Полина Григорьева
Яна Титоренко
Фауст, Ванька и Стравинский
Рецензия на спектакль "Черт, солдат и скрипка"
Этот материал мы решили отнести в рубрику "РеZOOMе".
Солдата спасет его скрипка, Бога – надежда, а зрителя – улыбки трех друзей, решивших вопреки предубеждениям и непохожести сыграть в одном спектакле.
Мы часто находим в искусстве оправдание безумиям нашего мира: во время самых кровавых воин люди продолжают писать стихи. «Когда говорят пушки, музы молчат»Игорь Стравинский однажды взялся доказывать обратное, и в Европе, истерзанной Первой Мировой Войной, вместе с приятелем Шарлем Рамю создал «Историю солдата» – забавную постановку для маленьких сельских театров, трёх исполнителей (Рассказчик, Солдат и Дьявол) и семи инструментов (скрипка, контрабас, фагот, корнет-а-пистон, тромбон, кларнет и перкуссия). Маленькие театры выросли до ведущих, стихи были переведены на разные языки, интерпретированы такими известными людьми, как Курт Воннегут, а «История солдата» прочно укрепилась в театральном репертуаре, пережив эпоху. Михаил Кисляров сделал попытку поставить спектакль и в современной России – «Черт, солдат и скрипка» гастролирует по театрам вместе с тремя главными исполнителями – «неактерами»Владимиром Познером, Андреем Макаревичем и Дмитрием Ситковецким.
Познер, Макаревич и Ситковецкий – три приятеля, три затейника – «родное триединство». Зрителю кажется, что он попал на квартирник к старым друзьям: Андрей принес гитару, Дима – скрипку, Володя – слова на почитать. В гости к ним заглядывает со своего турне виртуозная Полина Осетинская, берет пару аккордов, случайно пускается в арпеджио. Кто-то танцует, кто-то рисует, кто-то снимает и выставляет свет – синкретизм искусств превосходит все мыслимые и немыслимые масштабы: действие происходит на сцене театра, которая превращается в студию программы «Познер», в которую пришел Солдат рассказывать свою историю, которую параллельно разыгрывают танцем и музыкой. Если постмодерн может быть нагловато-веселым, то в данном случае он именно такой. Если постмодерн вообще возможен в театре, если новые медиа укладываются в размах сцены, то вот он, этот постмодерн, уже здесь.
«Черт, солдат и скрипка» – авантюра в духе Курта Воннегута, недаром он взялся переводить – «если хотите разочаровать родителей, а к гомосексуализму душа не лежит, становитесь писателем» – это абсолютно современное, точное в каждое аллюзии, уверенное повествование о человеке, совершающем ошибки. Планшеты, котировки, цены на нефть, кремлевские стены – реальный мир прибаутками и стереотипами укладывается в контекст «вечного».
Современная интерпретация на русском языке в стихотворной форме выполнена Михаилом Успенским, имя которого можно увидеть на обложках сомнительного качества книг у мужчин сурового вида в метро. От такого автора опасливо ждешь сальностей и пошлостей, но совершенно не представляешь его тексты достойными исполнителей, которых мы привыкли причислять к интеллигенции – должен же у них быть некоторый снобизм! Но стихи, местами сбивчивые, местами грубые, вдруг оказываются на удивление удачными. Они не вульгарные, они простые: точно так же просты и рисунки Макаревича, время от времени появляющиеся в качестве декораций, танцы, которые исполняют участники, не победители даже одноименного шоу на ТНТ. Не слишком ли много простоты для имен Познера, Ситковецкого, Осетинской? Они интуитивно понимают вещь, которой следовало бы учить многих театральных режиссеров: Стравинский достаточно сложен, чтобы все остальное было простым. Главный герой в этом спектакле — музыка, которая незаслуженно остается незамеченной. А игривая, залихватская, народная рифма укладывается в размер старых сказок – сказки не тестируют поэтическими канонами – и потому, сталкиваясь с музыкой Маэстро, не теряет и не проигрывает: это не простота и сложность оттеняют друг друга, это две вечности – народная и музыкальная – позволяют случиться спектаклю.
Да я — часть той силы,
что в обличьи Черного Козла
роду людскому желает зла.
Но получается облом —
и зло кончается добром!

На этом фрагменте Гёте, должно быть, нервно вздрагивает в гробу, но зритель смеется – радость оправдывает искажение классической красоты. Черт, улыбаясь, заигрывает с Солдатом, разрушает фаустианский мирок, лубочными прибаутками настраивает нас на счастливую концовку – но внимательный зритель услышит, как сквозь русскую плясовую прорывается чарующая мелодия кларнета, и танцор-солдат, пластически изгибаясь, пляшет именно под эту незаметную мелодию. Вот они, чаяния русского человека, Ваньки, который, казалось бы, вырос из дурачка и стал Иваном, солдатом, человеком, остаивавшим интересы своей Родины и торопившимся домой к семье и невесте. Можем ли мы его упрекнуть в том, что он захотел поменять скрипку на богатство, довольство и знание? Как часто мы сами отказывались от чего-то простого, в суете не заметив вечности: поменяли поэтов на менеджеров, запах сирени – на запах нефти? Болезненно-патриотическая фабула состоит в том, что жить хорошо даже трикстеру, Ваньке, выходящему из всех бед и перипетий, на Руси и тем более вне ее не получится. Можно только идти от одной войны с самим собой к другой, не соблазняясь на заманчивые предложения Черта. Этот Солдат – новый тип сказочного героя, и он, конечно, учит нас главному – счастливого финала не будет.
Так что не верьте сказкам и бредням —
черт всегда смеется последним.
Это у Бога законов много,
а дьявол —
он играет без правил…

Ситковецкий, играющий на скрипке, исполняет роль того самого Мефистофеля — конечно, не случайно. Надежды маленький оркестрик под предводительством любви тает с каждым неверным шагом Солдата, все больше увязающего в паутине Черта. Скрипка, которая была синонимом чистоты и будущности — а была ли, военный трофей, доставшийся, наверняка, не мирным путем? — становится инструментом действий Черта. Ее он хочет в обмен на земные блага, ею он мучит Принцессу, по ней после тоскует неудачливый Солдат. Только она смеется в конце истории — смеется последней, смычком прорезая сознание зрителя, застывшего в шоке от внезапного конца. Скрипка — злой и безжалостный символ реальности.
Увы, победителем лишь тот оказывается,
кто с чертом вообще никогда не связывается.

У этой хамоватой, грубой и очень нежной истории нет морали. «История солдата» – когда забываешь отчество у тирана или президента, когда неважно, на каком канале работаешь и где даешь концерты. «История солдата» – когда не помнишь ни город, ни страну, ни век. «У Бога законов много», – с характерным акцентом произносит Познер. Да, много. И, наверное, он любит игру, раз придумал театр, поэзию или музыку, например. Триединство на сцене собирает в ладони ноты, рифмы и па, чтобы швырнуть в лицо зрителю концентрированную наглость, от которой дух сводит, веселость шире всяких забав, искренность – дружескую, домашнюю. Морали не будет. Эта история – не про мораль. Она нужна нам для того, чтобы выйти из театра и продолжать любить мир – со всеми его безумиями, со всеми несовершенствами, со всеми страхами – как любил Игорь Стравинский, когда солдаты маршировали вдоль его музыки. «Удобрить ее солдатам / Одобрить ее поэтам». Стравинский и Рамю одобрили.
Каламбур, шутка, вызов – «История солдата» дошла до нашего мира историей поэта. Хей-хо, как говорил Курт Воннегут, ничего не объясняя. Абсурду не идут на пользу объяснения. Абсурд – для смеха, для искренности, для того, чтобы, разрушив мир до основания, склеить его заново и продолжить радоваться.

«Что, у нас войн не хватает? Вчера была одна, сегодня другая, завтра, боюсь, какая-нибудь еще стрясется», – заметил Андрей Макаревич в одном из интервью к премьере спектакля. Действительно, воин у нас случается много: по три в день. Юмора нам не хватает – восстановили баланс.

Мимо речки, мимо луга
по шоссе "Дербент - Калуга"
шел солдат своей страны
с необъявленной войны.

Эту войну тоже никто не объявлял, но она ведется с начала времен – с любым негласным злом – война за возможность смеяться во весь голос, не вспоминая, что в мире существуют отчаяние, боль и несправедливость. У нас нет против них оружия, но есть искусство. Оно нас и спасет. Солдата спасет его скрипка, Бога – надежда, а зрителя – улыбки трех друзей, решивших вопреки предубеждениям и непохожести сыграть в одном спектакле.