Понятия «революционер» и «еврей» в глазах общественности были почти равны. Такое мнение выработалось из-за большого количества евреев в левых партиях и, соответственно, их активного участия в революционном движении. Это было связано в том числе с ограничительным законодательством, толкнувшим еврейскую молодежь из ксенофобской среды в революционные кружки, где все находились в равном положении. Особенно ярко еврейские организации проявили себя в годы первой русской революции.
Оппозиционные партии левого толка – социал-революционеры, социал-демократы и др. – отличались крайне либеральными взглядами на национальный вопрос (чем и были так привлекательны для еврейской молодежи). Основными требованиями левых партий были: уничтожение сословий, равноправие всех граждан, независимо от пола, религии, расы и национальности, право национальностей на самоопределение, введение родного языка в учреждения и т. д.
Центристские позиции были представлены либеральными партиями: «Союзом 17 октября» и конституционными демократами. Либералы строили свои национальные программы на признании исторической законности единого многонационального Российского государства и понимали, что грубая русификаторская политика угрожает единству России. Поэтому они брали на себя роль критиков национальной политики царизма. Они ставили своей целью защиту прав личности, поэтому кадеты (конституционно-демократическая партия), например, выступали за «право свободного культурного самоопределения»
Как реакция на либерализацию 1905–1907 гг., в 1907 г. начал оформляться и консервативный лагерь, представленный крайне правыми и умеренно правыми организациями. В 1905 году черносотенцы создали крайне правую монархическую организацию «Союз русского народа» (СРН). Вслед за ними, в 1908 году, свою партию создали консерваторы. «Всероссийский национальный союз» (ВНС) отстаивал умеренно-правые националистические позиции. В программных документах эти две политические силы смотрели на национальный вопрос схожим образом.