Всеединство
Если считать всех людей на планете потомками одних и тех же первожителей, то всё человечество - одна большая семья. Но сменилось столько поколений, появились расы, нации и так далее - родство забыто, потеряно, ослабели и связи между людьми. Дружба в таком случае - восстановление утраченного родства, космическая сила потенциального всеединства людей.
На вопрос Ифигении при виде связанных Ореста и Пилада: «Вы братья? Мать одна носила вас?» - Орест гордо отвечает: «Да, братья мы - сердцами, но не кровью» (Ифигения в Тавриде, 497-498). «Иной друг более привязан, чем брат» (Притчи 18:24). В "Песни о Роланде" встречаем рыцарское понимание дружбы:
Ты был мне братом много лет и зим.
Друг другу не чинили мы обид.
Коль дух ты испустил - и мне не жить.
"Священный закон дружбы", по Джованни Боккаччо: "узы дружбы гораздо сильнее связи кровной или родственной, ибо друзьями мы имеем таких, каких выбрали сами, а родственников, каких дает судьба" (Декамерон).
"Бывает друг, сказал Соломон, Который больше, чем брат. Но прежде, чем встретится в жизни он, Ты ошибёшься стократ", – предостерегал Киплинг.
Отчего такая надоба в друге? Увидеть, выговориться, обнять? Это порыв Души. Еще Аристотель писал, что у друзей одна душа, живущая в двух телах. Брак есть «два в плоть едину», дружба же — два в душу едину. Брак есть едино-плотие, όμοσαρκία, а дружба — едино-душие, ομοψυχία.
Интересно об этом размышлял Августин: "Я чувствовал, что моя душа и его душа были одной душой в двух телах, и жизнь внушала мне ужас: не хотел я ведь жить половинной жизнью. Потому, может быть, и боялся умереть, чтобы совсем не умер тот, которого я так любил".
Неслучайно и Пушкин сравнивает прекрасный дружеский союз с душой: "он, как душа, неразделим и вечен!". «Прежде, — говорит один из героев Шекспира, — прежде, я любил тебя, как брата, но теперь уважаю тебя как душу свою». Прежде отношение было поверхностное, внешнее; теперь — перешло почти к мистическим корням дружбы.
Тут не полное слияние, не эгоизм вдвоем, не подавление, совсем не то... Тут преодоление индивидуальности за счет укрепления духовных связей и превращения в абсолютную божественную личность (когда видишь лик и помогаешь другу довоплотиться, значит, ты его со-Творец, значит, вы едины). Это когда ваша междунамия включает вас настолько полно, насколько это возможно. Когда сокровенное (то есть интимное, глубоко личное), становится со-кров-енным: общим кровом, общей кровью, общей ценностью. В таком случае ты не жертвуешь своей уникальностью, ты отказываешься только от чисто эгоистических, неестественных интенций. В таком случае хотя ты не рассказываешь другу абсолютно все переживания, всё же не считаешь его публикой, то есть чем-то внешним: рассказать ему - не значит сделать личное публичным. Так Всеединство начинается с Двоицы, с двух друзей. Основа для него - одни и те же проблемы у всех людей: в быте и бытии, единство всех в смерти.
Так умел дружить Пушкин: не ограничиваясь одним, дарил себя многим. Отсюда у него такая гармония в стихах. Приближаясь к всеединству, он стал Всечеловеком.
Вот Пушкин пишет Чаадаеву: "На сих развалинах свершилось Святое дружбы торжество, И душ великих божество Своим созданьем возгордилось", "Ни музы, ни труды, ни радости досуга – Ничто не заменит единственного друга. Ты был целителем моих душевных сил...". «А я ужель забыт тобою, Мой брат по музе, мой Орест?», – спрашивает Дельвиг Пушкина. А вот Баратынский пишет Дельвигу: "Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой Боролся я, почти лишенный сил? Я погибал: ты дух мой оживил Надеждою возвышенной и новой…".
Полное всеединство - недостижимый идеал. Бог, по Достоевскому, тоже идеал, живущий в нашей душе и нигде более, отсюда и тоска по идеалу. Но уже дружбой двоих с настоящей самоотдачей ты можешь сделать мир лучше, гармоничнее. Через дружбу с одним - дружба со всем миром, ощущение полноты, космоса, в тебе будто все стихии сливаются: поток, полет, внутреннее горение и земная твердь, буйное плодородие.
Вот что характеризует дружеское общение, согласно "Исповеди" Блаженного Августина: «общая беседа и веселье, взаимная благожелательная услужливость; совместное чтение сладкоречивых книг, совместные забавы и взаимное уважение; порою дружеские размолвки, какие бывают у человека с самим собой, — самая редкость разногласий как бы приправляет согласие длительное, — взаимное обучение, когда один учит другого и в свою очередь у него учится; тоскливое ожидание отсутствующих; радостная встреча прибывших». Пушкин выразил это так: "Поспорим, перечтем, посудим, побраним, Вольнолюбивые надежды оживим, И счастлив буду я..."
Но есть еще огонь, вода и медные трубы, которые нужно пройти друзьям вместе. По Флоренскому, цемент дружбы — слезы, «но не всякие, а те, которые струятся от не могущей выразить себя любви и от огорчений, причиненных другом. И, чем больше дружба,— тем больше слез, а чем больше слез, — тем больше дружбы. Слезы в дружбе — это то же, что вода при пожаре спиртового завода: больше льют воды — больше вздымается и пламя». Слезы здесь можно заменить на прожитые вместе трудности, беды, невзгоды. В них дружба проверяется, в них же закаляется.