Яна Титоренко
Антигерои нашего времени
Классическими зависимостями – алкоголь, наркотики, рок-н-ролл – уже никого не удивишь. Мир почти научился с ними справляться, но, по закону подлости, человечество подготовило для себя парочку новых испытаний. О зависимостях digital-эпохи – в нашем материале.

1
Игровая зависимость

Игровая зависимость стара, как мир... а, нет. Впервые о ней заговорили относительно недавно, в 1983 году, когда ученые Технического университета Луизианы описали зависимость от аркадной игры Pac-man, сравнив ее с зависимостью от психоактивных вещей. Столь внушительный срок делает эту зависимость практически вымирающим мамонтом нашей подборки.
Игровую зависимость много изучали – немецкие ученые, британские ученые, американские ученые, но официально так и не признали заболеванием. Тем не менее, во многих учреждениях проводится лечение игровой зависимости, а исследования показывают, что на мозг скриншоты любимой игры воздействуют так же, как картинка дорожки кокаина.

Наиболее частые причины игровой зависимости – неудовлетворенность реальной жизнью, возможность самореализации в рамках игры, система бонусов и поощрений, постоянное ощущение новизны. В какой-то момент человек настолько вживается в роль, что начинает дружить, любить, страдать, доказывать и делать только в условиях киберпространства. В реальности он, разумеется, превращается в безвольный овощ. Зависимость от компьютерных игр – трансформированная форма более ранней зависимости – от игры в принципе. Людям характерно желание менять роли, конструировать реальности (в каком-то смысле с конструированием реальности работает и литература, и театр, и музыка), получать опыт "сверх" обычной жизни. Подобное стремление не всегда пагубно для психики: фактически, современный человек может получить опыт почти реальной войны, никогда в ней не участвуя, если он обладает достаточно пластичной психикой. Это кол с двумя заостренными концами – любой из них убьет вампира, если тот вовремя не нажмет знакомый всем крестик в правой верхней части окошка. Кнопку выхода из игры.

20 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались в игровой зависимости. Примерно 5% людей страдают ею. Это впечатляющие цифры, но они говорят не только о вреде игр, но ещё и о том, что, как минимум 5% не могут найти себя в нашем мире, не имеют возможностей для самореализации. Эта проблема шире и сложнее только киберпространства. Это проблема самого функционала нашей Вселенной.

2
Зависимость от Netflix

В одну из клиник Индии совсем недавно обратился пациент с сериальной зависимостью. Он признался, что в течение полугода тратил на просмотр сериалов примерно по 8 часов в сутки, заработал себе проблемы со зрением, осанкой и сном. Его положили в отделение к зависимым от алкоголя и пообещали вылечить. Это первый признанный и задокументированный случай "зависимости от Netflix", как ее уже прозвали в социальных сетях. Стриминговая платформа Netflix – постоянный поставщик сериалов, а зависимость характеризует буйное желание их смотреть.

Глубинные причины этой зависимости практически идентичны тем, которые провоцируют игровую: неудовлетворенность реальной жизнью, возможность примерить роль главного героя, сюжет, динамика, ощущение могущества. В отличие от игровой зависимости, больной не получает здесь суррогата общения, но зато у него есть возможность сублимировать коммуникацией героев сериала.

Врачи бьют тревогу и выражают обеспокоенность, а Netflix тем временем выпускает новый эпизод культового сериала "Черное зеркало" – "Брандашмыг", интерактивное кино, в которое сюжетная линия будет меняться в зависимости от желания зрителя. Геймификация чистой воды. Матрица близко.

3
Зависимость от лайков

Аналитики сервиса Instagram обычным рабочим днем заметили, что пользователи довольно часто удаляют фотографии из профилей. Они забеспокоились и провели исследование, которое показало, что чаще всего удаляются те фотографии, которые набрали мало лайков. Instagram поразмыслил и запустил Stories – фотографии, которые существуют только 24 часа и на которые нельзя поставить like. Stories стали отказом от общемирового тренда измерять важность лайками. Социальная сеть "Вконтакте" попыталась решить проблему по-своему, запустив просмотры – оказалось, что просматривают публикацию гораздо больше человек, чем лайкают.

Зависимость от лайков – своего рода зависимость от общественного одобрения. Человек, выкладывая публикацию или фотографию, надеется, что она понравится его друзьям. Отсутствие лайков угнетает. Ты чувствуешь себя непопулярным, ничтожным и неинтересным. Даже мы в "Zoom" чувствуем (ставьте лайки).

Лайк в Интернете – это улыбка красивой девушки на улице или восторженный взгляд ребенка, или огонек живого интереса в глазах друзей. Мы хотим быть нужными и понятыми, а потому – ждем лайков. Это простая человеческая слабость, которую преступно обнажила эпоха интернета.
Кадр из сериала "черное зеркало". Герои серии преобразовывали лайки в рейтинг, который прямо влиял на реальную жизнь.

«
Интернет – это возможность найти любую информацию в течение 5 минут, обмен сообщениями в режиме реального времени, шанс видеть на экране лицо любимого человека, находящегося на другом континенте. Это огромный потенциал дружбы и космополитизма, международных связей, опыта и образования. Интернет летает быстрее лучших авиакомпаний мира, объединяя людей на манер самолетов или мостов. Мы можем бесконечно твердить о его вреде – даркнете, кибершпионаже, группах смерти, зависимостях, но не стоит забывать о том, что Интернет – только средство, которым неумело или агрессивно пользуются сами люди. Любая проблема – в человеке. Поэтому в следующий раз, если не хотите стать героем статьи о новой зависимости, вместо новой серии, игры или общения в соц.сетях пойдите на встречу с друзьями, покатайтесь на коньках и попейте кофе, чтобы потом выложить фотографию в Instagram – но только себе на память.

Кстати, подписывайтесь, ставьте лайки и делитесь публикацией в социальных сетях :) а автору этого материала пора досматривать серию.