Эржена Эрхитуева
Пандито Хамбо Лама Итигэлов. Есть ли жизнь после смерти?
Верующих он укрепил в вере, сомневающихся избавил от сомнений, атеистов заставил задуматься

XXIV Пандито Хамбо Лама Аюшеев


Возле горы Хамар-Дабан в Республике Бурятия, рядом с городом Улан-Удэ находится центр Буддийской традиционной Сангхи ( буддийское сообщество) России — Иволгинский дацан (монастырь). На тибетском языке его именуют «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин», в переводе — «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты». Он был построен в тяжелое для религии советское время – в 1945 году. Существует версия, согласно которой буддийское сообщество финансово поддерживало армию СССР, выделяя огромные по тем временам суммы. В знак благодарности после окончания войны возведение монастыря было официально разрешено.
Согчен дуган - главный соборный храм Иволгинского
дацана.
Иволгинский дацан включает десять дацанов и дуганов (храм), университет, медицинский отдел, жилые дома и оранжерею. Монастырь включает главные храмы «Жуд дуган», «Согчен», «Маанин дуган», «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ»,«Майдарин Сумэ», «Дэваажин». Главной достопримечательностью и несомненной гордостью бурятского народа является резиденция XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова (религиозного учителя, монаха), главы буддистов России. Он стал одним из выдающихся буддийских подвижников не только России, но и всего мира.
Иволгинский дацан. Вид сверху.
Даши-Доржо Итигэлов родился приблизительно в 1852 году в местности Улзы-Добо вблизи Оронгойского сельского поселения в Бурятии. Точная дата рождения неизвестна. «Понимая, что понятие "время" напрямую связано с Эрлиг Ханом —Хозяином смерти, бдительные буддисты раньше остерегались отмечать время рождений и напрямую говорить про свой возраст», — говорит XXIV Хамбо лама Дамба Аюшеев.

Дамба Бадмаевич Аюшеев — XXIV Пандито Хамбо лама — глава Буддийской традиционной сангхи России
Точное происхождение Итигэлова до сих пор остается загадкой. Бурятские семьи часто переселялись во время захвата их земель, а активные участники сопротивления были вынуждены жить под чужими именами, чтобы избежать репрессий от землепроходцев. Поэтому в родословных имеются разноречивые сведения. Согласно рисунку сохранившегося генеалогического дерева Даши- Доржо родился в семье Итигэла Мункотагарэй рода булагатов, составивших четвертую часть племен бурятского народа.

Булагаты — этническая группа (племя) в составе бурятского народа.
Будущий лама рано осиротел и был вынужден работать пастухом в местности Ошор Булак в простой бурятской семье Ринчина и Надмит Батобаторовых. В книге исследователя Янжимы Васильевой можно найти некоторых подробности нелегкой жизни Итигэлова в начале земного пути. Так его земляки говорят о том, что он получал примерно четыре или семь рублей в год и в заморозки пытался согреться, стоя в свежих коровьих лепешках.
Доржиев Бимба лама, главный хранитель тела Хамбо Ламы Итигэлова, вспоминает отцовские рассказы об Итигэлове. Будучи мальчишкой, он был достаточно упрямым и любознательным. Он часто пас скот в местах захоронений, прикасаясь к надгробиям и ритуальным предметам. Тогда умерших не закапывали, а оставляли на поверхности. При этом он приговаривал: «Если бы вы меня слушались, не лежали бы здесь мертвыми».

Бимба-лама Доржиев, главный хранитель тела Итигэлова.
Провидцы уже в то время предсказали Даши-Доржо великое будущее, когда однажды вечером мальчик появился верхом на быке с колом, на котором был человеческий череп. Маленький Итигэлов тогда воскликнул: «Я стану Хамбо ламой». Жена хозяина Батобаторова лишь посмеялась над пастушком: «Какой из тебя лама, голодранец».

В 15 лет Итигэлов начал свое 23 - летнее обучение буддийским наукам в Анинском дацане, куда его привёз Захарай Ширап Нимбу-ламхай из Тэгды — один из самых известных бурятских монахов, будущий наставник Даши-Доржо. Лама Аюшин Галдан, в эти времена служит ширээтэ (настоятелем) дацана и берет Итигэлова на должность дуганши (смотрителя) Дуйнхор дугана, определяя ему стипендию в пять рублей в месяц. Стипендию платят по очереди жители Нурэйской, Ойбонтской и Могойской деревень. Они же платят и отступные за освобождение от службы Даши-Доржо в Янгажинском казачестве.
Анинский дацан. Гравюра 1880-х годов
Старательность и тяга к знаниям помогли заслужить Итигэлову авторитет среди других лам, поэтому его религиозная карьера быстро развивалась. В 1895 году уже будучи доктором буддийской философии, Даши-Доржо снова вступает в ряды студентов медицинского факультете в Тамчинском дацане (Гусиноозерский). Он становится известным лекарем и оставляет после себя более 50 книг по буддийской философии и фундаментальный труд по фармакологии «Жор».
Церемония Цам - торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях. Тамчинский дацан (Гусиноозёрский). 1890-е годы
В 1904 году Итигэлов стал настоятелем Янгажинского дацана. Под его началом были построены храмы Чойра и Дэважин в память о воинах, погибших во время русско-японской войны. Итигэлов пожертвовал на строительство почти всё своё состояние — примерно 15 тысяч рублей, а также собрал крупную сумму среди населения. В марте 1911 года Итигэлова избрали XII Пандито Хамбо-ламой — главой буддистов Восточной Сибири. Находясь на этой должности, он занимался устранением противоречий между главами различных дацанов, уделяя особое внимание просветительской деятельности и помогая в издании религиозной литературы.
XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржи Итигэлов
В годы Первой Мировой войны Даши-Доржо организовывает денежный сбор для российской армии и строит лазарет в прифронтовой полосе, посылая туда лам-лекарей. В 1913 году по личному приглашению Императора Николая II посещает официальные торжества в Петербурге, посвященные 300-летию дома Романовых. Эта встреча носила глубокий символический характер. Екатерина Великая встречалась с I Пандито Хамбо-Ламой Заяевым, а ее прапраправнук Николай II с XII Пандито Хамбо-Ламой Итигэловым, который считается буддистами перерожденцем Заяева. Начало истории буддизма в императорской России и ее конец отмечены двумя встречами, разделенными полуторавековым промежутком.

После освящения бюста Екатерины II в дацане Гунзэчойнэй в 2019 году. Врио губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Беглов и буддийское духовенство: Гэсхы-лама Санкт-Петербургского дацана Ширап Жамсо (В. З. Нанзатов), Ширээтэ-лама Санкт-Петербургского дацана Джампа Доньед (Б. Б. Бадмаев), Ширээтэ-лама Анинского дацана Легцок (В. Б. Дарижапов)
В 1915 году Итигэлов был награждён Орденом Драгоценного жезла Монголии, а в 1916 — российским орденом Святой Анны II степени. В июле 1917 года в Тамчинском дацане на II Общебурятском съезде Даши-Доржо избирается его председателем, но уже в сентябре возвращается в Янгажинский дацан, сложив с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы в связи с плохим состоянием здоровья. Оставшиеся годы своего служения монах положил на то, чтобы не допустить притеснений верующих и гонений на буддийские храмы.

По воспоминаниям современников, Итигэлов обладал телепатической способностью, мог за короткое время преодолевать огромные расстояния и обладал даром ясновидения. Например, во время встречи с ламой Агваном Доржиевым, который вернулся в Россию из Монголии в 1921 году, Итигэлов сказал: «Плохо, что вы сюда вернулись. Лучше было бы остаться там. Скоро начнутся массовые аресты лам. Попадете в руки к чекистам — они вас живым не оставят!». Доржиев тогда настороженно отнесся к предсказанию Даши-Доржо и задал спросил о том, почему он решил остаться. На что Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять». Эти слова оказалась пророческими.
Агван Лобсан Доржиев (бур. Доржиин Агбан) — буддийский лама, выдающийся духовный, политический, культурный деятель России и Монголии.
В 1930-е гг. многие буддийские монахи были репрессированы. Агван Доржиев скончался от паралича сердца после допроса в 1938 году в тюремной больнице. Его воспоминания передал сокамерник — лама Янгажинского дацана Доржо габжа. Итигэлов также предсказал попрание религии: в монастырях будут забивать скот. Позже в Анинском монастыре действительно в руинах взорванного центрального храма устроят скотобойню, в других постройках — конюшни и загоны для скота. В одном из храмов устроят гараж, и сельчане вспомнят тогда, как Итигэлов однажды сказал: «Скоро в дацане будут хранить железных коней, изгонят лам из него».

Пандито Хамбо Ламе Итигэлову удалось избежать ареста. 15 июня 1927 года монах созвал своих последователей и объявил о своей готовности отойти в иной мир. Он дал своим ученикам последнее наставление: откопать его через тридцать лет. После этих слов Итигэлов попросил читать для него молитву «hуга Намши» (Хуга Намши). Ею провожают умерших, чтобы душа после потери физической оболочки нашла свое кармическое предназначение. Ученики не осмелились читать молитву при живом учителе и начали только тогда, когда Даши-Доржо сел в позу лотоса и сам начал читать молитву. Медитируя Хамбо Лама перестал подавать признаки жизни, а на седьмой день его голова склонилась на грудь. Сознание Итигэлова переселилось в Нирвану.
Колесо Сансары — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Нирвана означает конец череды перерождений.
Ученики согласно завещанию похоронили монаха в кедровом гробе, засыпали его полностью солью и поместили в гробницу в местности Хухэ-Зурхэн, где с давних пор в республике хоронили именитых лам. Во время захоронения в яму после спуска саркофага ударила молния. Гроб с телом монаха поднимали в 1955 и в 1973 году для проведения религиозных обрядов и смены одеяния, а затем опускали вновь. За все это время тело Итигэлова было неизменным, и не подвергалось процессу разложения.

Открытие саркофага ламы Итигэлова.
Окончательно Пандито Хамбо ламу вынесли на поверхность 7 сентября 2002 года в присутствии представителей судебно-медицинской экспертизы и органов власти. В это трудно поверить, но мощи ламы были нетленны. Исследование образцов волос, кожных покровов и ногтевой пластины не выявило отличий от тканей живого человека.
Патологоанатом, эксперт В.Н. Чащин тогда сказал: «Понимаете, такого просто не может быть! Соль, конечно, может замедлить процесс разложения, но только на несколько суток, а не на семьдесят пять лет. При мумификации или бальзамировании тело неизбежно высыхает. Здесь же я чувствовал абсолютно живую, эластичную кожу. Более того, у монаха гнутся все суставы. У него здоровый цвет лица, темные волосы, хорошо сохранились зубы. Я могу констатировать одно: нет ни единого признака смерти, а значит, он жив».

Даши Доржо Итигэлов. Наши дни.
После проведения исследования частичек кожи Итигэлова, исследователи пришли к выводу, что клетки не только не умерли, но и продолжают разделение. Жизненные процессы продолжаются, но они значительно замедленны. «В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай такой сохранности тела» — утверждает антрополог, доктор медицинских наук Виктор Звягин. Пока ученые не могут назвать точную причину данного феномена.

В науке принято считать, что существуют несколько состояний тела после физической смерти. Первое — это мумификация, для которой характерно обезвоживание. Второе — состояние торфяного дубления тканей под воздействием кислой среды, когда кожа становится темного красного цвета и лишается жидкости. Третье состояние — жировоска, когда наблюдается естественная консервация трупа при отсутствии воздуха и избытке влаги. Исследователи называют феномен Итигэлова еще одним состоянием смерти, поскольку никаких следов бальзамирования, мумификации или дубления не нашлось.

Борис Большаков, доктор технических наук, изучив состояние окружающей среды возле тела Даши-Доржо, заметил, что организм монаха вибрирует с частотой в 1 герц. Это соразмерно эмбриональному состоянию человека. По предположению профессора Большакова, тело Пандито Хамбо Ламы подпитывается благодаря частотам, которые звучат во время молитвы. Со дня захоронения его душа не утратила связь с физическим телом, он является живым организмом. По мнению Большакова, причина кроется в том, что, уходя в загробный мир в состоянии очень низкой частоты — 1 герц, монах погрузился не в смерть, а в иную разновидность жизни.

Звягин Виктор Николаевич. Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор.
Прихожане во время молебна в Иволгинском дацане. Фото Шевелева Алексея
Верующие считают, что феномен Итигэлова объясняется фундаментальными представлениями буддистов о бытии человека после смерти. Помимо «грубой» физической оболочки,человек имеет особое, «тонкое» тело, состоящее из духовных каналов — нади, специальных точек — бинду и энергий — пран. На каналах находятся узлы-центры — чакры. «Грубая» физическая оболочка базируется на «тонкой». Перед уходом в загробный мир лама во время медитации может достичь ее наивысшей формы — сомати. После смерти «тонкое» тело насыщает энергией «грубую» оболочку, что и объясняет нетленность Пандито Хамбо Ламы Итигэлова.