СТЕКОЛЬЩИКОВ СВЯТОСЛАВ
"ЭПП/эхопрокуренныхподъездов: творческий путь Андрея Грицкова"
Бестолковые наколки
Книги известных писателей на полке
Коннекторы, папки, иконки
Вся твоя юность - это надпись на футболке
31 декабря 2022 года в возрасте 29 лет из жизни ушел Андрей Грицков, также известный как музыкант под псевдонимом эхопрокуренныхподъездов или же сокращенно ЭПП. Человек, оказавший знаковое влияние на такое жанровое течение как абстрактный хип-хоп в пределах СНГ. Человек, широко известный в узких кругах, но так и не получивший признание от массового слушателя. Человек, что всем своим естеством терпеть не мог праздники, а потому счел бы весьма ироничным свою кончину аккурат к Новому году. Человек, благодаря которому я и многие другие люди смогли взглянуть на поэзию под совершенно другим углом. В этой статье мы рассмотрим творческий путь Андрея, вычленим какие-то значимые события и попытаемся заинтересовать читателей в ознакомлении с его музыкой.
Начать стоит с того, что сам Андрей был весьма неоднозначной персоной. Его нарочито небрежное поведение в публичном пространстве могло запросто отпугнуть потенциального слушателя. При этом какого-то таинственного ареола вокруг своей личности ЭПП никогда не пытался возвести и был максимально приближен к своей аудитории, насколько это вообще возможно. Нередко после концертов его можно было застать в окружении своих фанатов.


"Музыка - это всего лишь набор слов и нот. Зачем это как-то сакрализировать ?"
Обратимся к текстовой составляющей эхопрокуренныхподъездов. Чуть ли не вся поэзия Андрея — это сублимация различного рода негативных мыслей. Подавалось же это все при помощи комплексных словесных образов, будто позаимствованных прямиком из стихотворений символистов 20-го века, богатого разношерстного вокабуляра и отсылок ко всему подряд, начиная от имен футболистов и заканчивая литературными произведениями. Звучит как прямая заявка на что-то серьезное ? Андрей же относился к этому гораздо проще и с преспокойной душой заявлял в одном из интервью: »Музыка - это всего лишь набор слов и нот. Зачем это как-то сакрализировать ?»
Начало пути
Теперь же перейдем непосредственно к творческому пути ЭПП. И первым делом затронем временной промежуток с 2009 по 2011. Именно в это время выходят такие альбомы под его авторством как «Запах виниловой осени», «Счастье», «Саркома» и другие. Тогда же и вырабатывается музыкальная формула, следовать которой исполнитель будет еще несколько лет: записанная в домашних условиях вокальная дорожка поверх простенького сделанного на коленке бита. А именовалось это в народе не иначе как «абстрактный хип-хоп». На первых порах это могло казаться как минимум непрофессиональным, но именно сырой подход и добавлял песням особый чарующий шарм. Чуть погодя подобный кустарный способ написания музыки возьмут на заметку множество других исполнителей, из-за чего в странах СНГ произойдет стремительный взлет подобного жанра. Теперь же поговорим о текстах ЭПП того периода. В них Андрей ничуть не чурался транслировать свое слегка наивное подростковое мировосприятие. Тема (не)разделенной любви – одна из центральных и проходит красной нитью на протяжении всех тех релизов. В те же года и пишется "парочки пялились как падали с неба кометы" – одна из самых популярных композиций автора. Стоит также упомянуть, что над музыкальной составляющей Андрей тоже работал самостоятельно. В дальнейшем же ЭПП будет всеми возможными способами открещиваться от творчества того периода, не воспринимая его всерьез.
А может плюс ещё одна и расцветут магнолии?
В амбулаторной карте кашлями схожу на ноль
Кометы падали плашмя на футбольном поле
Я, наблюдая, обнимал дешёвый алкоголь
Может ты всё-таки попялишься на них со мной?

2012 год
Теперь плавно перейдем к 2012 году, ведь именно тогда и выходит следующий релиз эхопрокуренныхподъездов под названием "Мурманск". И тут настает самый подходящий момент, чтобы обратиться к биографии артиста. Значительную часть своего взросления Андрей провел в городе Мурманск, в честь которого и названа пластинка. Умеренно-холодный климат во многом оказал влияние на личность исполнителя, что и нашло отражение во многих песнях. И именно на этом альбоме автор нащупывает тот самый творческий вектор, знакомый бывалому слушателю. В текстах появляются такие незаменимые атрибуты как предельно пессимистичный взгляд на мир, неприятие окружающей действительности, а также злобная ирония в адрес многих вещей. В тот же год у ЭПП проходят концерты и квартирники во многих городах России. "Честерфилд" – один из главных хитов альбома. На правах автора статьи еще посоветовал бы ознакомиться с песней "Адидас", в которой весьма забавно обыгрывается заурядная ситуация про то, как рафинированный интеллигент сталкивается с обывательскими житейскими проблемами.
Терабайты пост-панка и даркфолка
Расскажут как соорудить дочурке обувную полку
Подпольный индастриал научит обращаться с перфоратором
И зарабатывать на стройке

2013 год
В 2013 году выходит "Опухоль" - следующий релиз эхопрокуренныхподъездов. Озираясь на него спустя прошедшее время, можно прийти к выводу, что этот альбом – своего рода попытка окончательно поставить крест на чересчур мягкотелом творчестве раннего периода. Именно поэтому на пластинке можно найти чернуху всех мастей и расцветок, которая как будто бы намеренно призвана отвернуть от себя раннюю фанбазу. Тем не менее, в треке "Мортал комбат" можно нащупать что-то весьма по-хорошему сентиментальное, а сэмпл группы Sonic Youth в "Алкоголь квлт" до сих пор приятно согревает. Стоит также упомянуть, что в записи релиза поучаствовал ныне популярный персонаж под псевдонимом Паша Техник из группы Kunteynir.
Ты уйдешь из кафе, я уволюсь с завода
И вспомню все комбо киборгов в Mortal combat
Я обниму тебя, друг, поверь, скоро
Придет время, и мы пройдем и Шаокана и Горо
2014 год
На следующий же 2014 год ЭПП выпускает весьма занятный альбом под названием "РФ дум". Название – это своего рода каламбур, обыгрывающий на никнейм одного американского рэпера MF Doom. Концепция же релиза заключается в том, что за основу каждого трека был взят припев из популярных эстрадных песен СССР-кого периода, начиная от Юрия Лозы и заканчивая Давидом Тухмановым. Подобные референсы нужны были для того, чтобы как можно глубже погрузить слушателя в не совсем приятные реалии постсоветского пространства, описывающихся в текстах. При прослушивании в голове то и дело всплывают образы, как будто бы вытащенные прямиком из фильмов Балабанова. Моя персональная рекомендация – песня "Вагончик тронется", в которой довольно лаконично рассказывается про поездку в плацкарте. Людей с имеющимся опытом вероятно это сможем натолкнуть на ряд не самых радужных воспоминаний.
Кто, палясь по падикам, скурится?
Forever ли, всё-таки, young?
Мой адрес не дом и не улица
Мой адрес - веревка/петля


2015 год
На дворе 2015 год. Концерты эхопрокуренныхподъездов достигают немалых масштабов, благодаря которым он объезжает чуть ли не все уголки России вместе с крупными городами соседних стран. При этом выступать как правило приходится перед маленькой аудиторией в небольших барах, крошечных клубах или вовсе в формате квартирников за мизерный гонорар. Как позже расскажет один из организаторов из Ижевска в интервью, концерт ЭПП на тот момент обошелся в какие-то 5000 рублей и "вписку". Именно в этот период и выходит релиз "Такие дела", в котором неприкрытая злоба достигает своего апогея. Ненависть по отношению к социуму, окружающей действительности и даже самому себе сочится прямиком из каждой щели. В своей агрессии автор доходит до некоторого пика, благодаря которому можно усмотреть мировоззрение человека, глубоко разочаровавшегося в мире. И как оказалось, подобный взгляд на вещи близок многим жителям СНГ, что ощутимо расширило фанбазу. А под "Буковски" и "Перелом" теперь можно было даже потолкаться в слэме.
Хипстеров за соседними накурило
И с тупыми минами они входят в блаженство
Не мое, я надрался и, как урину
Проливаю слезы над неверностью женской
2016 год
На 2016-м году стоит заострить особо пристальное внимание в биографии ЭПП, ведь именно тогда выходит один из самых знаковых релизов под названием "Ты должен носить свои грехи прямо на рукавах". Название альбома – это чуть ли не дословная цитата из выступления стэндапера Дага Стэнхоупа. Текстовая составляющая выходит на совершенно другой уровень, отчего некоторые произведения теперь можно спокойно воспринимать в отрыве от аранжировок и вчитываться в них как в отдельные стихотворения. Здесь же и появляется знаменитая фраза Андрея "вся твоя юность – это надпись на футболке" в открывающей песне. Знающие люди сразу заприметят в этой строчке не только отсылку к ранее популярному стритвир-брэнду, но и тот запредельный уровень отчаяния, таящийся в словах. Дальше – больше. В треке "Берлин" рассказывается про то, что эскапизм в детских беззаботных воспоминаниях не способен помочь человеку в долгосрочной перспективе, ведь в один момент придется столкнуться с холодной неприветливой реальностью. Песню "Роденбах" можно по праву считать гимном всего сытого поколения, на чью долю не выпало великих испытаний. А в "Видел вчера твоего малыша" многие лица мужского пола смогут разглядеть далеко не самое оптимистичное событие, которое может их ожидать в дальнейшем. Тем не менее, несмотря на ряд довольно мрачных тем, затрагиваемых в альбоме, финальные четверостишья в последней песне оказывают какой-то терапевтический эффект на слушателя, помогая принять этот столь неоднозначный мир и двигаться дальше. Как позже заявит Андрей в своем паблике с присущей ему язвительной манерой : "Один из двух наименее поганых альбомов за всю мою карьеру". У читателя может возникнуть вопрос, о каком же втором релизе идет речь ? Об этом мы сейчас и поговорим.
Но этой ночью мы молоды
Так будем оставаться детьми
И если вдруг станет холодно
Давай уедем в Берлин, ведь мы

Этой ночью так молоды
И глаза до сих пор горят ярко
И, если вдруг станет холодно
Я обещаю, мы вернёмся, ведь я бросил якорь

Я знаю, мы способны на большее
Чем служба посреди дежурных вахт
Только, мой дорогой друг, запомни:
Ты должен носить свои грехи прямо на рукавах
2018 год
В 2018 году Андрей Грицков объединяется с Михаилом Золотаревым, лидером группы Црвених Цветова, для записи гитарного альбома. Отныне музыка проекта совсем перестает походить на хип-хоп, а жанрово обозначить ее можно как слоукор или мелодик-хардкор (Прим. Группы La Dispute или Codeine). Пластинка получила название "Взгляд на 2000 ярдов" в честь одного из симптомов посттравматического стрессового расстройства, что выражается в пустом расфокусированном взгляде у пациента. Теперь же перейдем к обсуждению самих песен, благо обсудить тут действительно есть что. Трек-открывашка "Лабрадор" сходу настраивает слушателя на нужный лад, рисуя перед слушателем картину надвигающейся беды. В композиции "Лэйтнайт" мы как будто бы проникаем в черепную коробку апатичного человека, где каждая словесная конструкция настолько точечно и детально визуализирует это самое состояния, отчего надобность в каком-либо клипе отпадает в принципе. Песня "Красные цветы" не только показывает, сколь филигранно Андрей играется со всевозможными сравнениями, но и плавно подводит к мысли о принятии смерти близкого человека. В "Миссури" же автор и вовсе окончательно прощается с темой неразделенной любви в своем творчестве, подытоживая все фразой: "романтизация разной х***и превращает тебя из человека в г***о". Завершается же это монументальное полотно композицией "Триггер" – сильнейшим антивоенным высказыванием, которое тем не менее не превращается в какую-то банальную агитацию, а лишь транслирует образы столь ужасающие, после которых надобности обрамлять посыл не возникает в принципе. Этот релиз по праву можно считать магнум-опусом проекта эхопрокуренныхподъездов и прекрасным образчиком поэзии, которая способна говорить о сложных вещах, не прибегая к какой-либо вычурности.
Знаешь, я взял эту ночь напрокат
Показать тебе как молодую луну
Поедает кархародонтозавр автострад
И как на утро криволесья со мной всполыхнут

2019-2022 годы
В последующие четыре года крупных релизов так и не последовало. Слушателю предлагалось довольствоваться несколькими синглами, среди которых особо выделяются "Дуглас Пирс" и "Эндемик". В первой песне автор пытается отрефлексировать гибель своей возлюбленной в автокатастрофе, а во втором Андрей демонстрирует свои новообретенные навыки экстрим-вокала. Также за это время проходят несколько туров, отыгрываются концерты с полностью живым составом, а название проекта окончательно урезается до лаконичного ЭПП
И лишь рахитные рёбра черемухи
За доскою забитым окном
Скрипит позвонком материнская зависть
Мы уходим, прощай, моя рёва, и
До свидания, родительский дом
В её властных глазах я последний мерзавец

"Релиз будет про неотвратимость смерти на войне. Про то, что уж лучше умереть самому, чем от рук отвратительных военных"
Параллельно с этим исполнитель в силу своих возможностей то и дело анонсирует свой так и не вышедший альбом под названием "Бодегравен". "Релиз будет про неотвратимость смерти на войне. Про то, что уж лучше умереть самому, чем от рук отвратительных военных" – говорит Андрей в своем интервью далекого 20-ого года, как бы заглядывая наперед. Услышим ли мы когда-нибудь его целиком ? Нам остается лишь надеяться, что коллеги и друзья музыканта смогут довести наработки до ума и выпустить их, что и послужит неким прощанием с человеком, значимым для многих.

Я так больше не могу, оставь
Меня в покое, но если нужда возникнет
Знайте, я буду лежать в кустах
Молодой садовой земляники
Однажды вспомнишь про свою любовь
Случайной фразой в фильме или книге
Оставшись в одиночестве с самим собой
В который раз всё повторится
Триггер
Что бы сказал Андрей, если бы услышал, что ему будут посвящать целые лонгриды ? Скорее всего просто бы повел бровью да иронично добавил, что это глупости какие-то. Однако важно чтить память и достижения отдельно взятой личности. Пусть даже если эта самая личность признавать свои заслуги не сильно то и хотела.