Игровая зависимость
Игровая зависимость стара, как мир... а, нет. Впервые о ней заговорили относительно недавно, в 1983 году, когда ученые Технического университета Луизианы описали зависимость от аркадной игры Pac-man, сравнив ее с зависимостью от психоактивных вещей. Столь внушительный срок делает эту зависимость практически вымирающим мамонтом нашей подборки.
Игровую зависимость много изучали – немецкие ученые, британские ученые, американские ученые, но официально так и не признали заболеванием. Тем не менее, во многих учреждениях проводится лечение игровой зависимости, а исследования показывают, что на мозг скриншоты любимой игры воздействуют так же, как картинка дорожки кокаина.
Наиболее частые причины игровой зависимости – неудовлетворенность реальной жизнью, возможность самореализации в рамках игры, система бонусов и поощрений, постоянное ощущение новизны. В какой-то момент человек настолько вживается в роль, что начинает дружить, любить, страдать, доказывать и делать только в условиях киберпространства. В реальности он, разумеется, превращается в безвольный овощ. Зависимость от компьютерных игр – трансформированная форма более ранней зависимости – от игры в принципе. Людям характерно желание менять роли, конструировать реальности (в каком-то смысле с конструированием реальности работает и литература, и театр, и музыка), получать опыт "сверх" обычной жизни. Подобное стремление не всегда пагубно для психики: фактически, современный человек может получить опыт почти реальной войны, никогда в ней не участвуя, если он обладает достаточно пластичной психикой. Это кол с двумя заостренными концами – любой из них убьет вампира, если тот вовремя не нажмет знакомый всем крестик в правой верхней части окошка. Кнопку выхода из игры.
20 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались в игровой зависимости. Примерно 5% людей страдают ею. Это впечатляющие цифры, но они говорят не только о вреде игр, но ещё и о том, что, как минимум 5% не могут найти себя в нашем мире, не имеют возможностей для самореализации. Эта проблема шире и сложнее только киберпространства. Это проблема самого функционала нашей Вселенной.