вкладывается в материал и крой – ищет старые станки, оригинальные ткани, инвестируют в технологии.

Позиция Comme des Garçons заметна и в рекламных кампаниях бренда: абсурд, натуральность моделей и инновационный взгляд на мир.
Первая коллекция Comme des Garçons была создана для женщин. Об этом заявила сама Рэй Кавакубо. Наряды же совсем не выглядели женственными: они были бесформенными, огромными и выпуклыми. Дизайн бутика тоже отличался экстравагантностью – нигде не было манекенов и зеркал. Как сказала маэстро о своей коллекции: «Женщины должны покупать одежду из-за того, как они в ней себя чувствуют, а не потому, как они в ней выглядят».
Comme des Garçons переводится «как мальчики». Но это не повод радикальным феминисткам становится амбассадорами бренда. Название тяготеет к значению «на равных», а в философском значении кричит: «будь собой».

Мода, на самом деле, о том же самом. О нашей индивидуальности, о нашем диалоге с миром, о контексте нашего существования, и в этом своем смысле никак не может быть "этими шмотками". Модные коллекции иногда выставляют в музеях: музейные декорации оттеняют одежду лучше всего, потому что каждый изгиб ткани – задуманный, а не случайный – это уверенный мазок кисти модельера по полотну нашей серой реальности, из которой потом небесно-голубыми свитерами распускаются облака картин Ван Гога.