екатерина процевская
Кибериллиада
Киберполе – заманчивое место для мировых баталий. Как мы в этом замешаны и почему кибератаки
старше Интернета?
Мы – часть большой стройки. Киберпространство стремительно расширяется, становится удобным многоквартирником для всех желающих прожить две жизни одновременно. Медиаполис – это виртуальная надстройка над миром реальным, в котором мы начинаем проводить все больше времени. Звучит как «будущее уже наступило», но так ли безопасно киберпространство?

Интернет помнит все...
Диалог, удалённый год назад, фотография десятилетней давности, множество заведенных аккаунтов и даже личные данные, на использование которых ты дал согласие на громадном количестве сайтов – небывалая прозрачность и доверие среди интернетовского братства не всегда становится достоянием хороших рук.

Троянский конь
Кибератаки являются актуальнейшей проблемой современности, правда появились они много лет назад. К примеру, древнейший предок кибератак разрушил Трою на рубеже XIII—XII веков до н.э., став героем известнейшего фразеологизма «данайский дар» – Троянский конь. «Вирусная» атака, которую совершили ахейцы на Трою, стала прототипом всех действующих механизмов современных кибервторжений. Пятой Ахилла все так же остается человеческий фактор: любопытство, невнимательность, легковерие, забывчивость и неосторожность. Троянская программа стала тёзкой древнего коня, и мы с вами, как жители Трои 3 тысячи лет назад, открываем двери своего персонального компьютера этому с виду легальному вирусу.

Во время Второй мировой войны велись целые игры с кодами: шифровальная машина Третьего рейха «Энигма» против целой союзнической лаборатории для расшифровки под названием «Turing Bombe». В то время этот процесс назвался криптографической атакой и пользовался теми же механизмами, что и современный взлом пароля: подбор всех возможных комбинаций. Если «Энигма» представляла собой маленькую переносную машинку, способную перевернуть весь мир, то ее противник «Turing Bombe» выглядел внушительнее. Алан Тьюринг создал целый суперкомпьютер с большим количеством методов взлома. Сейчас Премия Тюринга – самая желанная награда выдающихся информатиков мира.

Первым, кто заговорил о компьютерных вирусах, был Фред Коэн. И с 1983 года началась мировая история вредоносных программных обеспечений. Первые вирусы были безвредными раздражителями, которые выскакивали на экране и мешали работать. Серьезнее оказался вирус Jerusalem. Он внедрялся на компьютер каждую пятницу 13-го числа и уничтожал все программы, запускаемые в этот день. По его подобию были созданы Микеланджело (запускался в день рождения итальянского художника) и Чернобыль (26 апреля).

Фред Коэн
американский информатик, известный как изобретатель приёмов защиты от компьютерных вирусов.
Самой разрушительной силой обладал вирус ILOVEYOU в 2000 году, который попал в книгу рекордов Гиннеса как самый скоростной и деструктивный вирус в истории. ILOVEYOU надавил на любопытство и сыграл злую шутку с теми, кто на это клюнул (подобный способ так и называется «фишинг»). В любом случае, к началу XXI века киберпространство продемонстрировало, на что способен вредоносный «червь», как это можно использовать в своих целях и что самым уязвимым местом является человеческий фактор.
Кто мы? Чего мы хотим?
Капюшон, клавиатурная дробь, скрипты и миллиард цифр на экране – так выглядит хакер в большинстве наших ассоциаций. И это уже не учитель ИКТ, а цифровой Робин Гуд и Интернет-партизан в одном лице. Некий киберреволюционер, бросивший вызов операционным системам и правительствам.
Группировка Anonymous
Самая известная группировка Anonymous использует в качестве своего символа маску Гая Фокса, не имеет единого централизованного руководства и соблюдает полную анонимность ее участников. В 2012 году журнал Times включил Anonymous в число 100 самых влиятельных людей мира.

Они взламывали Интерпол, платежные системы PayPal, Маstercard, Visa, а также занимались отслеживанием аккаунтов террористов и их взломом. Подобные им хакерские группировки (Fancy Bear, «Шалтай-Болтай», Lulz Security, WannaCry) не раз демонстрировали свою способность «покорить мир», взяв под контроль жизненно важные государственные точки.
Цели кибератак сводятся к следующему:
Шпионаж
Сбор информации
Пропаганда
Вмешательство в работу оборудования
Дезинформация, намеренное введение в заблуждение
Рост протестного настроения
в социуме

Часть большой игры...
Такой масштаб киберугроз способен воздействовать не только на определенный персональный компьютер, но и на огромное количество интернет-пользователей. И сейчас киберпространство становится площадкой для новых видов преступлений – кибертерроризма и политических кибератак. На сегодняшний день современное законодательство не в силах контролировать эти процессы. Но и существование такого феномена становится причиной международной истерии: одно государство часто безосновательно обвиняет в атаках другое. Чаще всего это старый добрый враг, имеющий другие политические взгляды и «вечно желающий зла» данной стране. И среднестатистический пользователь, за чашкой кофе проверяющий свою почту, может и не подозревать, что является частью большой игры.