Ксения Шаповалова
К барьеру, господа!
Дуэль - это не только дело чести, но и игра по определенным правилам. Представляем вам сами правила и истории тех, кто слишком часто по ним играл.
Само слово «дуэль» имеет давние корни. Лингвисты считают, что в русский язык оно пришло из французского, в который перекочевало из латинского понятия «duellum». По своему значению оно очень близко к слову «война» и подразумевает участие двух лиц: отсюда «duo», то есть «два».

Считается, что ритуал дуэли берет свое начало в Италии, где с XIV века местным дворянам уж слишком не давал покоя южный темперамент и в конфликтах они начали искать повод для смертельного поединка. Так родилось такое понятие, как «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место для драки. Через столетие мода на дуэли выходит за рамки Италии и Франции и расходится по Европе, но до России «дуэльная лихорадка» доходит лишь во времена Петра I.

Русский дворянин находился под влиянием двух противоположных требований своего времени: дуэли в государстве были строго запрещены, но отказ от дуэли считался в свете позором.
Жесткие законы против дуэлей, предусматривающие наказания вплоть до смертельной казни, появились как раз при
Петре I. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь. Правда дуэли в России до конца XVIII века были явлением достаточно редким. Распространение в дворянской среде они получили при Екатерине II, которая была вынуждена даже издать «Манифест о поединках», который предусматривал за бескровную дуэль пожизненную ссылку в Сибирь, а убийство и раны приравнивались к уголовному преступлению. С великим отвращением к дуэлям относился и Николай I. При нём дуэлянтов отправляли служить на Кавказ, а при смертельном исходе лишали офицерского чина.

Русскую дуэль на западе часто называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор — с десяти. Русский дворянин находился часто под влиянием двух противоположных требований своего времени: дуэли в государстве были строго запрещены, но идеал дворянской культуры основным законом признавал честь. Отказ от дуэли часто считался позором.

В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

"Кодекс чести"
Дуэль подразумевала исполнение строго ритуала, это отличало поединок от убийства. В нашей стране было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Часто дуэль называют игрой по определенным правилам. Представляем вам самые важные из них.
Причина и цель
Причина поединка – поруганная честь самого оппонента или дамы. Цель дуэли – восстановить честь, снять с обиженного позор, нанесенный оскорблением.

Участник
Дуэлянт не мог страдать заболеваниями психики. Дуэлянт должен был твердо держать оружие и сражаться.

Противники
В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники. Секунданты должны попытаться примирить стороны. Это можно было сделать даже на поле боя.

Вызов
Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Оскорбленная сторона требовала удовлетворения (сатисфакции).

Секунданты
Секунданты ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сами поединок, отправляли противнику письменный вызов с условиями дуэли.

Время опоздания
Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Дуэльные пистолеты. 19 век.
Сначала дуэлянты часто использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали пускать специальные дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло». Кроме того, стрелять можно было либо по очереди, либо одновременно, стоя на месте или же приближаясь друг к другу почти в упор.

Представляем истории нескольких известных людей, которые слишком часто «играли» в дуэль. Иногда поединки заканчивались абсурдно и противники мирно расходились, иногда финал был слишком трагичен и могли пострадать не только участники, но и секунданты.

«Четверная» дуэль

Имя Авдотьи Истоминой А.С. Пушкин увековечил в романе в стихах «Евгений Онегин»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Известная балерина Авдотья Истомина была возлюбленной офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева и однажды поссорилась со своим кавалером. Она приняла приглашение Александра Грибоедова и отправилась с ним на чай к камер-юнкеру Александру Завадовскому. Сам Завадский не прочь был поухаживать за «блистательной и воздушной» Истоминой, так что ее визит к графу крайне оскорбил Шереметева. Подстрекаемый Александром Якубовичем, он вызвал Завадского на дуэль, в результате которой Шереметьев был смертельно ранен и умер на следующий день. Могила его находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Но дуэль эта получила продолжение. Между секундантами также произошла ссора, итогом которой стал вызов на дуэль, которую пришлось надолго отложить из-за следствия по делу Шереметьева. Поединок состоялся лишь через год в Грузии в овраге у Татарской могилы в окрестностях Тифлиса. В ходе дуэли Якубовичу удалось прострелить Грибоедову мизинец на левой руке. Кстати, именно по этой примете и опознали изуродованное тело российского посла и автора «Горя от ума», когда в Тегеране толпа религиозных фанатиков разгромила российское посольство.

Авдотья Истомина
«И кюхельбекерно, и тошно…»

Рисунок Кюхельбекера. Пушкин пишет письмо Кюхельбекеру
Про дуэль Пушкина с Дантесом известно всем, но далеко не каждый знает, что Пушкин был участником многих других поединков. Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. Кстати, часто друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест.

Иногда поводы для дуэли были совсем уж абсурдные. Одним из одноклассников Пушкина в Лицее был Вильгельм Карлович Кюхельбекер, получивший прозвище Кюхля. Одноклассники часто шутили над ним за его нескладность и застенчивость, но Кюхлю все равно любили.

То ли в 1817, то ли в 1818 году - до сих пор точно это не установлено, Пушкин написал эпиграмму:

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Сделал он это, конечно, не со зла. Кюхельбекер, Дельвиг и Пущин были его лучшими друзьями. Однако чувствительный и ранимый Кюхля обиделся и вызвал Пушкина на дуэль.

Как пишет Юрий Тынянов, первые сведения об этой дуэли зафиксированы на рассказе одноклассника Пушкина Фёдора Матюшкина. Сведения эти опубликованы историком Петром Бартеневым: «Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, и потом они помирились».

Не менее абсурдный повод для дуэли нашелся в 1822 году. Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях. Пушкин просил оркестр сыграть мазурку, а Старов — кадриль. В итоге, последний воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль. Но, к счастью, оба соперника промахнулись.

«Квиты…»

Федор Иванович Толстой
О личности дяди Льва Толстого, Федоре Ивановиче Толстом, еще при его жизни ходили легенды. Он отличался вспыльчивостью, заводным и часто несносным характером и тягой к приключениям. Известно, что Федор Толстой участвовал в кругосветном путешествии русских моряков на шлюпе «Надежда» под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна. Но корабельная жизнь не пошла Толстому на пользу. Из-за буйного характера этого члена команды капитан принял решение избавиться от Толстого и высадил его на Камчатке. Так горе-путешественник добрался до Алеутских островов и побывал на Аляске, заслужив на всю оставшуюся жизнь прозвище «Американец».

Всю жизнь Толстой оставался неуемным бретером и провел несчетное количество дуэлей. В карточной игре он был нечист на руку, что часто и становилось поводом для поединков. Толстой вел счет людям, которых он убил на поединках. Цифра была немаленькой: 11 человек. Достаточно поздно женившись, Толстой стал отцом 12-ти детей, однако до зрелого возраста дожила только одна дочь. В преклонном возрасте Федор Толстой переосмыслил свою молодость и пришел к выводу, что смерть его собственных детей стала ему карой за некогда отнятые на поединках жизни.

Из мемуаров Марии Каменской,
племянницы Федора Толстого:
«Убитых им на дуэлях он насчитывал одиннадцать человек. Он аккуратно записывал имена убитых в свой синодик. У него было 12 человек детей, которые все умерли в младенчестве, кроме двух дочерей. По мере того, как умирали дети, он вычеркивал из своего синодика по одному имени из убитых им людей и ставил сбоку слово «квит». Когда же у него умер одиннадцатый ребёнок, прелестная умная девочка, он вычеркнул последнее имя убитого им и сказал: «Ну, слава Богу, хоть мой курчавый цыганёночек будет жив».

Таинственная испанка
Черубина де Габриак (Елизавета Дмитриева)
Елизавета Дмитриева, преподававшая русскую словесность в Петровской женской гимназии и печатавшая переводы из испанской поэзии, была частой посетительницей вечеров на «башне» Вячеслава Иванова. Именно там завязалась ее близкая дружба с М. Волошиным. Лето 1909 Дмитриева провела в Коктебеле, на даче Волошина, которому очень нравились стихи начинающей поэтессы. Именно в Коктебеле родилась совместная идея о литературной мистификации. Елизавете Дмитриевой придумали звучный псевдоним Черубина де Габриак, появилась литературная маска таинственной красавицы-католички.

С 1909 стихи Черубины де Габриак печатаются в журнале «Аполлон», её успех головокружителен, а творчество получает высокую оценку
И. Анненского и Вяч. Иванова. Публика была восхищена как стихами, так и самим образом незнакомой «испанки», судьба которой окружена ореолом таинственности. Николай Гумилев влюбился в этот образ и буквально забрасывал девушку письмами с признаниями в любви. Когда же тайна раскрылась, поэт был настолько обескуражен, что позволил себе нехорошо высказаться в сторону Дмитриевой. Максимилиан Волошин встал на защиту девушки и дал Гумилеву пощечину. Такое оскорбление повлекло за собой вызов на дуэль.

Место дуэли было выбрано в Петербурге у Черной речки. Именно там решалась судьба А.С. Пушкина. Но с самого начала дня у поэтов все пошло не так. Автомобиль Волошина застрял в снегу, а Гумилев потерял свою калошу. В итоге оба сильно опоздали. Не менее абсурдным оказалось то, что дуэлянты выбрали пистолеты XIX века, которые были не приспособлены для стрельбы в сырую погоду. Наконец Гумилев выстрелил. Он промахнулся. У Волошина же дважды случилась осечка, после чего по одной из версии он стрелял в воздух.

На утро в прессе смачно высмеивали горе-дуэлянтов. Поэты так никогда больше и не помирились. Само разоблачение обернулось для Дмитриевой тяжелейшим творческим кризисом: после разрыва с Гумилёвым и Волошиным и скандальной дуэли между двумя поэтами Дмитриева надолго замолчала, а затем вышла замуж совершенно за другого человека.